«Рабочий класс идет в рай» (La classe operaia va in paradiso)

Mar 12, 2016 17:10



1971. Италия. Режиссер Элио Петри. В главных ролях: Джан Мария Волонте, Марианджела Мелато, Джино Перниче.

«- Помните: ваше здоровье зависит от вашего уважительного отношения к станку!»

Землю захватили не инопланетяне. Ее захватили телевизоры и заводы. Потом на смену телевизорам пришел Интернет, и стало еще хуже.

«- Вы приходите на работу, когда еще темно, уйдете с нее, когда стемнеет. Рабочие, сегодня солнце не будет для вас сиять!»

Бывший крестьянин Людовико «Лулу» Масса «заколачивает деньгу», стоя за станком. Мысленно улетая в своей не слишком богатый внутренний мир, Лулу работает автоматически и на максимальной скорости. Его мозг не включается ни на минуту, а всякого рода размышления и разговоры лишь отвлекают от работы, сбивают с ритма, а, значит, приводят к потере денег. Лучший друг Лулу - телевизор, перед которым он засыпает каждый вечер.

«- Человек и завод - одно и то же».

Лулу считает себя успешным человеком, ведь у него есть жена, любовница, ребенок, а квартира забита разным барахлом. Нервы щекочут лишь студенты-леваки, которые с утра до вечера агитируют рабочих вступить в борьбу за свои права и свободы. Лулу держится в стороне, ведь ему есть, что терять. Так он думает ровно до тех пор, пока действительно не сталкивается с потерей. Потерей пальца.

«Мы станки! Я - станок! Но станок сломался и теперь его не починить».

Эта история - суровая констатация деградации простого человека, который посвятил свою жизнь борьбе за еще один денежный знак. Лулу в какой-то момент понимает, что завод наполнен станками, но эти станки - люди. «- Какого черта мы производим на заводе? Человек имеет право знать, что он делает!». Человек имеет право, станок - нет, ведь он всего лишь бездушная машина. Примечателен эпизод, когда Лулу навещает своего бывшего коллегу, который оказался в сумасшедшем доме. Заболтавшись, приятели на какой-то момент забыли, кто должен уйти домой, а кто - остаться. Ведь покой - в психушке, а безумие - на заводе.

«- Как до тебя дошло, что ты сходишь с ума?»

И нет разницы, в какие времена ведется рассказ, где трудится главный герой истории. Точно так сегодня офисный клерк превращается в компьютер. Чиновник - в монстра из кошмарных снов Салтыкова-Щедрина или Гоголя. Обществу потребления не нужны люди. Ему нужны машины производства и машины поглощения-переработки. Свободное время будет принесено в жертву телевизору или интернету. Добро пожаловать в рай!

8 из 10

1970-е, Италия, кино

Previous post Next post
Up