Итак: основная опора жизни Несчастных приходится на слово «должен». Они сами себя связали, арестовали и добровольно втиснули в клетку, украсив решетки табличками «Долженствование». Их главное руководство к действию заключено в черной магии этого понятия: «Я постоянно кому-то должен - обществу, приятелям, родителям, детям, педагогам…» «Должен, должен, должен…» - очереди похлеще пулеметных атакуют бренное существование этих обрекших себя на самоистязание существ, решивших, что лучший путь спасения заключается в том, чтобы идти против природы и естества. В конечном счете, проклиная все на свете, они, кто в озлобленности, кто в отупляющей апатии, проклинают этот мир и себя в придачу, окончательно заражаясь вирусами ненависти, неприятия и недоверия. Tertium поп datur, как говорили древние, - третьего не дано. Либо рабство, либо свобода. Участь раба печальна. Он просто несчастен. По своей воле, по выбору своему.
Счастливые же выбирают свободу - и в итоге ее обретают. Жизнь оказывается проще, чем нам кажется. Мы сами ее замутняем и оттого мучаемся. Недаром же слова «муть» и «мучение» имеют один и тот же корень. Я полагаю, что и слово «мудак» и по созвучию, и по смыслу относится к этому же ряду. Внося ясность в свои отношения с миром, собой, другими, мы автоматически перестаем мучиться и мучить.
Что же для этого следует предпринять? А просто взять и выйти из порочного круга долженствования. Хоть прямо сейчас, так, как это делают Счастливые. Рассмотрим первые шаги таких людей:
1. Я никому ничего не должен.
2. Повеяло ветерком свободы. Однако этого недостаточно, и естественным продолжением начатого пути становится шаг второй: я никому ничего не должен, в том числе и себе.
3. Если я никому ничего не должен, в том числе и себе, то и мне никто ничего не должен.
А раз так, то я без всякого принуждения снимаю свои притязания и претензии к людям - что, дескать, кто-то меня недоносил, недолюбил, недодал чего-то, недовоспитал. Ведь мне же никто не должен. А это значит, что все случившееся происходит исключительно по моей доброй воле. И тогда я уже буду не роптать и сетовать на то, что мало мне сделали добра, а благодарить за то, что сделали хотя бы и это малое добро. А в этом малом кроется поистине Великое.
На уровне же психологическом, житейском, речь идет о различии между двумя проявлениями души - Благодарностью и Завистью. Получается, что тот, кто благодарен, тот и счастлив. Завистник же, обрекая себя на неизбежность самоистязаний, низвергает себя собственноручно в ад. Выходит, что на отчаянный вопрос Чацкого «А судьи кто?» самым логичным ответом становится: «Мы сами себе и судьи». А как известно, каков Суд, такова и Судьба. Слова одного корня.
[Эрнест Цветков выдержки из книги "В поисках утраченного Я"]