Отказ от ролевых игр
Делать то, что от тебя требуется в любой ситуации и не превращать это в роль, с которой можно отождествиться, - суть урока по искусству жить. Каждый из нас оказался здесь для того, чтобы усвоить этот урок. Ты становишься максимально сильным и эффективным в том, что делаешь, когда совершаешь действие ради самого действия, а не когда превращаешь его в средство защиты и усиления своего отождествления с ролью или в стремление подстроиться под нее.
В мире играющих роли личностей те немногие, кто не проецирует созданный умом образ, а действуют из глубины своего Бытия, кто не пытается казаться больше, чем есть, а просто являются самими собой, весьма заметно выделяются на общем фоне, причем лишь они создают истинные перемены в мире. Они несут новое сознание. Что бы они ни делали - все становится возможным, потому что находится в сонастроенности с намерением целого. Однако их влияние идет гораздо дальше того, что они делают, выходит далеко за пределы их функций. Одно лишь их присутствие - простое, естественное, скромное - оказывает преобразующее действие на любого, с кем они вступают в контакт.
Когда ты не играешь роли, то в том, что ты делаешь, отсутствует эго. Нет никакой вторичной программы действий: защиты или укрепления своего «я». В результате твои действия имеют намного большую силу. Ты целиком сфокусирован на ситуации. Ты сливаешься с ней в одно целое. Ты не пытаешься быть кем-то, заслуживающим особенного внимания. Когда ты в полной мере являешься собой, ты наиболее сильный, наиболее эффективный. Но не пытайся быть собой. Это будет совсем другая роль. Она называется «естественный, спонтанный я». Как только начинаешь стараться быть тем или этим, ты начинаешь играть роль. «Просто будь собой» - хороший совет, но и он может завести не туда. Войдет ум и скажет: «Давай посмотрим, как я могу быть собой?» Затем он разработает какую-нибудь стратегию: «Как быть собой». Это другая роль. На самом деле вопрос «Как я могу быть собой?» - неправильный. Будто бы для того, чтобы быть собой, тебе потребуется что-то делать. В данном случае «как» неприменимо, потому что ты уже являешься собой. Просто перестань добавлять ненужный груз к тому, кем ты уже являешься.
Перестаньте давать себе определения - для себя и для других. Вы не умрете. Вы оживете. И не волнуйтесь о том, как отзываются о вас окружающие. Давая вам определения, они сами себя ограничивают, так что это их проблема. Во всех взаимодействиях с людьми будьте прежде всего не ролью или функцией, а полем осознанного Присутствия.
Почему эго играет роли? Потому что существует одно бессознательное предположение, одна ключевая ошибка, одна бессознательная мысль. Вот она: я недостаточен. За ней следует другая бессознательная мысль: чтобы получить все нужное, чтобы в полной мере быть собой, мне необходимо играть какую-нибудь роль. Чтобы быть больше, мне нужно иметь больше. Но ты не можешь быть больше, чем есть, потому что под своей физической и психологической формой ты уже одно целое с Жизнью, одно целое с Существованием. Пребывая в форме, ты всегда есть и будешь ниже одних и выше других. Но, по сути, ты не ниже и не выше кого-либо. Истинная самооценка и истинное смирение восходят из этого осознания. В глазах эго самооценка и смирение противоположны. Но, по сути, это - одно и то же.
Патологическое эго
Эго, в более широком смысле слова, само по себе является патологичным, какую бы форму оно ни принимало. Если мы посмотрим на древнегреческий корень слова pathological, то увидим, как хорошо подходит этот термин, если употребляется в отношении эго. Хотя обычно это слово используется для описания состояния болезни, оно, тем не менее, происходит от слова pathos, что означает страдание. Именно эту характерную особенность состояния человека Будда обнаружил еще 2600 лет назад.
