Святые Сергий с Вакхом и грешное ЛГБТ

Oct 19, 2024 21:50

Мы не знаем, существовали ли когда-либо эти святые в действительности. Житие говорит о начале IV века, но первые свидетельства их почитания мы видим только через сто с лишним лет. Само житие совершенно легендарно, полно штампов, фантастических чудес, противоречий, анахронизмов и, скорее всего, вообще было списано с жития других легендарных мучеников (Ювентина и Максимина времён Юлиана Отступника), которое настолько никому не зашло, что даже не сохранилось. Ну то есть мы не знаем точно, но вполне можем быть уверены, что в действительности их не существовало. Ничего страшного, литературные герои часто оказываются важнее исторических личностей.



В конце прошлого века их вдруг сочло своими и крайне возлюбило гей-сообщество. Ну просто вышла одна книжка на английском, где автор доказывал, что эта пара христианских мучеников была гомосексуальной, с книжки и началось. Хотя начал, всё же, на тыщу лет раньше другой автор, а именно Симеон Метафраст, который в собственной редакции жития написал, что Вакх был «нежным другом и любовником» Сергия (ὁ γλυκὺς ἑταῖρος καὶ ἐραστής - «гликис гетерос» можно перевести и как «сладкий дружок», но мы до этого не опустимся).

Да, можно попытаться оправдать Симеона. «Гетерос» - это ещё и «товарищ», а обращение «мой сладкий» в греческом языке звучит иначе, чем у нас. Что для нашего слуха - приторное сюсюканье (в этом смысле от акафиста «Иисусу Сладчайшему» скулы сводит), то для греков норм. А слова, образованные от «эроса» (здесь - «эрастис») систематически встречаются в гимнографии для обозначения действенной и взаимопроникающей любви в отношениях человека с Богом. Если в славянском тексте вам попадётся слово «рачение» («божественным рачением воскриляющимся», «наслаждся желаннейшим рачением Владыки Твоего» и т.д.), можете быть уверены, что в греческом оригинале стоит именно «эрос».

Тем не менее, выглядит текст двусмысленно, и как Метафраста никто не тянул за язык писать такое, так и «правильных» иконописцев никто не заставлял писать такие иконы:




Потому что потом за кисть взялись и «неправильные», после чего разверзлись адовы пучины и под видом икон появилась масса срамных картинок типа этой (ещё невинной относительно других):



А пидорасы они и есть пидорасы - способны только украсть и испакостить. Да, христиане в своё время тоже много чего потырили у язычников, но это всегда было игрой на повышение: нравственности, смыслов, искусства, наконец. Сначала взяли языческую базиликальную архитектуру, а потом забабахали в Константинополе купольную базилику Сергия и Вакха, которая стоит до сих пор и в своё время стала прорывной: от неё идут Сан-Витале в Равенне, Ахенский собор и сама св.София. Вот как надо.

святые которых не было

Previous post Next post
Up