Предыдущая серия Об индуизме даже сейчас, после двух визитов в Индию и посещения нескольких индуистских храмов в Европе и Америке я знаю очень немного. Сер, как штаны пожарника. Это довольно сложная религия. К тому же в ней несколько направлений, и они как-то связаны друг с другом. Сначала у меня была мысль что-то почитать и вам заодно рассказать и показать. Потом я подумал, что исчезнет восторг невежи и свежесть восприятия. Поэтому я просто описываю то, что видел, без попыток разобраться в сути.
Начнем с того, что в индуизме нет единобожия и богов изображать можно. Ура. Главный, наверное, Кришна? А кто тогда такой Шива, который все время танцует с обручем? У него шесть рук, и он очень худ и ловок. Задвиг индусов на количестве рук мне непонятен. Я бы понял какой другой орган, а тут руки... Ну, пусть. Потом есть какая-то женщина в роскошных тяжелых одеждах. У нее тоже шесть рук. Думается мне, ее зовут Шивадева. Или Лакшми? Есть ведь еще какая-то Лакшми. Наконец, у четвертого бога-сына по имени Ганеш только четыре руки, но зато он с головой слона. Он тоже танцует, но, в отличие от Шивы, у него большой пивной животик, и тем он мне особенно симпатичен. Я спрашивал, откуда Ганеш добыл себе хобот и услышал совершенно фантастические басни. Не то главный бог решил проверить верность супруги и обернулся слоном, а супруга разгадала его хитрость и не стала ему отказывать (представить себе такое не могу, но ладно). Не то крошка сын пришел к отцу и спросил почему все слоны, а он нет, и папа приделал ему хобот и уши и сказал, чтобы сынок ни в чем себе не отказывал. Короче, легенд на эту тему существует две, и одна неправдоподобнее другой.
Помимо богов существуют еще культы священных животных. Про корову вы и так знаете, но, похоже, любое животное может быть священным. Например, я покажу фотографию священного крокодила. Короче, все это очень интересно.
Индусы молятся своим богам по воскресеньям в шесть вечера. Есть у меня подозрение, что можно и в другое время. Я посетил одну молельную церемонию около трех часов дня, и тоже боги функционировали, но народу было подозрительно мало. Зато когда меня к пяти вечера подвезли в современный храм Акчардам (он открылся всего в 2005 году), я увидел толпу в миллион человек! Не вру! Площадь побольше Дворцовой была вся плотно заставлена народом. И я смалодушничал, ушел. Наверное, зря. Акчардам принадлежит к направлению индуизма, которое именуется BAPS. Это относительно новое и очень популярное направление, которому всего чуть больше 200 лет. Религия BAPS очень богатая. В ней крутятся немеряные миллиарды, судя по убранству храмов. У нас в Торонто только что открылся большой храм BAPS, и вот в него я заезжал. Ну, конечно, не как в Дели, но очень мощно. Я даже не знаю, с чем сравнивать. Очень необычное место с массой современных технических наворотов, но, одновременно с тем, очень богато отделанное в древних традициях.
В Дели я побывал в двух индуистских действующих храмах. Не знаю, что это за направление. Вход в них свободный, но путеводителей нет. Они расположены в одном общем храмовом комплексе. Названия тоже не знаю.
На входе в комплекс надо снимать обувь и идти дальше босиком. Впрочем, так заведено везде. В Храме Лотоса было то же самое. А вот отличие в том, что храмовый комплекс, куда я пошел, был очень большой. Там внутри улицы, беседки какие-то священные поляны со священной травой, галереи, стеклянные дома, в которых живут странные огромные скульптуры... Это как бы такая очень большая прямоугольная площадка, и храмы стоят по коротким сторонам прямоугольника. Бродить босиком как бы даже сложновато. Но ничего, я справился. Начнем осмотр с этой точки в центре:
На первом плане в левом углу священные животные - медведь, тигр и кто-то еще помельче. По цветнику ходить нельзя, но я снимаю это из беседки, в которой люди просто сидят или лежат, а за мной садик с мягкой травкой, и в нем играют детишки. За садиком прямо за моей спиной большой комплекс второго храма. Белое здание справа - подсобные помещения и какие-то жилые комнаты. А слева за пальмой будет большой стеклянный куб. Он сильно запылился изнутри, так что я понимаю так, что этот куб открывается крайне редко. Может, и никогда. Вот что мне удалось сфотографировать через пыльное стекло:
Повозка, однако. Не иначе, как божество какое-то везут. Поскольку комплекс действующий, никаких гидов нет, спросить не у кого, и я остался в полных непонятках, что это и зачем нужно.
Так, поднимемся по ступенькам в первый храм. Для посетителей там выделено сравнительно небольшое пространство. Большая часть этого исполинского здания закрыта для публики. Назначение верхних этажей мне неизвестно. Внутри, естественно, снимать нельзя, но бродить можно. Я исхитрился и щелкнул снимок через двери, которые находятся на верху этой мощной лестницы:
Я полагаю, что в центре Шива. Слева верхом на льве шестирукая Лакшми (или как там ее зовут, не знаю, предположим, что именно так). А справа - Ганеш. Видите, у него четыре руки? Кстати, у Кришны тоже четыре. Пространство перед богами застелено ковром, и на нем люди располагаются весьма непринужденно. Кто-то молится, а кто-то, как и я, просто глазеет. В этом смысле индуизм хорош: верующие не обращают внимания на прочих убогих, которые к их вере не имеют отношения.
Спустимся вниз по лестнице и вернемся к центральной беседке и садику. Во все стороны стоят статуи всевозможных божеств и животных:
Смотрите-ка, у дамы с крокодилом тоже четыре руки. Надо же, только сейчас заметил. Значит, в русской культуре традиционна дама с собачкой, во французской дама с камелиями, а в индийской дама с крокодилом. Ладненько, смотрим дальше.