Однако человек, находящийся в ловушке эго, не осознает страдание как страдание, а расценивает его как единственный уместный в данной ситуации вариант отклика. Эго слепо, и в своей слепоте не способно видеть страдание, навлекаемое им на себя и других. Состояние, когда ты чувствуешь себя несчастным, - это порожденная эго ментально-эмоциональная болезнь, достигшая масштабов эпидемии. Оно является внутренним эквивалентом загрязнения планеты. Такие негативные состояния как гнев, ревность и т.д. не считаются негативными, а полностью оправдываются и в дальнейшем воспринимаются не как созданные самим человеком, а как вызванные кем-то еще или каким-либо внешним фактором. «Я считаю, что ты в ответе за мою боль», - вот какой смысл эго вкладывает в эти слова.
Эго не способно отличить ситуацию от своей интерпретации этой ситуации и своей реакции на нее. Вы можете сказать: "какой ужасный день", не сознавая, что холод, ветер, дождь или любые другие условия, на которые вы реагируете, вовсе не ужасны. Они такие, какие есть. Ужасны ваша реакция, ваше внутреннее сопротивление и вызываемая им эмоция. По словам Шекспира, "ничто ни хорошо, ни плохо, но, думая, такими делаем мы вещи".Более того, эго часто принимает страдание или негативность за удовольствие, потому что за счет этого укрепляет себя.
Например, гнев или негодующая враждебность чрезвычайно укрепляют эго через усиление чувства разобщенности, через акцентирование и придание особого значения «инакости» других, через создание ментальной позиции «правоты», кажущейся неприступной крепостью. Если бы ты смог увидеть физиологические изменения, происходящие в твоем теле в то время, когда тобой владеют такие негативные состояния, если бы смог заметить, какой ущерб они наносят работе сердца, пищеварительной и иммунной систем, а также другим бесчисленным телесным функциям, тебе стало бы совершенно ясно, что такие состояния, без всякого сомнения, являются патологическими. Это формы страдания, а не удовольствия.
Когда ты находишься в негативном состоянии, в тебе есть нечто жаждущее этой негативности, считающее ее удовольствием или верящее, будто это состояние принесет тебе желаемое. Иначе кто бы стал зависать в состоянии негативности, делать себя и других маленькими и создавать в теле болезнь? Таким образом, когда в тебе есть негативность, и в то же время ты способен осознавать присутствие в себе чего-то такого, что извлекает из нее удовольствие или верит, что эта негативность имеет какую-либо полезную цель, тогда ты непосредственно осознаешь эго. В тот миг, когда это случается, твоя тождественность претерпевает сдвиг от эго к осознанности. Это значит, что эго сжимается, а осознанность растет.
Если во время приступа негативности вы сможете осознать: "Я сейчас сам заставляю себя страдать", - этого будет достаточно, чтобы вы смогли подняться над ограничениями обусловленных эгоистических состояний и реакций. Осознанность, когда она есть, раскрывает перед тобой безграничные возможности, - то есть, открывает тебе другие бесконечно более разумные способы действий в любой ситуации. Ты будешь способен свободно отпускать свое состояние несчастья в тот самый момент, как только признаешь его неразумным. Негативность не является разумной. Она всегда исходит из эго. Эго может быть изворотливым и неглупым, но не бывает разумным. Изворотливость преследует собственные мелкие цели. Разумность намного шире видит целое. В нем все взаимосвязано. Изворотливость мотивируется собственными интересами и живет очень недолго. Многие политики и бизнесмены изворотливы. Очень немногие разумны. Все, что достигается при помощи изворотливости, живет недолго и, в конечном итоге, всегда защищает себя. Изворотливость разъединяет и исключает, разумность соединяет и включает.
Фоновое ощущение несчастья
Эго порождает разделение, а разделение создает страдание. Следовательно, эго с очевидностью патологично. Особняком от очевидных форм, таких как гнев, ненависть и т.д., стоят другие, более тонкие формы негативности, которые так широко распространены, что негативностью не считаются. Например, нетерпение, раздражение, нервозность и состояние, когда ты «сыт по горло». Они образуют фоновое состояние несчастья - преобладающее внутреннее состояние многих людей. Чтобы их обнаружить, тебе нужно быть предельно бдительным и абсолютно присутствующим, чем бы ты ни занимался - это миг пробуждения, разотождествления с умом.
