Магия фэнтези: физика и семантика

Dec 27, 2018 10:06

Сегодня поговорим о фэнтези.

Точнее - о магии в фэнтези.

Еще точнее - о магических системах, соответствующих первому закону Сандерсона: у них есть правила, которые читатель знает и понимает.

Я заметил, что такие системы бывают двух разновидностей, причем одна из них практически не встречается на Западе и редка на Востоке. Назовем их для простоты физической и семантической магией.


Физическая магия проста и понятна: это набор практических действий. Есть методы, чтобы поднять камень, чтобы переписать воспоминания, чтобы остановить или запустить сердце.

Иногда для каждого действия свой метод, и каждое заклинание приходится учить заново, с нуля. Но обычно все же в волшебстве происходит так же, как и в обычной жизни: тот, кто умеет делать что-то одно, легче освоит другое, похожее действие. Можешь стирать память? Справишься и с ее модификацией, или созданием ложных воспоминаний. Можешь усилием мысли зажечь огонь? Сможешь и погасить его.

Поэтому физические маги часто специализированы: стихийники, некроманты, иллюзионисты, целители...

Каждое заклинание производит строго определенный эффект, куда бы ты его ни применял. Если оно создает пламя, оно создает пламя и в стоге сена, и на голове противника. Лукьяненко в одном из «Дозоров» рассуждал, насколько сокрушительны в бою бывают бытовые спеллы, предназначенные для чистки картошки или разогрева еды.

Весьма часто автор оговаривает, что маги у него управляют некой «силой» или «энергией». Но не обязательно. Физическая магия может быть основана и на словах, как в «Волшебнике Земноморья» Урсулы ле Гуин, или знаках, как в «Старом Королевстве» Гарта Никса.

Истинная Речь или символы Хартии - язык магии, но он своеобразен. Там невозможны метафоры. На этих языках не получится слагать стихи или рассказывать анекдоты. Они больше напоминают формальные языки программирования: каждый символ или слово однозначно определяет какую-то вещь или действие в мире. Фраза на этом языке прямо транслируется в строго определенный эффект, как и всегда с физической магией.

В общем, какую бы теорию автор ни подводил под волшебство в своем сеттинге, физическую магию можно описать так. У мага есть Рука, позволяющая манипулировать миром, и Глаз, позволяющий его воспринимать. Магическое искусство - искусство управления этими двумя инструментами, интерфейс, при помощи которого маг с ними взаимодействует.

Оно может иметь форму прямого умения, когда волшебник работает Глазом и Рукой, как собственным телом. Оно может также иметь форму программирования, когда набор команд для Руки и Глаза действует автономно, без участия мага.

Семантическая магия совершенно иная. Она не просто основана на словах - она стоит на смыслах, и именно смыслы производят волшебство.

На первый взгляд она кажется такой же - волшебник говорит «Откройся», и дверь открывается. Но получилось так не потому, что команду волшебника исполняет незримая Рука, а потому, что волшебник проник в смысл самого понятия «открытия». Он добавляет этот смысл к двери, словно бы переименовывает ее в открытую - и становится так.

Физический чародей, наловчившийся вскрывать механические замки, может оказаться бессильным перед замком электронным: там совершенно другое внутреннее устройство, и для его открытия требуется иное действие, а значит - другое заклинание. Семантический даже не заметит разницы - слово-то все то же. Но зато физический чародей, способный открыть замок, сможет и передвинуть карандаш - для него это та же манипуляция материей. А вот семантический, если не знает слова движения, ничего не сумеет сделать с упрямой деревяшкой.

В энциклопедии тропов posmotre.li есть статья «Семантическая сверхспособность». Там описано, насколько разнообразными могут быть эффекты от одного заклинания в мире с такой магией. Артефакт-ключ в руках вора откроет сокровищницу. В руках предпринимателя - собственное дело. Следователь с его помощью сможет раскрыть (или закрыть) дело уже уголовное. Чернокнижник - портал в преисподнюю. Физик - новый закон природы.

Героиня одной из книг, где действует семантическая магия, владела заклинанием, которое позволяло ей защищать свои вещи от кражи. То, что зачаровано, никто не может ни похитить, ни отнять. Однажды она сообразила, что ее жизнь тоже принадлежит ей... и стала неубиваемой.

В японской манге Aphorism персонажи - ученики волшебной школы - перед началом обучения должны одним иероглифом записать, что для них самое важное и желанное в жизни. Этот иероглиф становится для них единственным заклинанием. Главный герой выбрал знак «перемены» и теперь может менять свойства всего, чего пожелает, включая собственную внешность. Другие его соученики пользуются своими способностями не менее креативно. Некоторым даже удается сыграть на том, что иероглиф может иметь несколько значений.

Следы семантической магии есть и в мире Древних Свитков. Ничего удивительного - главный идеолог проекта Майкл Киркбрайд, судя по всему, большой поклонник буддийской философии в переложении Алистера Кроули.

Среди могущественных артефактов даэдра - волшебных вещей, пришедших с других планов бытия - есть Скелетный Ключ, открывающий не только двери, но и тайны, и скрытые потенциальные способности людей.

В «Скайриме» протагонист изучает Дова Зул - драконий язык, слова которого меняют реальность. В «Земноморье» Истинная Речь тоже была родным языком драконов. Но тут все иначе: хотя Голос наделяет слова силой, толк от этого будет лишь тогда, когда ты поймешь и осознаешь смысл того, что говоришь.

Медитации над Словами Силы дают некоторые полезные бонусы самому персонажу. Например, постигнув смысл слова «Исчезновение», можно немного успешнее прятаться в тенях. В общем, будете в Скайриме, рекомендую основательно побеседовать со стариком Партурнаксом. Ему есть что сказать.

И снова объяснения, данные автором, могут быть какими угодно, но у всей семантической магии есть общая структура. Она действует так, как если бы сам мир был текстом, а маг - персонажем, которому выпал шанс ненадолго стать соавтором, переписать сцену, в которой он участвует. Могущество мага в этом случае зависит только от его мастерства слова.

Я не берусь судить, почему семантическая магия менее популярна. Возможно, дело в том, что большинство людей все-таки воспринимают волшебство как аномальную манипуляцию материей, а не коррекцию Великого Текста Бытия. Или для физической магии проще придумать правила и ограничения. Или авторы в большинстве своем убеждены, что слово может обладать силой, только если его кто-то исполняет - ведь в жизни именно так.

Но сам факт, по-моему, любопытен.

массовая культура

Previous post Next post
Up