Я долго думала - к какой категории отнести эту книгу - к лучшей или к худшей? Начала читать отзывы - в большинстве своем негативные - прекратила это делать. Скажем так - книгу можно прочесть один раз поклонникам Гавальды. Если же вы не читали этого автора - не стоит портить впечатление. Что мне понравилось? Любовные переживания, французский колорит, сильное стремление найти главного героя, легкость чтения, ну и то, что это новая книга Гавальды. Что не понравилось? История не интересная, сюжет простой и предсказуемый, книга маленькая. Прочесть и не перечитывать...
Описание
"Матильда" - заключительная часть трилогии Анны Гавальда, в которую также входят произведения "Билли" и "Ян".
Матильде 24 года. Она бросила изучение истории искусств ради не слишком интересной работы и снимает квартиру вместе с двумя сестрами-близняшками. Она говорит, что счастлива, но прибегает к алкоголю всякий раз, чтобы об этом вспомнить. Однажды она забывает в кафе свою сумочку. Некий молодой человек возвращает ей ее неделей позже. Спустя несколько месяцев - и именно из-за него - она решает изменить свою жизнь.
Никогда не поздно изменить свою жизнь, объясняет автор, вновь прибегая к средствам из своего гавальдинского арсенала, чтобы бороться с цинизмом окружающего мира и отстаивать возрождение старых добрых социальных отношений, простые ценности без выпендрежа… Ф. Даржан, Le Figaro
Матильда - это отчасти любая из нас: как истинная женщина она переполнена противоречиями, иногда выпивает лишнего, скучает на работе (занимаясь написанием фейковых отзывов в интернете), злится на дурочек. И ждет большой любви. Даже если сама в этом не признается ни за что на свете. Flair
Но как она это делает? Как Анне Гавальда удается сделать своих героев столь близкими нам? Так сильно растрогать нас своим безудержно порхающим пером? А. Фийон, Lire
Цитаты из книги Анна Гавальда - Матильда.
«Тружусь у себя дома в свободном режиме, по-черному, у меня тысяча имен, адресов, ников, столько же аватарок, и я целыми днями строчу фальшивые комментарии.»
«Я занялась делами совсем мне не свойственными: уборкой, глажкой, разбором корреспонденции. Я перебирала вещи, бумаги, книги, диски. Просматривала обложки, перечитывала по ходу некоторые страницы. Компьютер я не включала. Занимала руки, чтобы отвлечь голову. Извлекла на свет божий конспекты лекций и материалы к диплому, нашла серию своих эскизов, сделанных в музее машин в Компьене.
Все это было сто лет тому назад, одним прекрасным осенним днем… об этом напоминала мне нежность моей штриховки.
Я спрашивала себя, почему я все это забросила. Мне нравились мои истории про колесные средства, к тому же моя совесть оставалась чиста: я не вносила своего ослиного вклада в ту чушь, которой и без меня хватало в искусстве. Почему вместо этого я продавала какие-то йо-йо? Почему я называла себя Choubi_angel и изъяснялась как придурок, перемежая свою речь этими идиотскими смайликами?
Почему я до сих пор так и не съездила полюбоваться конюшнями дворца Хет Лоо близ Апельдорна, повосхищаться переносимой на носилках очаровательной коробкой акварельных красок королевы Вильгельмины и ее белоснежным катафалком? А? Почему?:-(:-/:’-(»
«Я училась жить, отказавшись от телефона, смс, мейлов и автоответчика.
Отказавшись от любимой игрушки, за которую хватаешься по поводу и без…»
«В очередной раз все было подстроено. В моем профиле появился дурной комментарий. Меня тегировали. Мне испортили сайт и форумы. Какой-то идиотский тролль похитил мою сумку, мои документы, воспоминания, деньги моих соседок, а заодно и все мои последние иллюзии.»
«Если ты в жизни чем-то по-настоящему дорожишь, сделай все, что надо, чтобы это не потерять.»
«И что же дальше? Дальше жизнь пошла своим чередом.
Ведь так, не правда ли, говорят, когда ничего не происходит?
Когда забываешь все свои прекрасные решения, отбрасываешь мечты о свободе (зачем уезжать, когда мою комнату только что покрасили?) и о высоком (зачем снова браться за учебу, когда компьютер служит мне «одноруким бандитом»?) и продолжаешь выпивать и трахаться налево и направо, сочиняя самой себе совершенно неромантические комедии.
Раздеть Поля, чтобы одеть Пьера, чтобы в конце концов оказаться голой в руках Жака.
Да, это именно так и называется.
Молодость…
Этот зал ожидания…»
«Ах, простите. Мне-то послышалось «я бы хотел вас удовлетворить». Но… уф… в каком же это мы оказались измерении? Какой-то застенчивый чокнутый повар, к тому же страдающий бессонницей, звонит мне в четверть первого, чтоб зачитать свое меню… Спите спокойно, друзья! Ложитесь обратно спать! Все под контролем! С поцелуями от святой Анны!»
«А «Фейсбук», разве это не фантазм?
А Meetic? Или Adopte? Или Attractive? Все эти идиотские сайты знакомств? Все эти ничтожные сборища, где ты пристраиваешь свое одиночество меж двух рекламных роликов и всех этих кнопок «Нравится», среди сообществ воображаемых друзей, в контролируемых группах, в нищих братствах людей, связанных стадным чувством и абонентской платой с богатейшими серверами, это все что?
А эта лихорадочность… Это постоянное тягостное чувство нехватки, эта дырочка сбоку, это бесконечное донимание телефона, экран, который вечно приходится разблокировать, все эти жизни, которые вы себе докупаете, чтобы оставаться в игре, эта рана, этот шлюзовой щит, эти сдавливания в кармане? То, как вы все, всегда, постоянно проверяете, не оставили ли вам сообщение, не прислали ли смс, какой-нибудь знак, напоминание, извещение, рекламу… что угодно.
И уже неважно, от кого или от какой конторы, главное, что это адресовано вам и вас это успокаивает, это напоминает вам, что вы живы, что вы существуете, что с вами считаются, и раз уж по-другому с вами все равно незнакомы, то вам, возможно, еще и попытаются продать по ходу действия какую-нибудь последнюю новинку.
Все эти пропасти, головокружения, все эти кодовые строчки, которые вы поглаживаете в метро и которые бросают вас, как только больше не ловится сеть. Все эти отвлекающие вас от вас самих развлечения, благодаря которым вы утратили навык задумываться о самом себе, мечтать о своем, общаться с «базой», погружаться в себя, учиться познавать и признавать себя, смотреть на других, улыбаться незнакомым людям, ощупывать взглядом, флиртовать, заводить и даже трахаться! Но которые дают вам иллюзию того, что и вы иллюзорно существуете и обнимаете весь мир…
Все эти кодированные эмоции, дружба, зависящая от электричества, с помощью которого ежевечерне аппарат надо заряжать, и от нее бы совершенно ничего не осталось, если бы однажды вдруг вылетели пробки, все это что, уж не фантазм ли, быть может?
И я знаю, о чем я говорю.
Я тоже активный пользователь.»
«Все… все мы, какие уж есть, большую часть своей жизни живем контрабандой, тайком. Издалека, вблизи, в фас, в профиль и в полоборота, никогда ничего не заметно.»
«А как же твой пресловутый GPS-навигатор?
Он потерялся, так же как и я.»
«Я боюсь снова страдать…
Но Матильда… это же прекрасно - страдать, когда ты в отличной форме. Это привилегия! Только мертвые больше не страдают. Так что возрадуйся, красавица! Иди, беги, лети, надейся, разбивайся, ошибайся, пускай кровь, кровоточи или чествуй, но главное - живи! Поживи хоть немножко! Твой гладкий зад и благоухающие мускусом и фруктами ноги… ну-ка, подвигай ими, покажи, как ты это умеешь. Потому что ты, обрати внимание, морализаторствуешь тут с важным видом не меньше, чем мы. Так что давай, оскорбленная малышка из дорогого квартала, бери на себя ответственность. Хоть раз в жизни до конца последуй за своими убеждениями. Забудь свой компьютер, комфорт, сестричек с розгами, о которых ты говоришь столько гадостей, хотя под их опекой на самом деле счастлива оставаться маленькой девочкой, да, забудь об алкоголе, о своем дешевом цинизме и о своей матери, которая никогда не вернется, и… Ох! Ты куда идешь?»
«Он на нее смотрел.
Он смотрел на нее… сложно сказать, как долго. Секунды в такие моменты длятся гораздо дольше, они редки и считаются в тройном размере. В общем, напишем, целую вечность.
А она, она молчала. Во-первых, потому что устала, а во-вторых, потому что и так достаточно. Свою часть работы она сделала.
Больше она и бровью не поведет. Теперь его очередь. Теперь его очередь взять их историю в свои руки. Ляпнуть какую-нибудь глупость и все испортить или сказать… Она не знала что именно, но что-то такое, что позволило бы ей наконец присесть и перевести дух.
Он все это почувствовал. По его лицу было видно, что он сражается со словами. Со словами, с усталостью, с воспоминаниями. Что он ищет. Почти находит, но останавливается. Что ему страшно и он тоже запутался, как и она.»
Оригинальное название: Anna Gavalda. Mathilde.
Автор: Анна Гавальда
Издательство: АСТ
Серия книг: Гавальда. Французская проза
Язык: Русский
Год издания: 2015
Год первого издания: 2014
Переводчик: Татьяна Позднева
Количество страниц: 192 стр.