Вот пример состояния, которое легко не заметить именно потому, что в силу своей широкой распространенности оно считается нормальным. Тебе оно может быть знакомо. Часто ли ты испытываешь чувство недовольства, какое точнее всего можно было бы описать как некое своеобразное фоновое чувство негодования? Оно может быть как конкретным и определенным, так и безадресным. Многие в этом состоянии проводят большую часть жизни. Они настолько отождествлены с ним, что не могут отступить назад и увидеть его. В основе этого чувства лежит необходимость придерживаться определенных бессознательных убеждений, иначе говоря, мыслей. Ты думаешь эти мысли так же, как видишь сны, когда спишь. Другими словами, ты не знаешь, что думаешь эти мысли, точно так же, как видящий сон не знает, что видит сон.
Вот некоторые из самых распространенных бессознательных мыслей, питающих чувство недовольства, или фонового негодования. Я очистил их от содержимого так, чтобы осталась голая структура. Так их лучше видно. Когда бы на заднем плане твоей жизни (или даже на переднем) ни возникло чувство несчастья, ты сможешь увидеть, какие из этих мыслей в данной ситуации наполняют тебя и применимы лично к тебе:
«Прежде чем я успокоюсь (стану счастливым, реализованным и т.д.), в моей жизни что-то должно произойти. И я возмущен тем, что это еще не произошло. Может быть, мое возмущение, в конце концов, приведет к тому, чтобы это случилось».
«В прошлом произошло что-то такое, чего не должно было быть, и я этим возмущен. Если бы этого не случилось, сейчас я был бы спокоен».
«Прямо сейчас происходит что-то такое, чего не должно происходить, и мешает мне быть спокойным».
Бессознательные суждения часто направляются на какого-либо человека, и тем самым «происходящее» превращается в «деланье»:
«Чтобы я был спокоен, ты не должен делать того или этого. И я возмущен тем, что ты этого еще не сделал (не понял). Возможно, мое возмущение заставит тебя это сделать (понять)».
«Есть что-то такое, что ты (или я) сделал, сказал или не сделал и не сказал когда-то в прошлом, что мешает мне быть спокойным сейчас».
«То, что ты сейчас делаешь, или не делаешь, мешает мне быть спокойным сейчас».
Секрет счастья
Все приведенное выше - это предположения, неисследованные мысли, принимаемые за реальность. Это истории, сочиненные эго с целью убедить тебя в том, что сейчас ты не можешь быть спокойным или что сейчас ты не можешь быть полностью реализованным. Ощущать в душе покой и быть тем, кто вы есть, то есть быть собой, - это одно и то же. Эго говорит: «Может быть, когда-нибудь в будущем я смогу быть спокойным - если случится это, это или это, или я получу то-то и то-то или кем-то стану». Или оно говорит: «Я не могу быть спокойным, потому что что-то случилось в прошлом». Послушай человеческие истории - все они могут иметь одно название: «Почему Я Не Могу Быть Спокойным Сейчас». Эго не знает, что единственная возможность ощущать в себе покой - это настоящий момент. Или же оно может это знать, но боится, что ты тоже об этом узнаешь. Покой, кроме всего прочего, - это конец эго.
Как можно чувствовать этот покой уже сейчас? Для этого надо примириться с настоящим моментом. Настоящий момент - это поле, на котором происходит игра жизни. И нигде она больше происходить не может. Примиритесь с настоящим моментом и посомтрите, что произойдет, что вы сможете или решите делать, а точнее, что будет делать через вас жизнь.