Слоны, как говоривал Шариков, умные и полезные животные. За слониками налево идет то белое здание, которое примыкает к большому храму. Оно начинается здесь как система арок. А еще мы видим за слониками шестиконечную звезду. Это один из всемирно известных символов. Интересно, царь Давид правил в Израиле в 6 веке до нашей эры, а индуизм возник лет на восемьсот позже. Так это индусы перетащили к себе Давидову звезду? Или просто совпадение? А еще мы видели эту же звезду на мечети в Старом Форте. Не знаю, как это трактовать.
Если пройти вдоль белого здания по дорожке, будет и второй известный символ:
Вот так этот символ выглядит в оригинале на своей исторической родине.
Тоже не знаю кто. За скорбящей дамой видите такой как бы зал с колоннами и наверху еще площадка? Это накопитель для входа во второй храм. Там натянуты веревки, как в аэропорте, и люди, когда их много, выстраиваются змеей по лабиринту. Со второго этажа с балконами начинается длинная крытая галерея. И приводит она вот сюда:
Мы входим во второй храм. Тоже внизу накопитель, наверху галерея. Между галереей и храмом идет дорога. Галерея делается совсем узкой, так, что на ней помещается только один человек, и все паломники встают в цепочку. Потом она поворачивает на 90 градусов, пересекает дорогу и входит в храм на уровне третьего этажа. Там снимать нельзя, поэтому мне придется размахивать руками и рассказывать, что я увидел.
Сначала процессия входит в темную комнату. По-моему, она сделана из серебра. Такой темноватый металл, отсвечивающий матовым блеском. Если это действительно серебро, то его там тонны две, если не больше. Возможно, это мельхиор, но тоже круто. Все стены в завитушках и каких-то священных рожах. В центре в углублении ярко подсвеченный алтарь. На нем все та же многорукая четверка. Большие серебряные фигуры наряжены в парчу и какие-то другие яркие ткани. Пустое пространство комнаты покрыто ковром, и на нем предаются экстазу одиночки. Процессия проходит мимо алтаря и выходит снова в галерею. Она делает резкий поворот, выводит на улицу, потом ныряет вниз и... мы входим в другую такую же серебряную комнату. Помните, как в сказках про Синюю Бороду и ей подобных? Много-много одинаковых комнат с грудами золота и серебра, а вот один маленький ржавый ключик... Вторая комната чуть-чуть другая по размерам, и фигуры в ней немного не так расположены, но это те же персонажи. Все снова проходят мимо алтаря, трогают руками перила, что-то шепчут богам и выходят опять в галерею. Процессия двигается достаточно быстро, как типа прощание с покойником - секретарем обкома. Покойника никто не любил, и рыдать на похоронах не будут, но до гроба дотронуться необходимо. И я тоже дотронулся, уж не знаю до чего. Галерея ныряет опять вниз и выходит в открытый огромный зал. В него уже можно зайти с улицы. Он выполнен как очень большая терасса с колоннами, и со стороны улицы стены нет.
У этого центрального поста моление заканчивается, и люди расходятся по своим делам. Зал очень большой, поэтому толпы не возникает. Может быть, тут принято загадывать желание? Я не знаю.
Если мы пойдем против движения очереди налево, то там будет низкий большой зал, застеленный красным ковром. Видите, на снимке видно, что высота зала здесь два яруса, а в примыкающем зале слева только один ярус, поэтому он кажется существенно ниже. Очередь идет буквой Г в обход этого ковра по узкой незастеленной дорожке. Впрочем, можно идти и по ковру. Видите, все босиком? Я тоже был босиком. Даже носки снял. У дальней стены низкого зала перед ковром сидит монах и в микрофон нараспех читает какую-то книгу густым немного напряженным голосом. Это не бас, как у русских священников, а скорее баритон. По краям от этого монаха стоят два огромных серебряных сундука с приоткрытыми крышками. Не иначе как туда надо бросать денежку. Когда процессия проходит за спиной монаха и поворачивает на финишную прямую к последнему алтарю с предыдущего снимка, надо переступить порог. В этот момент люди что-то делают типа они приседают и правой рукой как бы загребают что-то с порога. Когда я подошел к этому порогу, снедаемый любопытством и сомнением, смогу ли я так же присесть, мне навстречу двинулся служитель. Он стал говорить что-то приветливое людям, переступающим порог, и люди ему что-то отвечали. Сказал он и мне, но я помотал головой, потому что ничего не понял. Ну вы представьте себе, я на две головы выше практически любого местного человека, про толщину свою уж и не упоминаю, в футболке с какими-то идиотскими надписями, обвешанный камерами как елка, в толпе разряженных молящихся индусов, и ко мне обращаются на хинди с приветственным словом! Поняв, что я здесь несколько случайно, человек заулыбался во весь рот и махнул мне рукой, потом прижал руки к груди и слегка согнулся в поклоне. Я попытался сделать то же самое, но, боюсь, это вышло несколько неуклюже. Денежку я в ящик так и не бросил. Может, это и не было необходимо?
Последний взгляд на последний алтарь более крупным планом.
А этот снимок я перевел с видеокамеры. Слева храм, опоясанный наружными галереями. Я в этот момент тоже иду по галерее в первую молельную комнату и еще не знаю, что там увижу. Люди на снимке выходят из второй молельной комнаты и входят в предпоследний зал с бубнящим монахом. Через арку портика угадывается при большом воображении алтарь у дальней стены и процессия из молящихся, проходящая мимо этого алтаря. И я там был, мед-пиво не пил, но остался под глубоким впечатлением.
Следующая серия