Формат: 76х108/32 (~130х185 мм)
Переплет: Твердый
Бумага: Офсетная
Шрифт: Newton
Тираж: 25 000
ISBN: 978-5-17-089718-6
Вес: 248 гр.
Литература стран мира: Литература Франции
Литература по периодам: Современная литература
Анна Гавальда - Матильда. Отзывы.
@Dars:
Начну с того, что мое знакомство с писательницей началось году, эдак, в 2009 с романа «Просто вместе». Эта книга стала одной из любимых не только у автора, но и одной из любимых в принципе. Тут же были прочитаны все переведенные на тот момент книги. Особенно полюбилась «Утешительная партия игры в петанк». Какие-то ее книги нравились мне больше, какие-то - меньше. Но с каждой прочитанной книгой любовь к автору неуклонно росла и становилась все больше. Пока я прочитала все книги, подоспела новая - «Глоток свободы», которая сразила меня наповал фирменным «гавальдинским стилем». Собственно, именно за это я и люблю автора. Гавальду невозможно перепутать ни с кем. Дайте мне главу из ее книги, даже из той, что я не читала, и, с вероятностью 90%, я пойму, что это именно ее книга.
Дальше было долгое творческое затишье. Спустя три года вышла новая книга, за которой я на всех порах понеслась в книжный. Но «Билли» мне не очень-то понравилась. Может, просто тема не моя. Скорее всего, именно так. Но стиль автора читается, а потому я все же была довольна. Затем был «Ян», который мне очень-очень понравился. Я вздохнула с облегчением, подумала, что с «Билли» вышло просто недоразумение, и моя любовь к автору была восстановлена.
И вот около месяца назад я узнаю, что выходит третья часть «именной» трилогии (я как-то и не думала, что это трилогия) - «Матильда». Книга появляется в магазине, и я несусь за ней, подгоняемая приятными воспоминаниями о «Яне». Обложки у книг Гавальды всегда просто загляденье, и эта не стала исключением. Очень французская, на мой взгляд. Пролистываю, и становится немного грустно: уж очень книга тонкая (а кроме того, непомерно дорогая для 190 страниц, 16 шрифтом с огромными полями). У меня уже была начата другая книга, но ради Гавальды я ее отложила на один вечерок.
Что ж, прочла за пару часов. Сюжет в следующем: 24-летняя Матильда, жительница Парижа, работает на рекламное агентство по раскрутке сайтов (которое само же предварительно доводит эти сайта до того состояния, что их срочно нужно рекламировать). Когда она училась в университете (изучала она искусство, вся такая творческая), у нее умерла мать. Потом была невероятно яркая любовь с писателем, но он оказался той еще сволочью, использовав историю Матильды в качестве материала для своей книги. Теперь Матильда снимает квартиру вместе с соседками-близняшками. Эти самые соседки задумали сделать ремонт, оставили все деньги Матильде, а она благополучно...кхм-кхм...потеряла сумку в кафе. Жизнь ее кончена, бла-бла, но тут она узнает, что сумка нашлась. Она не верит своему счастью, несется на встречу, забирает сумку у мужчины не самой приятной внешности (вообще какой-то жирный уродец, судя по описанию), который - внимание! - не тронул деньги! Иии... влюбляется в него! Оставшуюся часть книги Матильда пытается его разыскать, не зная о нем практически ничего.
Что можно сказать? Сама Матильда мне не очень понравилась. У Гавальды всегда главный персонаж какой-то несчастный, но позже справляется и меняет свою жизнь. Здесь мне показалось, что Гавальда добавила героине жизненную драму, просто чтобы хоть как-то сделать персонаж глубоким и более-менее симпатичным читателю. То есть на этом персонаж сформирован, и если убрать жизненную трагедию, то Матильда кажется (и это мое мнение) пустышкой. Просто избалованной девицей, которой какой-то козел в прошлом разбил сердце, которая не ценит людей, относящихся к ней с добротой и искренностью, и порой даже относится к ним с презрением. Она именно «девица», которая носится по магазинам, а потом по телефону обсуждает с подружкой предстоящую вечеринку и мальчиков, попутно высмеивая тех, кто к ней хорошо относится, потому что эти люди кажутся ей чересчур занудными, ответственными, дотошными. Но Гавальда добавляет ко всему этому личную драму, и, вуаля, всё мгновенно этим оправдывается! У героини есть оправдание, почему она именно такая и почему так себя ведет. В общем, временами ловила себя на мысли, что Матильда вызывает у меня некоторую неприязнь, хоть мне и было ее жаль.