Секрет умения жить, секрет успеха и счастья можно выразить тремя словами: Единство с Жизнью. Единство с жизнью - это единство с тем, что есть Сейчас. Осознав это, вы поймете, что не вы живете своей жизнью, а жизнь живет вами. Жизнь это танцор, а вы танец.
Эго любит свое негодование по поводу реальности. Что такое реальность? То, что есть. Будда назвал это татхата - таковость жизни, что является ни чем иным, как таковостью данного момента. Противодействие данному моменту является одним из главных признаков и характерных свойств эго. Оно формирует и негативность, на которой пышно разрастается эго, и чувство несчастья, которое эго любит. Так ты заставляешь страдать и себя, и других, и даже не понимаешь, что делаешь именно это, не понимаешь, что создаешь ад на земле. Создавать страдание и не признавать этого - это суть бессознательной жизни; это значит быть целиком в ловушке эго. Степень неспособности эго признавать себя и видеть, что оно само делает, невероятна и потрясающа. Оно делает именно то, за что осуждает других, но не видит этого. Когда ему на это указывают, оно это гневно отрицает, приводит разумные доводы и самооправдания с целью исказить факты. Это делают люди, это делают корпорации, это делают правительства. Когда у них ничего не получается, они прибегают к крику и даже к физическому насилию. «Пошлите морскую пехоту». Теперь нам понятна глубокая мудрость слов Иисуса на кресте: «Прости их, ибо не ведают что творят».
Чтобы положить конец страданию, которое преследует человечество не одно тысячелетие, вам придется начать с себя и принять на себя ответственность за свое внутреннее состояние в каждый момент времени. Это значит - сейчас. Спросите себя: "Есть ли во мне в данный момент негативность?". После чего будьте предельно чутки и восприимчивы к собственным мыслям и эмоциям. Посмотрите, нет ли в них слабо выраженного ощущения несчастья, таких как недовольство, нервозность, ощущение, что "я сыт по горло", и так далее. Посмотрите, нет ли в них мыслей, которые пытаются оправдать или объяснить это состояние, хотя на самом деле они-то его и вызывают.
В тот миг, когда ты становишься осознанным относительно наличия у себя негативного состояния, это не значит, что ты потерпел неудачу. Это значит, что ты достиг цели. Пока эта осознанность не случится, будет оставаться отождествление с внутренними состояниями, а такое отождествление и есть эго. Вместе с осознанностью приходит разотождествление с мыслями, эмоциями и реакциями. Не следует путать это с отрицанием. Когда эти мысли, эмоции и реакции признаны, то в момент их признания разотождествление происходит автоматически. Тогда твое самоощущение, чувство того, кто ты есть, претерпевает сдвиг - до этого ты был мыслями, эмоциями и реакциями, а сейчас ты осознанность, осознанное Присутствие, наблюдающее эти состояния.
«Когда-нибудь я освобожусь от эго». Кто это говорит? Эго. Освободиться от эго - это не очень большая работа, совсем маленькая. Все, что тебе надо делать, это осознавать свои мысли и эмоции, когда они случаются. Это не вполне «деланье», это, скорее, «виденье». В этом смысле, чтобы освободиться от эго, тебе действительно ничего не придется делать. Когда такой сдвиг происходит, что является сдвигом от думанья к осознанности, в твоей жизни начинает работать разумность, несопоставимо большая, чем изворотливость эго. Через осознанность эмоции и даже мысли теряют свои личностные качества. Осознанность позволяет признать их неличностную природу. В них больше нет «я». Они являются просто человеческими эмоциями, человеческими мыслями. Всё твоё личное прошлое, в конечном итоге представляющее собой не более чем какую-нибудь историю, переходит в разряд вещей вторичной важности и больше не занимает первые ряды твоего сознания. Оно больше не образует основу для твоего чувства отождествления. Ты свет Присутствия, осознанность, что важнее и глубже любых мыслей и эмоций.
