Исследование, проведенное Чиксентмихайи, свидетельствует о том, что уже двенадцатилетние дети проводят четкое различие между работой и игрой, и большинство из нас продолжают это делать до конца своих дней. Дети отлично понимают, что учеба - это напряженный труд и в классе, и дома - работа, работа и еще раз работа... Из-за того, что ученики воспринимают учебу как подневольный труд, они в значительной мере лишаются способности получать удовольствие от самого процесса обучения, поскольку в масштабах всего общества против труда существует стойкое предубеждение. Это предубеждение настолько глубоко укоренилось в душе западного человека, что оно прослеживается вплоть до самых основ нашей культуры.
Жизнь, которой жили Адам и Ева, была квинтэссенцией безделья - они не работали и не задумывались о будущем. Но стоило им съесть запретный плод - и их навсегда изгнали из райского сада; и их самих, и их потомков осудили на пожизненный труд в поте лица. Представление о том, что труд в поте лица - это и есть самое страшное наказание для человека, неотделимо от нашей культуры, поэтому даже рай - идеальное место, в котором у нас была бы идеальная жизнь, - рисуется нам как край, в котором не бывает ни страданий, ни трудов. И тем не менее выясняется, что, если мы хотим быть счастливыми здесь, на земле, нам и вправду необходимо трудиться.
В своей статье «Оптимальный опыт труда и досуга» Чиксентмихайи и Джудит Лефевр доказывают, что люди предпочитают бездельничать, а не трудиться, - но подобный вывод вряд ли кого-то удивит. Гораздо любопытнее другой обнаруженный ими факт - люди в действительности намного чаще испытывают состояние «потока» на работе, а не дома.
Очень уж странным и разоблачительным выглядит этот парадокс - мы уверяем, что нам больше нравится бездельничать, чем трудиться, а на самом деле моменты наивысшего эмоционального взлета посещают нас именно на работе. Это парадоксальное явление наводит на мысль, что наше предубеждение против труда - ведь в наших глазах любой труд ассоциируется со страданием, а безделье с наслаждением, - укоренилось настолько глубоко, что искажает восприятие происходящего с нами в данный момент. Когда мы регулярно и автоматически, на уровне условного рефлекса характеризуем приятные события, которые происходят с нами на работе, как нечто негативное, мы подрезаем крылья собственному счастью; ведь для того, чтобы быть счастливыми, мы должны не только испытывать положительные эмоции, но и воспринимать их в качестве таковых.
Работа может и должна быть тем местом, где мы испытываем положительные эмоции. В своей книге «Смелость учить: Исследование внутреннего мира учителя» прославленный ученый-педагог Паркер Палмер пишет: «Когда в рамках нашей культуры, в которой привычно ставят знак равенства между трудом и страданием, мы беремся доказать, что наиболее красноречивый внутренний признак, свидетельствующий о подлинном призвании,- это глубокая радость, наши слова производят впечатление разорвавшейся бомбы; но это правда». Наша привычка ставить знак равенства между трудом и страданием представляет собой мощный внутренний барьер, который мешает многим людям испытать счастье в учении и в труде.
Для того чтобы учение и труд были нам в радость, мы можем сознательно перестроить свое отношение к ним - избавиться от существующего у нас предубеждения против любой работы. Еще в 1930 году Дональд Хебб провел один очень интересный эксперимент, который поможет нам понять, каким образом такая перестройка может осуществиться.
Шестистам учащимся в возрасте от шести до пятнадцати лет сказали, что никаких заданий им больше выполнять не надо. Если они плохо вели себя во время урока, их наказывали - выставляли за дверь и отправляли играть во двор. Если же они вели себя хорошо, их награждали - позволяли им немного поработать. И вот что сообщает Хебб: «В этих обстоятельствах абсолютно все ученики в течение одного-двух дней приходили к выводу, что труд - разумеется, в определенных границах - для них предпочтительнее, чем полное безделье (кстати, за время эксперимента они освоили более обширный материал по арифметике и прочим дисциплинам, чем это было в предшествующие годы)». Если мы научимся воспринимать труд и учебу как привилегию, а не обязанность - и если мы научим этому наших детей, - наш доход в пересчете на всеобщий эквивалент резко возрастет. Мало того, мы будем осваивать более обширный учебный материал и лучше выполнять свою работу.
Вопрос: Можете ли вы научиться воспринимать учение или труд как привилегию? Что доставляет или может доставить вам удовольствие в самом процессе работы?
по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:
Быть в потоке
Упражнение "Комитет счастья"
Упражнение "Как научиться ставить цели, созвучные нашему внутреннему «я»"
Хочу и надо. Что я хочу делать на самом-самом деле?
Взаимосвязь поставленных целей и счастливой жизни.
Упражнение "Как составить расписание счастья"
Упражнение "Завершите незаконченное предложение"
Богатство и счастье
Упражнение "список занятий, приносящих счастье"
Упражнение: "Ищем счастье в повседневных делах"
Счастье как наслаждение и смысл жизни
Счастье и успех
Медитируйте состояние счастья
Конечная цель - счастье
Как мне стать счастливее? Ритуалы, которые сделают вас счастливее Выражайте благодарность 4 архетипа поведения:
гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек