Ортега-и-Гассет Хосе. Что такое философия? М. : Наука, 1991. 408 с.
«Что такое философия?» - работа X.Ортеги-и-Гассета. Опубликована в 1957 на основе курса лекций, прочитанных в 1929. Первоначально лекции публиковались в испанской газете «El Sol» и в аргентинской «La Nación». Ортега начал читать курс в Мадридском университете, после его закрытия в связи с забастовкой студенчества продолжил чтение в театре, что стало событием в интеллектуальной жизни Испании.
Хосе Ортега-и-Гассет - Что такое философия? Конспект:
📖
Лекция I
Философия сегодня. - Необычайное и правдивое приключение: пришествие истины. - Соотношение истории и философии.
Лекция II
Упадок и расцвет философии. - Драма поколений. - Империализм физики. - Прагматизм.
Лекция III
"Тема нашего времени". - "Наука" - это чистый символизм. - Мятеж наук. - Почему существует философия? - Точность науки и философское знание.
Приложение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЗНАНИЯ📖
Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума - Примат проблемы над решением. - Теоретические и практические проблемы. - Панлогизм и жизненный разум. Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. - Основная сущность. - Автономия и пантономия. - Защита теолога перед мистиком. 📖
Лекция VI Верование и теория; Жизнерадостность - Интуитивная очевидность - Данные философской проблемы. Лекция VII Данные Универсума. - Картезианское сомнение. - Теоретическое первенство сознания. - Уподобление Я соколу. 📖
Лекция VIII
Открытие субъективности. - "Экстаз" и "спиритуализм" античности. - Два источника современной субъективности. - Трансцендентный Бог христианства. Лекция IX
Тема нашего времени. - Коренная реформа философии. - Основное данное Универсума - Я существую для мира, и мир существует для меня. - Жизнь каждого. 📖
Лекция X Новая реальность и новая идея реальности. - Нищее бытие - Жить - это оказаться в мире. - Жить - это постоянно решать, чем мы будем. 📖
Лекция XI Основная реальность жизни. - Категории жизни. - Теоретическая жизнь. - Окружение: фатальность и свобода. - Внутренняя модель: беспокойство и не-беспокойство. Хосе Ортега-и-Гассет - Что такое философия? Краткое содержание:
Ортега видел задачу в том, чтобы сделать новый по сравнению с рационализмом Нового времени (Ортега называет его идеализмом) шаг в понимании природы философии. «Преодоление идеализма - это огромная интеллектуальная задача, высокая историческая миссия нашей эпохи». Но превзойти - значит наследовать, сохранить и внести свое. Поскольку сущность философии заключена в идее бытия, для Ортеги именно «пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр философии». Высоко оценивая идеи рационалистической философии, открывшей «первичную реальность сознания, субъективности», обнаружившей новую форму реальности - бытие мышления и тем поднявшей философию на новый уровень, он вместе с тем отмечает два момента. Во-первых, в понимании Декарта бытие остается субстанциональным. Субъект, Я - это мыслящая, но вещь, свойством и проявлением которой является мышление. Тем самым Декарт, в понимании Ортеги, открывает новый философский мир и одновременно уничтожает его. Во-вторых, «ошибка идеализма состояла в том, что он превратился в субъективизм, в подчеркивание зависимости вещей... от моей субъективности» (с. 159); в итоге само Я, мыслящий субъект, поглотив внешний мир, оказалось заточенным в своей субъективности.
Ортега считал необходимым внести поправки в сам исходный момент философии: исходной данностью Универсума является не существование мышления и я, мыслящего, а неразрывность моего существования с миром, когда я отдаю себе отчет о мире, занимаюсь этим миром. В этом случае сознание, Я выходит из заточения в мир, но сохраняет свою интимность, субъективность, и т.о. преодолевается субъективизм.
Эта исходная данность есть «моя жизнь», которую Ортега определяет как «огромное явление, предшествующее всей биологии, всей науке, всей культуре», как «то, что мы делаем, и то, что с нами происходит», как проблему, которую мы должны решать, выбирая из многих возможностей. Он считает, что обнаружение «жизни» как исходной данности дает начало новой идее бытия, новой онтологии. «Моя жизнь» - это «нуждающееся бытие», поскольку это не только Я - субъект, но и мир: жить - это «находиться перед миром, с миром, внутри мира, быть погруженным в его движение, в его проблемы».
Существовавшую до сих пор философскую теорию Ортега определяет как «абстракцию подлинной реальности философии», которая интересовалась вещами, какими они являются, когда я перестаю жить ими. На деле же философствование есть особая форма жизни. «Бытие философии есть то, что создает философ, есть философствование». Это не абстрактная философская теория, а «теоретизирование как жизненное явление и жизненное действие», средство уяснения человеком своей связи с миром.
Жизнь требует от человека-философа полного, целостного представления о мире в его единстве, целостной истины, а не частичной истины науки (Рациовитализм). Объектом философии становится «универсум или все имеющееся», т.е. то, что заранее не очерчено, так что допускается и непознаваемость объекта. Поэтому Ортега определяет проблему философии как абсолютную проблему. Философия рассматривается им также как «наука без предпосылок», она автономна, в ее основание не может быть положена ни одна истина, считающаяся доказанной «вне данной системы». Философ должен отказаться от общепринятых верований, «все философские допущения добывать собственными средствами». Ортега подчеркивает драматизм и интеллектуальный героизм, отвагу в постановке проблем в философской деятельности.
А.Б.Зыкова, Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (исп. José Ortega y Gasset, 9 мая 1883, Мадрид - 18 октября 1955).
испанский философ и социолог, окончил мадридский университет Комплутенсе, затем семь лет провел в университетах Германии. По возвращении в Испанию получил назначение в университет Комплутенсе. Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождем интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры Примо де Риверы (1923-1930), был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида и по этим причинам был вынужден покинуть страну с началом гражданской войны. По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.
Хосе Ортега-и -Гассет - оригинальнейший философ XX столетия, развивающий во многих своих работах концепцию "рациовитализма", интерпретируя это как вслушивание в жизнь с помощью "жизненного разума". Прозрение Ортеги о судьбе и назначении человека, подпитываемые во многом идеями экзистенциально-феноменологической философии, одновременно коррелируют и противостоят понятию "бытия-в-мире" Хайдеггера и понятию "сознания о" Гуссерля.