Есть книги, читать которые - признак того, что ты «не такой, как все». В советское время такими были труды Солженицына, которые народ буквально переписывал и перепечатывал от руки. Читал Солженицына - значит, не лох, а настоящий человек, знающий правду. То, что правды там не было, поняли не все и не сразу.
В наше время аналогичную роль в узких кругах играет знаменитый мегафанфик «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Те, кто осилил эту простыню текста, любят вскользь упомянуть, что им она понравилась куда больше, чем, собственно, книги Роулинг, потому что у Роулинг все «тупо и нелогично». Высший шик - признать, что ГП ты не читал вообще.
Но я сегодня хочу вспомнить о «Миррском цикле» Максима Шапиро. Эти рассказы попались мне на глаза много лет назад, и я почти было о них забыл, как вдруг в последнее время раз за разом начал вновь натыкаться на людей, которые их читали и восхищаются. А тут, мне кажется, есть о чем поговорить.
«Миррский цикл» - великолепная иллюстрация, как легко можно продать фашизм даже думающему и интеллигентному читателю, если снабдить его научно звучащими обоснованиями и не заострять внимания на некоторых подробностях. То есть именно так, как это и произошло в Европе в начале прошлого века.
Для не читавших или подзабывших напомню основную идею.
Мирра - космическое государство-планета. Волей автора там действуют особые законы, которые в считанные годы превратили Мирру в галактического гегемона и счастливую утопию.
Например, если иностранец совершит преступление на территории Мирры, ему могут назначить наказание по местным законам, а могут - по его родным, смотря по тому, какое будет суровее. Как сформулировал это герой рассказа, «проявляя уважение к национальным законам и обычаям». В случае войны с пленными тоже будут обращаться так, как это принято делать у них на родине. Тоже «проявляя уважение».
А еще там действует статистический принцип. Для каждого преступления эксперты Мирры составляют статистический портрет типичного преступника. Люди, которые в этот портрет лучше всего вписываются, первыми попадают под подозрение, их могут подвергнуть превентивной проверке, а если уж все-таки совершат это преступление, то получат максимально суровое наказание. Если же преступник в портрет не вписывается, то наказание получит намного мягче.
Чтобы понять, «о чем думал автор, когда писал это произведение», не нужно быть Белинским. Рассказы написаны, когда вся страна еще отлично знала ужас девяностых с их беспределом, терактами и этническими бандами. Мирра - это Россия, преобразованная по авторской идее, да и в остальных планетах и народах легко узнаются привычные американцы, евреи, арабы и т.д.
Логика тут чиста и прозрачна. «Лица кавказской национальности», приезжающие в Россию из мусульманских регионов, считают себя тут безнаказанными, потому что по местным законам им не грозит, например, смерть за изнасилование. Так пусть боятся, потому что и здесь их ждет то же, что на родине. Теракты совершают тоже кавказцы-мусульмане - так пусть каждый из них будет по умолчанию подозреваемым, и пусть получает по полной программе.
Мне интересно, задумывался ли автор в своей ненависти к «чуркам», какой ужас в действительности прописал своей счастливой и справедливой планете.
Начнем с первого пункта. Вряд ли товарищу Шапиро это известно, но он практически повторил доводы Гитлера.
Еще в самом начале Великой Отечественной войны фюрер распространил по всем нейтральным государствам информацию, что немецкие военные подвергаются в советском плену неслыханным пыткам и издевательствам.
Тем самым - продолжал Гитлер - русские показали, что являются не цивилизованным народом, а лютыми варварами, с которыми нельзя обращаться по-человечески. А потому Рейх считает бессмысленным соблюдать нормы Женевской конвенции по отношению к советским военнопленным.
Русские, кстати, на «миррский принцип» наплевали с высокой колокольни. Мы не стали строить лагерей смерти для уничтожения немцев, да и вообще не пожелали им уподобляться. Наоборот, мы еще и погнали самих немцев посмотреть на их собственные лагеря смерти, чтобы дошло получше. Говорят, впечатление было и вправду сильным.
А применительно к уголовному кодексу «миррский принцип» - обыкновенное лицемерие. Ну да, за воровство по законам какой-нибудь арабской монархии полагается отрубать руку. А еще там полагается смертная казнь за переход из ислама в любую другую религию. Или за то, что женщина вышла на улицу в коротком платье. Почему следует «проявлять уважение» к одному закону, но не к другому?
Ну а статистический принцип... Одна из характерных черт фашизма - разделение общества на группы, живущие по разным законам.
На первый взгляд может показаться, что тут такое деление по крайней мере справедливо - тот, кто больше склонен к преступлению, получает за него большее наказание.
А помните, было такое стихотворение «Каменщик»? Его герой спрашивает у мастера, строящего тюрьму:
Каменщик, каменщик, с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
и получает ответ:
Верно, не ты и не брат твой, богатый -
Незачем вам воровать.
Действительно, статистика показывает, что бедные совершают преступления чаще, чем богатые. Необразованные - чаще, чем образованные. Дети из неблагополучных или неполных семей вырастают преступниками чаще, чем дети любящих родителей. Про сирот-детдомовцев я уж и не говорю.
И дело тут не в какой-то их особой порочности, а просто в том, что у них банально меньше возможностей добиться желаемого, не нарушая закон. Статистика лишь отражает распределение возможностей в обществе, а основная идея закрепляет и освящает это распределение.
В результате система из утопии превращается в антиутопию. Элиты там будут пользоваться всеми возможными привилегиями, а за большинство преступлений смогут отделаться куда более мягким наказанием. Зато «быдло» стражи порядка будут постоянно подозревать и карать по полной программе за любой проступок. Знай свое место!
Напомните мне, чем это отличается от системы, где все происходит так же, только без научных обоснований, а просто потому, что у элиты есть деньги и власть?