Патологические формы эго
Как мы уже видели, эго по своей природе патологично в самом широком смысле этого слова, то есть, ему свойственно вызывать функциональные нарушения и страдание. Многие умственные расстройства складываются из тех же характерных эготипических черт, что существуют и у обычного человека, за исключением лишь того, что у страдающего ими они настолько ярко выражены, что их патологическая природа ясна каждому, кроме самого страдающего.
Например, многие нормальные люди, чтобы казаться более важными и значимыми, более необычными, а также, чтобы в глазах окружающих придать себе больший вес, иногда не упустят возможности прихвастнуть: например, сообщить, с кем они знакомы, чего сумели достичь, какими располагают возможностями, чем владеют и распоряжаются, а также стараются упомянуть любые другие вещи, с которыми эго может отождествиться. А часть из них, ведомые чувством неполноценности эго и его потребностью иметь больше или быть «больше», лгут по привычке. Большая часть того, что они о себе говорят, все их истории - это полнейшая выдумка, ложная система взглядов, разработанная эго с целью чувствовать себя больше, значительнее, необычнее. Их грандиозный и раздутый образ самих себя порой может сбить вас с толку, но обычно ненадолго. Люди быстро понимают, что это чистая фикция.
Душевная болезнь под названием параноидальная шизофрения, или коротко - паранойя, по сути, является ненормально увеличенной формой эго. Обычно эго состоит из выдуманной им истории, имеющей целью обосновать устойчивое чувство страха, составляющее его основу. Ключевым элементом этой истории является вера в то, что определенные люди (иногда многие или почти все) плетут интриги и замышляют против «меня» заговор с целью контролировать «меня» или убить. Эта история имеет такую внутреннюю согласованность и логику, что порой сбивает людей с толку и заставляет в нее поверить. Иногда в самой основе существования организаций или даже целых наций лежит система параноидальных убеждений. В этом случае страх и недоверие эго к другим людям, его склонность подчеркивать их «инакость», фокусируясь на том, в чем оно видит их недостатки, и привычка отождествлять их с этими недостатками, идет намного дальше и превращает других в бесчеловечных чудовищ. Эго нуждается в других, но его дилемма состоит в том, что оно и ненавидит и боится их. Формулировка Жан Поль Сартра «Ад - это другие люди» - это голос эго. Параноик ощущает этот ад острее других, но любой, в ком эготипические модели поведения остаются активными, тоже в какой-то степени будет это чувствовать. Чем сильнее в вас эго, тем вероятнее, что вы воспринимаете других людей как главный источник всех своих проблем. И тем вероятнее, что вы будете осложнять людям жизнь. Но, конечно, вы не сможете это увидеть. Ведь вам кажется, что это другие без конца осложняют вашу жизнь.
Душевная болезнь, называемая паранойей, имеет еще один симптом, являющийся элементом любого эго, хотя при паранойе он принимает наиболее экстремальную форму. Чем острее больной чувствует, что другие его преследуют, следят за ним и угрожают, тем более выраженным становится его чувство, будто он является центром вселенной, вокруг которого все крутится, и тем более особенным и важным он себя чувствует, словно является центром внимания окружающих. Его чувство, будто он жертва, будто столь многие люди причиняют ему зло и обижают, позволяет ему чувствовать себя очень особенным. В этой истории, составляющей основу его системы заблуждений, он часто одновременно приписывает себе роль и жертвы, и потенциального героя, собирающегося спасти мир и нанести поражение силам зла.
Коллективное эго племен, наций, всех религиозных организаций также часто включает в себя сильный элемент паранойи: мы против зла, творимого другими. Это является причиной многих людских страданий. Испанская Инквизиция, преследование и сожжение еретиков и «ведьм», отношения между народами, приведшие к Первой и Второй Мировым войнам, коммунизм на протяжении всей его истории, «холодная война», маккартизм в Америке 1950-х годов, затяжной насильственный конфликт на Ближнем Востоке - все это очень болезненные эпизоды человеческой истории, где доминирует экстремальная форма коллективной паранойи.
