Архимандрит Амвросий (Макар) - Любовь Божия в сердце человека (2015)

Apr 01, 2018 22:47



Проповеди периода Постной и Цветной Триоди

Представляем вашему вниманию собрание проповедей известного украинского православного богослова, церковного деятеля и пастыря архимандрита Амвросия (Макара), произнесенных в 2014 году. Проповеди охватывают важнейший период в литургической жизни Православной Церкви - от подготовительных недель к Великому посту до дня Святого Духа. Содержание проповедей отражает широкую пастырскую практику и богатейший духовный опыт их автора, затрагивает важные проблемы духовной жизни православного христианина - борьбы с грехом и покаяния, внутреннего делания, возрастания в духовной жизни, хранения сердца от соблазнов мира.
Сборник адресован тем, кто интересуется вопросами духовной жизни.

Цитаты из книги Архимандрит Амвросий (Макар) - Любовь Божия в сердце человека:

Предисловие

Первая часть Постной Триоди - это четыре подготовительные недели к Великому посту, Святой Четыредесятнице. Уже неделя о Закхее, предваряющая пение Постной Триоди, учит православного христианина о важности поиска встречи человеческой души с Христом, и затем подготовительные недели напоминают ему о необходимости в духовной жизни и, особенно, в подготовке к Великому посту, укрепления молитвы в неделю о мытаре и фарисее, углубления покаяния в неделю о блудном сыне, умножения добродетелей в неделю о Страшном Суде и прощения в неделю сыропустную, Прощеное воскресенье.

В Вербное воскресенье мы шествуем за Христом Спасителем в Иерусалим и поем Ему "Осанна в вышних", воспевая нашего Царя Небесного вместе с израильским народом, радуясь тому, что Господь, идя на крестную смерть, преодолевает грех и зло и дарует человеку новую жизнь.

Страстная седмица - это особенное время в литургическом году, когда мы вспоминаем последние дни Христа Господа, в которые Он идет на вольные страдания и смерть. Великий Четверг посвящен воспоминанию Тайной Вечери, на которой Господь установил таинство Святой Евхаристии, даруя человеку в ней Свое Пречистое Тело и Честную Кровь. Устанавливая это таинство, Христос Спаситель идет на крестную смерть, преданный Иудой, отдает Себя в руки Своих врагов, показывая этим, что Он - Бог, Творец Вселенной, и зло и грех не имеют над Ним никакой власти. В Великую Пятницу, в воспоминание святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, когда читается двенадцать евангельских чтений о суде над Господом, Его бичевании, крестном пути, распятии и смерти, верующие молитвенно сопровождают это богослужение, глубоко в сердце переживая невыносимые Господни страдания, которые показывают человеку, как смирение Христово побеждает грех и зло. В Великую Субботу Господь пребывает во Гробе, чтобы преодолеть гроб и саму смерть.

1. Неделя о Закхее

Господь пришел, чтобы действительно найти каждого человека. Пришел найти нас, и пример Закхея показывает, как может встречаться Господь с человеком на земле.

Господь, любя человека, воплотился, чтобы приблизиться к нему. Любовь пришла к человеку на землю, Сама Любовь ищет его. Это действительно естество любви - искать и спасти погибшее. Господь, любя человека, никогда не оставляет его и все делает для того, чтобы найти его и спасти. Любовь Божия всегда ждет человека, и не просто ждет, а действительно ищет и все делает для того, чтобы найти его и дать ему спасение.
Господь все делает для этого. Господь стучит в каждое сердце. Господь ждет обращения каждого человека. Для этого Он пришел на землю, чтобы быть ближе к человеку, искать его, находить и спасать.
Сам Господь везде ждет человека. И все только от человека зависит, чтобы совершилась эта встреча.

И когда он вглядывался в лицо Христа, когда он смотрел, как Он идет, он увидел, что Христос его ищет. Их глаза встретились, и сказал Господь ему: слезай, Закхей со смоковницы, ибо Я должен быть в твоем доме. ... Он увидел эту истинную Любовь, которая пришла к нему, чтобы отдать Себя ему. Это его полностью переродило.

Господь пришел на землю, чтобы встретить каждого таким же образом, как и Закхея.

И всякий раз, когда мы прилагаем усилия, мы чувствуем эту встречу, чувствуем, как Господь нас ждет, как Он ищет нас, как Он нас благословляет, когда мы Его ищем, когда мы хотим встретиться с Ним.

Таинство исповеди - это и есть наша встреча с Господом.

Господь пришел, чтобы взглянуть на наше сердце и чтобы мы увидели, как оно преступает Его заповеди. Господь ждет этой встречи, хочет пронизать Своей любовью нашу душу, чтобы она ощутила, как тягостно, как тоскливо жить с грехом и как приятно, когда Господь встречается с нашим сердцем - и оно желает очищения.

14. Вербное воскресенье

Сегодняшний праздник - это праздник, когда мы вместе с израильским народом и с младенцами поем Христу Господу: "Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев".

Наше сердце нуждается в том, чтобы вознести хвалу Господу, Творцу своему. Потому что когда наше сердце возносит эту хвалу, оно питается славой Божьей, Господь Всемогущий и Всеблагий входит в наше сердце, потому что сердце, которое славит своего Господа, насыщается Его славой, Его любовью, Его благостью, Его милосердием. В этом состоит этот праздник, в этом состоит прославление Господа, насыщение нашей души вечной славой Божьей, тем, для чего мы созданы. Мы созданы, чтобы славить Господа как ангелы. Только грех не дает нам совершать это и питать свои души неизреченной славой Божьей. Грех противостоит нашей радости, нашему насыщению сердца радостью и блаженством, которые даруют нам настоящую жизнь.

Наше сердце радуется только тогда, когда оно кается, отвергает грех, пребывает в Боге, проникает в любовь Божью, насыщается Его словом.
К этому зовет нас сегодня Церковь, совершая торжество Входа Господня в Иерусалим, чтобы мы так же, как младенцы и богоизбранный народ, воспевая эту хвалу Господу: "Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев", тоже, насытили свои сердца радостью пребывания с Господом, радостью славы Божьей, которая дарует нашему сердцу величие и твердость исполнения воли Божьей. Потому что мы прекрасно знаем, что исполняя волю Божью, мы достигнем этого ликования, мы будем от глубины сердца взывать Господу: "Осанна в вышних!", и благодарить Его за то, что наше сердце среди печалей, трудностей, проблем может радоваться, ликовать, воспевать Господа, уподобляться ангелам.
И пусть этот праздник насытит нас среди наших трудностей, печалей, которые вокруг нас в нашей жизни. Каждый из нас переживает многое, много мы и страждем, скорбим много, но Господь пришел для того, чтобы наше сердце возрадовалось среди этих скорбей, среди этих печалей. Чтобы мы были подобны этому богоизбранному народу, который видит Лазаря воскресшим, видит Господа, благословляющего слушающих Его, видит Христа, Который отдает Себя им.
И пусть наше сердце наполнится этой радостью, чтобы среди всех трудностей наших мы никогда не печалились, а всегда помнили, что Господь пришел, чтобы принести нам эту радость, чтобы дать нам Свое слово, нам, немощным, нам, падающим в грехи, нам, противящимся Богу, но кающимся, которые часто гневим Бога своими грехами, но обращаемся к Нему, ждем Его, ждем славы Его, ждем, когда наше сердце воскликнет: "Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев"!








К.: ДУХ I ЛIТЕРА. - 2015. - 184 с.

Previous post Next post
Up