Детям нужна свобода!

Mar 22, 2011 22:21

Вот уже провела у деток 7 занятий. Пролетело как 1 день... Конечно,cейчас нет такого мондража, но каждое занятие для меня по прежнему это сюрприз. Каждый раз, я очень тщательно готовлюсь, даже спорим с Дашей частенько, бывает готовим каждая свой вариант работы, но не одно занятие не прошло по четкому плану - и это самое классное. Получается только лишь выбрать материал для творчества, и (повезет если) тему. И дело не в том, что дети не послушны, как раз наоборот. Иногда не совсем усидчивы, но это тоже не беда. Даже спустя 7 занятий, я не могу сказать что до конца знаю их способности. Они до сих пор продолжают меня восхищать и удивлять. Причем, что меня потрясло больше всего, это не так сильно зависит от возраста, сколько от полученных базовых знаний. Все дети ходят в садик, а некоторые и в школу. Но не у всех получается даже ножницами резать, аккуратно клеить, работать кисточкой и красками, лепить из пластилина. Не исключением оказался и мой сын. Я так счастлива, что хоть сейчас я могу дать ему то, что когда-то было упущено.
Очень хорошую книгу мне порекомендовала подруга, вернее серию книг Б.М. Неменского. Хотя конечно написано скорее для преподавателей учебных заведений, чем для мам, которые решат с детьми дома заняться творчеством. Это больше философия искусства в целом, прикладного там меньше, чем во многих других пособиях. Но я здесь нашла многое, что подтвердило мои собственные наблюдения, мысли, идеи. Теперь я точно знаю, что изобразительному творчеству нужно обязательно обучать детей и чем раньше, тем лучше. И это совсем не значит, что ребенок будет гениальным художником или скульптором. Для ребенка это оказывается способ выразить то, что у него внутри. Когда об этом я прочитала у Б.М. Неменского, все во мне перевернулось. Хоть всю свою сознательную жизнь я была связана с искусством, для меня вершиной профессионализма было то, на сколько точно мастер отражает окружающий мир. Конечно я уважаю импрессионизм, но только сейчас я могу сказать, что недопонимала и недоощущала его роли. Это сложно понять когда мастеру много лет, ему доступны все виды коммуникаций - говорить, поехать куда вздумается, выбрать что читать, чему учиться, с помощью чего себя выразить. Но совсем другое дело когда это ребенок, который толком то и сказать не может чего хочет, не то чтобы выбрать вид искусства. У него очень ограничены средства самовыражение и это зачастую просто эмоции. И выплескиваются они как правило на тех кто рядом. И не всегда всем это нравится. Но если же ребенок овладел каким либо способом изобразительного искусства - рисовать, лепить, резать, клеить и т. д. для них это еще одна степень свободы. Это все равно что мы с мобильником или без него, с машиной или без… Они могут нам больше рассказать о себе, можно лучше понять как они воспринимают этот мир, как видят дерево или птичку, какой цвет любят, что приснилось и очень многое… Поверьте им есть что выразить, их внутренний мир очень богат, только дайте свободу. И чем больше степеней свободы, тем увереннее ребенок себя чувствует. Оказалось, чем меньше ребенок, тем больше он любит краски. Он еще не знает, что это дело грязное, трудноотстирываемое и отмываемое, пока конечно мама с папой… не расскажут ему об этом. А как «расскажут», да не дай Бог запретят, так одной свободой становится меньше. Дальше по приоритетности идут фломастеры - и там та же картина, далее цветная бумага, пластилин и потом только карандаши. Не у всех детей хватает даже сил должным образом нажимать на карандаши, а родителям они больше нравятся как менее маркое средство самовыражения. А потом можно услышать, «а мой рисовать не любит, даже и не знаю почему?» Не исключено, потому что он думает: «это трудное и грязное занятие и оно не для меня.» Да, и я не исключение. Все эти предубеждения были присущи и мне. Из всех средств самовыражения сошлись на гелиевых ручках и ЛЕГО. Сижу и «рву на голове волосы», какая же я… Разговаривала и с художниками и с психологам: «Сын, говорю, все время рисует, но только очень мелко, просто бисерно, под микроскопом не разглядеть. Че делать?» Ребенку 11 - до мамы дошло. А что только не делала и ругала и уговаривала и объясняла и даже сканировала, увеличивала и распечатывала. А оказалось так все просто - нужно было разрешить краски вовремя и не в строго отведенные часы в определенном месте, а всегда, когда захочется, да и не только краски а многое другое. Это ответ и на то, почему ребенок закомплексован, не активен в учебе, хотя у него не плохие знания и способности. Ну конечно… Представьте себе крутого, уверенного в себе мужика без машины, квартиры, денег, компа, интернета и мобилы… без всех этих степеней свободы - смешно? А мне так смешно, что хочется плакать и кричать: "Родители!!! Не отбирайте у детей свободу!!! Лучше дайте ее побольше, научите разным видам искусства. Сейчас такое разнообразие, глаза разбегаются, мы за 7 занятий всего не перепробовали, а сколько всего еще хочется попробовать! Перечесть - пальцев ни на руках, ни на ногах не хватит. Даже если вы считаете, что в роду вашем такой ерундой никто не занимался и ваше чадо будет потомственным юристом или экономистом, поверьте это не повредит, а только укрепит его уверенность в себе. И не будет это причиной того, что ребенок станет грязнулей и неряхой, если правильно организовать процесс. Дать ему фартучек, нарукавнички, или одежду для творчества (которую не жаль испачкать) постелить клеенку на специально отведенном столике, рассказать как начать работу, как ее закончить правильно. Поверьте результат стоит того!!!"
Previous post Next post
Up