Чем более неосознанны отдельные люди, группы людей или целые нации, тем с большей вероятностью эгоическая патология будет принимать форму физического насилия. Насилие является весьма примитивным, но очень распространенным способом, которым эго пытается утверждать и защищать себя, доказывая, что оно право, а другие неправы. Спор с очень неосознанными людьми могут легко перейти в форму физического насилия.
Что такое спор? Два человека или более выражают свои мнения, и эти мнения расходятся. Каждый из них настолько отождествлен со своими мыслями, из которых состоит его мнение, что те затвердевают и становятся умственной позицией, в которую вложено их личное самоощущение. Другими словами, образ личности и мысль сливаются. Как только это происходит, я начинаю чувствовать себя и действовать так, как если бы, защищая свои мнения (мысли), я защищал самого себя. Я неосознанно чувствую себя и действую так, словно борюсь за убеждение. Они становятся бурными. Я расстроен, разгневан, я защищаюсь или нападаю. Я должен победить любой ценой, иначе меня уничтожат. Что, конечно, иллюзия. Эго не знает, что ум и умственная позиция не имеют никакого отношения к тому, кто вы есть, ведь эго - это сам ум, оставленный без наблюдения.
Мастера дзен говорят: "Не ищи истину. Просто перестань дорожить мнениями". Что это значит? Освободитесь от своего отождествления с умом. Тогда тот, кем вы являетесь за пределами ума, проявиться сам собой.
Работа - с эго и без эго
У большинства людей случаются моменты, когда они бывают свободными от эго. Мастера своего дела за работой могут быть полностью или в значительной мере свободными от эго. Они могут даже не догадываться, что их работа стала для них духовной практикой. Большинство из них во время работы находятся в состоянии присутствия, а в остальной жизни выпадают из него обратно в относительную неосознанность. Это значит, что их состояние Присутствия ограничено одной сферой жизни. Я встречал преподавателей, художников, врачей, ученых, социальных работников, официантов, парикмахеров, деловых людей, продавцов, превосходно выполняющих свою работу и при этом не занимающихся поисками себя. Они целиком откликаются на требование момента. Они одно целое с тем, что делают, одно целое с настоящим моментом, одно целое с людьми, которым служат, или с решаемой задачей. Влияние таких людей на окружающих выходит далеко за пределы выполняемой ими функции. Они вызывают уменьшение эго в любом, кто вступает с ними в контакт. Даже люди с тяжелым эго иногда начинают расслабляться, снижать уровень самозащиты, и, взаимодействуя с такими людьми, перестают играть свои роли. Совершенно не удивительно, что такие люди, кто делает свое дело без эго, чрезвычайно в нем успешны. Каждый, кто един с тем, что делает, строит новую землю.
Также я встречал много других людей, у кого техника была, возможно, очень хорошо отработана, но их эго полностью саботировало работу. Лишь часть их внимания была направлена на то, что они делают, другая часть - на самих себя. Их эго требует личного признания и если не получает его достаточно, то расточает энергию на негодование, - но одного признания никогда не бывает достаточно. «Есть ли кто-нибудь еще, кто получает признания больше меня?» Либо их основным фокусом внимания является прибыль или власть, и тогда их работа - это не более чем средство достижения цели. Если работа - это не более чем средство достижения цели, то у нее не может быть высокого качества. Когда у них в работе возникают препятствия или сложности, либо если дела идут не так, как ожидалось, когда люди им не помогают, а обстоятельства не способствуют, то вместо того, чтобы слиться с ситуацией, стать с ней как одно целое и откликаться на требования настоящего момента, они противодействуют ей, и тем самым отделяют себя от нее. Здесь есть переживающее личную обиду или негодующее «я», а в бесполезных протестах и гневе сгорает огромное количество энергии. Это та энергия, какую, если бы эго не израсходовало ее напрасно, можно было бы использовать для выхода из этой ситуации. Более того, эта «анти»-энергия создает новые преграды, новое противостояние. Многие люди являются поистине злейшими врагами самим себе.
