Originally posted by
ammy19 at
Oтношения между детьми в семье *Брат = брат/сестра
Роль брата дана нам на всю жизнь, даже если наши отношения с братом плохие или их совсем нет. В этой статье мы попробуем понять сложности отношений между братьями, вклад отношений в развитие личности ребёнка и как можно помочь братьям уменьшить соперничество между ними.
В отношениях между братьями работают две силы одновременно:
- Одна сила отдаляет их друг от друга - они используют различия между ними для того, что бы определить собственную личность.
- Другая же сила - сближает их особой братской связью.
Появление нового брата в семье ставит под удар место(чувство принадлежности) старшего брата. Это побуждает сильные чувства в старшем брате. Ключ к сокращению борьбы ( вымещение злости на брате ) находиться в чувствах. Дети не реагируют на логику когда они злятся, им нужно внимание к их чувствам. Им нужно знать, что можно свободно выразить своё чувство гнева. Вместо того, что бы пренебрегать отрицательными чувствами к брату , подтвердите существование этих чувств словами, которые отождествляются с тем что он чувствует ( отражение), дайте ребёнку абстрактно представить то чего ему не хватает в реальности (я хотел бы, чтоб его не было), и помогите отвести враждебные чувства в другие символические/изобретательные русла (покажи мне). Остановите оскорбительное поведение не раня (не обижая) обидчика.
Что усиливает соперничество между братьями?
Конкуренция : нужна ли ребёнку конкуренция дома для того, что бы подготовить его отстаивать свои права в конкурентном мире((עולם תחרותי ? Ребёнок может научиться действовать соответствующе, ассертивно, и достигать своих целей в обществе поддерживающем сотрудничество. Расти в атмосфере взаимоподдержки значит: больше уважения к другим, больше уверенности в себе.
Сравнение: избегать отрицательных сравнений (твой брат не оставляет беспорядок в комнате) или положительных (ты не оставляешь игрушки в комнате, как твой брат). Когда ребёнку говорят «твой брат хороший ученик» он слышит -«мама думает, что я плохой ученик».
Вместо того, чтобы сравнивать, опишите то что вы видите, то что чувствуете, скажите что нужно делать (я вижу полотенце на полу, меня это раздражает, место этого полотенца в корзине с грязным бельём).
Одинаково это меньше: не относиться к детям одинаково, а особо. Давать каждому столько любви и внимания сколько ему требуется :
Вместо того, что бы следить за количеством еды в тарелке, сконцентрируйтесь на потребностях каждого ребёнка.
Вместо того, чтобы говорить о равной любви, проявляйте любовь в уникальной форме. Уделяйте время в соответствии с потребностями каждого из детей, а не равное кол-во времени каждому.
Понимание и принятие их разочарований поможет им справляться с несправедливостью в мире.
И запомните - у сопереживания есть границы в удовлетворении легитимных нужд ребёнка.
Ябедничество: Сократить с помощью высказывания четкой позиции о том что мы ждём и тогда каждый ребёнок будет лично нести ответственность за свои поступки.
Создание должностей (в семье): Главное влияние на формирование личности человека происходит через определение и распределение его роли, которая становится стилем его жизни (по сегодняшний день...). Назначение должностей может вызвать чувства враждебности, которые приведут к ссорам. Сильная неприязнь может быть вызвана, когда один из детей повышен по сравнению с другими. Цена которую платит привилегированный ребёнок - повышенное чувство ответственности и угождение родителям. Детям нужно тренироваться в разных ролях - быть дерзкими,осторожными.... есть дети которым не доводится попробовать себя в разных ролях из-за способностей их братьев.
Когда ребёнок определяет область своей ответственности, наша задача проверить, что и другие дети могут проявить себя в этой области.
Следует быть осторожными в особом отношение к детям в соответствии с порядком появления детей в семье, их способностями или навыками : быстрый, медлительный... Один из путей не определять должность ребёнку, это не думать о нём так как он есть, а думать о нём как о таком каким мы хотели бы его видеть.
