Мышь - птица гордая: не пнёшь - не полетит. Я обычно стесняюсь говорить о некоторых вещах, которые мне кажутся общеизвестными, и каждый раз оказывается, что полно людей, которые этих вещей не знают. Поскольку возник вопрос об одном известном в иконографии жесте, сегодня скажу пару слов о нём. И не только о нём.
Традиционно этот жест называют благословением, но это не вся правда. Вот смотрите:
Он может выглядеть немного по-разному, но обычно самой характерной чертой будут два вытянутых, относительно напряжённых пальца. Остальные как бы на расслабоне. Это совершенно естественный жест привлечения внимания. Вальяжно поднимите руку в ресторане, подзывая официанта, например: гарантирую, она будет выглядеть как-то очень похоже. Или, когда вы что-то втолковываете оппоненту, ваши пальцы автоматически сомкнутся в колечко, как на этом примере:
В античности таков был жест ораторов в публичных собраниях. Буквально он обозначал: внимание, я говорю. (Вообще излишняя жестикуляция среди ораторов была не принята, считалась признаком плохого воспитания, круг употребительных жестов был крайне мал. Руками не размахивали, не всплескивали, не разводили ими; произнося речь, стояли, как те же античные статуи). Иногда с нашей точки зрения жест выглядел несколько странно:
Я не помню, чьи это мощи, кажется, десница св. Георгия. Как есть "коза"!
Уже довольно поздно, аж в XVI веке один грек по фамилии Малакса придумал истолкование перстосложению, назвав его именнословным: якобы в нём содержатся начальные буквы имени Христова. Сейчас это считается единственно верным пониманием и единственно верным способом сложения пальцев для благословения.
Наши старообрядцы этого новаторства не оценили, обозвали его кукишем и малаксой (последнее звучит оскорбительно в силу созвучия пришедшему из греческого в славянский другому слову - малакия - рукоблудие). И благословляют "по-старому" - то есть двумя пальцами.
А изначально это не было никаким благословением. Есть иконы, где с таким жестом Иисус обращается к бесу или грешнику, где с таким жестом кто-то другой обращается к Самому Иисусу. Это просто обозначение произносимой речи. Однако, как я прежде и говорил, истолкование возникает позже, но занимает главное место.
Слева направо: «Он говорит», «Я говорю», «я слушаю».
На этой мозаике из Сан-Аполлинари-Нуово Христос предрекает Петру его отречение. Согласитесь, что благословение здесь было бы не вполне уместно. Жест безымянного апостола позади - в данном случае указание на Того, Кого следует слушать, на Кого обратить всё внимание. Но вообще это классический жест адорации, то есть поклонения, почитания, молитвенного обращения. Так святые на иконах держат руку, обращённую к святыне, чаще всего - к Самому Вседержителю, когда фланкируют его (т.н. Деисис). Жест Петра: ваш звонок очень важен для нас говори, я слушаю. Палец у лица - античный жест внимательного слушателя. Вы часто видели его на иконе евангелиста Иоанна, принимающего благую весть от ангела (за левым плечом, ахахаха) и фиксирующего её на бумажном носителе.
То есть смотрите, как смешно получается: человек становится перед иконой с "благословляющим" Спасителем, и начинает самозабвенно бубнить, проговаривая своё многословное молитвенное правило. А Спаситель с иконы ему в это время говорит: да помолчи же и послушай - Я говорю. Но нам часто важнее выговориться, чем выслушать.
Ну, а о других жестах как-нибудь потом, при случае.