Люди непреднамеренно саботируют собственную работу, отказываясь от помощи или получения информации от других или даже пытаясь как-то навредить им, чтобы те не стали более успешными, или не получили большего доверия и влияния, чем «я». Сотрудничество для эго чуждо, за исключением случаев, когда для этого имеется какая-либо вторичная мотивация. Эго не знает, что чем больше ты включаешь окружающих в свою жизнь, тем более гладко и спокойно делаются дела, и тем легче все к тебе приходит. Если ты даешь окружающим мало, или не помогаешь им, или расставляешь у них на пути препятствия, вселенная - в виде людей и обстоятельств - тоже дает тебе мало или не помогает, потому что ты отрезал себя от целого. «Не достаточно» - это ядро бессознательного чувства эго. Оно заставляет его сопротивляться успеху другого, как будто этот успех что-то забрал у «меня». Оно не знает, что твое негодование по поводу успеха другого человека резко сокращает твои собственные шансы на успех. Для привлечения успеха тебе нужно приветствовать его везде, где только можно.
Эго во время болезни
Любая болезнь может либо усилить эго, либо ослабить его. Если ты жалуешься, испытываешь жалость к себе или возмущаешься тем, что болеешь, твое эго становится сильнее. Оно укрепляется и в том случае, если ты превращаешь болезнь в часть своей концептуальной личности: «Я страдаю таким-то и таким-то заболеванием». Ах, вот как, теперь мы знаем, кто ты такой. С другой стороны, некоторые люди, в обычной жизни имеющие большое эго, во время болезни вдруг становятся мягкими, славными, добрыми и намного более любезными и кроткими. У них могут случаться вспышки понимания и глубокого проникновения в суть, каких никогда не бывало в обычной жизни. Они могут получить доступ к своему внутреннему знанию и чувству удовлетворенности, и тогда изрекают мудрые вещи. Затем, когда им становится лучше, к ним возвращается энергия, а вместе с ней и эго.
Когда ты болеешь, твой энергетический уровень довольно низок. Тогда разумность организма может взять руководство на себя и направить оставшуюся энергию на исцеление тела, таким образом, ее становится недостаточно для ума, иначе говоря, ее не хватает для эгоического думанья и эмоций. Эго сжигает много энергии, однако в некоторых случаях придерживает часть энергии для себя и использует ее в своих целях. Нет необходимости говорить, что людям, во время болезни испытывающим усиление эго, для выздоровления требуется гораздо больше времени. Часть из них так и не выздоравливают, поэтому болезнь принимает хроническую форму и становится устойчивой частью ложного самоощущения.
Коллективное эго
Насколько трудно жить с самим собой? Один из способов эго избавляться от того, что ему в себе не нравится, - это расширение и усиление своего самоощущения через отождествление с группой - нацией, политической партией, корпорацией, обществом, сектой, клубом, бандой, футбольной командой.
В некоторых случаях, когда кто-либо посвящает свою жизнь самоотверженной работе на благо общества, не требуя ни персонального вознаграждения, ни признания, ни повышения, то кажется, что его личное эго полностью растворено. Какое же это облегчение - освободиться от ужасной тяжести персонального «я». Члены коллектива чувствуют себя счастливыми и реализованными, независимо ни от тяжести работы, ни от того, чем им пришлось ради этого пожертвовать. Кажется, будто они вышли за пределы эго. Вопрос в следующем: стали ли они действительно свободными, или просто сдвинулось их эго - было личным, стало коллективным?
Коллективное эго имеет те же характерные черты, что и личное, - это потребность иметь конфликты и врагов, потребность иметь больше, потребность быть правым и делать других неправыми и т.д. Рано или поздно один коллектив вступит в конфликт с другими, потому что для определения своих границ, а значит своего отождествления, он бессознательно ищет конфликты и нуждается в чьем-нибудь противодействии. Тогда члены этого коллектива начнут испытывать страдание, неизбежно следующее в кильватере эго-мотивированного действия. В этой точке они могут проснуться и осознать, что в их коллективе есть сильный компонент безумия.