Сама история. Это самый эпик. История показалась мне абсолютно пустой и высосанной из пальца. Да, герой не забрал ее деньги. Но влюбиться в него за это? Да притом, каким непривлекательным его «нарисовала» Гавальда? (к слову, меня он вообще как-то пугал, особенно когда точил ножи. Маньяк какой-то, бррр). Эээ. Извините, что-то не верится. И героиня начинает как одержимая разыскивать объект воздыханий, наматывая бесконечные круги по центру Парижа, а потом и вовсе отправляясь за ним в глубинку. Такое чувство, что героиня просто силится придать своей жизни хоть какой-то смысл. Поэтому история, как мне кажется. получилась очень надуманной и даже высосанной из пальца, пустой. А еще очень такой «бабской». Я вообще против такого рода обобщений, да к тому же основанных на половом признаке, но другого слова подобрать не могу. Эдакий романчик (вот уж не думала, что применю это слово по отношению к книге Гавальды).
«Гавальдинский» стиль соблюден, но только на нем для меня все и держалось. Начни я знакомство с автором именно с этой книги, Гавальда никогда бы не стала одной из моих любимых писательниц. И я бы вообще вряд ли захотела продолжать знакомство с ее творчеством. Остается надеяться, что она не продолжит в том же духе и не станет одной из многих писательниц женских романчиков, не растеряет свой стиль, и ее персонажи не станут плоскими и лишенными глубины.
Надеюсь, что в следующих ее книгах я вновь встречусь с персонажами, с которыми хотелось бы дружить в реальной жизни, и окунусь в атмосферу, в которой хотелось бы жить.
Автор фото: @margoshaermilova
@teem85:
Краткое содержание сего литературного писания:
… страдания, страдания, страдания … потеряла сумку … страдания, страдания, страдания … вернули сумку … страдания, страдания, страдания … влюбилась (не сразу, немного пострадав) в вернувшего сумку … страдания, страдания, страдания … стала искать вернувшего сумку … страдания, страдания, страдания … нашла вернувшего сумку … счастье, счастье, счастье … и не факт, что будет счастье, поэтому страдания, страдания, страдания …
Это мое первое знакомство с творчеством Анны Гавальды, не считая просмотренный фильм по роману «Просто вместе» . И надо сказать, что это знакомство меня не особо впечатлило. Я, конечно, не ожидал глубокого и душераздирающего произведения, но надеялся, что книга, по крайней мере, будет интересной или веселой. Но мои надежды не оправдались, и «Матильда» оказалась просто никакой.
Складывается впечатление, что автора заставил издатель написать что-нибудь новое, так как давненько ничего под ее именем не издавалось, и в период написания этого рассказа (ни повестью, ни романом это безобразие язык не поднимается назвать) Аннушка повторяла материал по пунктуации в предложениях с однородными членами предложения. Кто читал, меня обязательно поймет!
Я полностью соглашусь с Dars , что история была полностью высосана из пальца. Сюжет, особенно в наше время, кажется фантастическим и каким-то нереальным. Я даже не представляю себе такого человека (в частности парня), который влюбляется в девушку по фотографиям, находящимся в потерянной сумочке, и решает отдать ей 10 000 евро в надежде на то, что их знакомство перерастет в что-то большее. Это же как должно быть у парня все плохо в личной жизни, чтобы расстаться с кругленькой суммой? Сама Матильда, размышляя о потере, предположила, что сумку то ей вернут, и даже со всеми документами, но без денег. Нет, она была не права! Ещё не перевелись на французской земле благородные рыцари!
Книга местами была даже неприятной: эти женские истерики на пустом месте, раскиданные по всему рассказу, меня просто убивали. Гавальда открыла мне страшную тайну - и женщины всегда найдут повод, чтобы напиться, достаточно просто впасть в глубокую депрессию и все. А причин, слава Богу, для депрессии очень много. А эти, на мой взгляд, смешные переживания по поводу отсутствия серьезных отношений! Конечно, если искать серьезные отношения в ночных клубах, потом, после вечеринки, с этими предполагаемыми отношениями идти к ним домой, и не для того чтобы читать книги. Фу! Больше не могу! Читать вам не рекомендую эту книгу! И сам больше к этому автору возвращаться не буду. Поставил нейтральную оценку лишь за то, что в рассказе была поднята актуальная проблема XXI века - живое общение уступает общению в социальных сетях.
Автор фото: @korolevadara
@KsanaYurevna:
Как можно назвать книгой 90 страниц? - это первое.
Второе - что случилось с пронзительным, лёгким, задумчивым, интереснейшим Автором?
Я разочаровалась в этих страницах, монолог девушки, которая одинока и устала от своей серой жизни. Всё быстро, стремительно, скучно и бац! "Раздевайся!"
И сам перевод 90 страниц сыроват.
Самые сильные книги - это первые книги.
Click to view