К примеру, вместо того что бы думать о ребёнке как о жертве, думать о нём как о ребёнке который должен учиться защищаться и требовать , что бы его уважали другие.
Роль проблематичного ребёнка: Если родители относятся к инвалидности, болезни или другой проблеме как к роли, ребёнок становиться ещё более проблематичным. Родитель который повышает требования от обычных братьев и ставит их потребности на второй план, относительно проблематичного ребёнка, тем самым может вызвать ненависть к проблематичному ребёнку со стороны остальных братьев. Ребёнок с проблемами не обязательно проблематичный ребёнок. С нашей стороны необходимо принимать расстройства ребёнка, ценить его достижения, даже сели они не совершенны и предоставлять помощь в решение проблем.
Ссоры между братьями, эффективное вмешательство:
- признание гнева каждого из детей (отражение-высказывание точки зрения)
- выслушивание рассказа ребёнка с уважением
- проявление понимания к сложности проблемы
- высказывание уверенности в том, что возможно найти решение которое подойдёт обеим сторонам
- выйти из комнаты
Иногда мы решим, как поступить в данный момент, но потом вернёмся к обсуждению проблемы и найдём общее (подходящее для обеих сторон) решение в подобных случаях.
В опасных ситуациях: Опишите то, что вы видите и разведите детей.
Как помочь детям в сложных ссорах:
- Созовите детей и сообщите им о цели собрания
- Правила собрания (слушать до конца)
- Запись чувств и беспокойств каждого из братьев
- Перечитать записанное с целью проверить правильно ли записано
- Внесение предложений, с которыми оба могут согласиться
- Выбор одного решения
- Дальнейшее отслеживание
Когда мы защищаем одного из детей мы увеличиваем шанс, что второй отыграется на защищаемом когда нас не будет рядом.
Борьба за вещи: Нам хочется, что бы дети ощущали удовольствие от того, что они добровольно делятся вещами. Принуждение делиться приводит к тому, что дети ещё сильнее дорожат своими вещами и бояться их потерять. Следует придерживаться подхода - каждому по его потребностям и в соответствии с тем, что он чувствует. Такой подход уменьшает напряжение и вносит гармонию. Если мы вмешиваемся, то следует как можно скорее привести к переговорам.
Установить общие правила по поводу вещей, большая часть вещей общие. Особенные вещи, хрупкие или личные будем хранить в отдельном месте и нужно попросить разрешение, чтобы ими пользоваться.
Решение разногласий: Объявите о позиции каждого ребёнка, и правиле для всех: «Каждый имеет право оставить себе свои вещи». Оставьте окно для переговоров: « Если тебе это подходит, можешь дать ему попользоваться» и выйдите из комнаты.
Стимулировать деление вещами:
- Посоветуйтесь с детьми как разделить вещи (купила пачку шариков, как мы её поделим?)
- Указывайте на плюсы деления вещами (как используем общие краски, что бы было больше цветов?)
- Оставлять время для внутренних процессов (когда он будет готов, он тебе скажет)
Как благоприятствовать любви между братьями:
- Говорить в слух о смешных и приятных совместных делах
- Когда ребёнок просит о помощи, попробовать направить его за помощью к брату
- Инициировать совместные занятия (один делает мыльные пузыри, второй их лопает)
- Поощрять совместные занятия (какая вы команда!)
- Не ограничивать любовь к одному ребёнку, что бы компенсировать другого
- Не ограничивать их должности (не просить только того кто быстрее или ответственней)
- Иногда разделять детей, не все занятия должны быть общими
- Рассказывайте каждому ребёнку, чем восхищается в нём его брат
- Делайте семейные встречи
Статья была написана Анабелой Шакед, которая является академическом директорам Махон Адлер.Прилагаю линк к ивритской версие -http://www.anabella.co.il/?q=he/node/207.
Перевела статью с целью поделиться знаниями и быть полезной родителям.
Надеюсь, статья будет вам интересна и каждый сможет выбрать, что-то полезное для себя и своей семьи. Желаю всем тёплой обстановки в доме, расти детей в любви и понимание.
Буду рада обсудить написанное и услышать ваше мнение.
Галя :)