Поначалу пробуждение и осознание того, что коллектив, с которым ты отождествился и на который работал, на самом деле безумен, может быть болезненным. В этой точке некоторые становятся циничными или жестокими, и, как следствие, отрицают все ценности, все стоящее. Это означает, что если одна система убеждений признается иллюзорной и по этой причине рушится, они быстро приспосабливаются к другой. Они не поворачиваются лицом к смерти своего эго, а убегают и перевоплощаются в новое.
Обычно коллективное эго еще более неосознанно, чем отдельные составляющие его члены. Например, толпа (являющаяся временной коллективной эготипической сущностью) способна совершить нечто совершенно ужасное, чего отдельный человек вне толпы никогда не сделает. Нации нередко втягиваются в такое поведение, какое у отдельного человека немедленно было бы признано психопатическим.
По мере появления нового сознания некоторых людей потянет создавать группы, отражающие просветленное сознание. Эти группы не будут коллективным эго. Составляющие их люди не будут испытывать потребность определять свою личность через них. Они больше не будут искать никаких форм, чтобы с их помощью определить, кто они такие. Даже если члены группы еще не совсем освободились от эго, в них будет достаточно осознанности, чтобы распознать эго в себе или в окружающих в моменты его появления. Однако для этого требуется постоянная бдительность, поскольку эго будет делать попытки вновь заявить о себе и восстановить свое влияние всеми доступными средствами. Растворение человеческого эго путем выноса его на свет осознанности будет одной из главных целей таких групп, будут ли это просветленные виды бизнеса, благотворительные организации, школы или коммуны. Просветленные коллективы сыграют важную роль в появлении нового сознания. Точно так же, как эготипические коллективы вталкивают тебя в неосознанность и страдание, просветленный коллектив может быть водоворотом сознания, ускоряющим планетарный сдвиг.
Неоспоримое доказательство бессмертия
Эго возникает из-за расщерления человеческой психики. когда личность разделяется на две части, которые можно было бы назвать "я" и "собственно я"(в оригинале “I” и “me” или “I” и ”myself”). Поэтому любое эго шизофренично, если употребить это слово в его расхожем значении раздвоения личности. Вы живете с умственным образом себя, с концептуальным Я, с которым вы находитесь в определенных отношениях. Говоря о «моей жизни», вы обращаете саму жизнь в некую идею, отдельную от того, кто вы есть. Как только вы говорите или думаете «моя жизнь» и верите в то, что говорите, вы впадаете в заблуждение. Если есть такая вещь как «моя жизнь», то из этого следует, что «я» и «жизнь» - это две отдельные вещи, а поэтому я, помимо всего прочего, могу потерять и жизнь, - мою воображаемую и столь высоко ценимую собственность. Смерть начинает представляться реальностью - а также угрозой. Слова и идеи делят жизнь на разобщенные сегменты, не имеющие самостоятельной реальности. Мы даже можем сказать, что понятие «моя жизнь» - это изначальная иллюзия разделенности, источник эго. Если бы жизнь и я были отдельными, если бы я был отделен от жизни, тогда я был бы отделен от всех вещей, всех существ, всех людей. Но как я могу быть отделен от жизни? Какое «я» может быть в стороне от жизни, отдельно от Существования? Это абсолютно невозможно. Поэтому нет такой вещи, как «моя жизнь», и нет такого, чтобы я имел жизнь. Я есть жизнь. Я и жизнь - одно целое. Иначе и быть не может. Каким образом я могу потерять жизнь? Как я могу потерять то, чего у меня нет? Как я могу потерять то, чем Я Являюсь? Это же невозможно.
Избранные цитаты и главы из Книги Экхарта Толле Новая Земля