Сегодня, 2 сентября 2008 года, исполнилось 10 лет со дня катастрофы рейса Swissair 111, летевшего по маршруту Нью-Йорк JFK - Женева. Самолет рухнул в воды Атлантического океана недалеко от Галифакса на глазах у местных жителей и туристов. Из 215 пассажиров и 14 членов экипажа (всего 229 человек) не выжил никто.
МакДоннелл-Дуглас MD-11 с бортовым номером 48448 был выпущен в 1991 году. Всего фирма сделала около 200 самолетов этой марки, большая часть которых была впоследствии переведена в грузовики. Сейчас пассажирских самолетов MD-11 практически не осталось, но в 90-е они были вполне популярны. Swissair закупила 16 лайнеров этого типа. Рейс Нью-Йорк - Женева назывался ООНовским. В основном им летали дипломаты и сотрудники этой организации. На борту рейса 111 находились граждане 20 стран, в том числе один человек с паспортом РФ. На этот раз в самолете летело необычно много канадцев: Air Canada бастовала, и ее обычные пассажиры искали альтернативы.
Это тот самый лайнер. Снимок 1992 года найден на Википедии.
Самолет вылетел из Нью-Йорка в 20:18 по местному времени и пошел на северо-восток вдоль береговой линии. В 22:10 на высоте 10000 метров командир корабля Урс Циммерман и второй пилот Стефан Лоев почувствовали странный запах. В 22:14 стало ясно, что это дым. Первоначально экипаж не придал особого значения задымлению, но запросил экстренную посадку, послав сигнал "пан-пан" (в отличие от "Майского дня" этот сигнал не означает критического уровня опасности). Аэропорт Галифакса находился всего в 100 километрах по курсу, и экипаж приступил к снижению. В 22:19 в 56 километрах от Галифакса командир принял решение слить часть топлива в океан для обеспечения безопасной посадки. К тому же самолет находился слишком высоко над землей, и круг над океаном должен был обеспечить нормальную скорость снижения. К тому времени экипаж уже был в кислородных масках, но по-прежнему был уверен в том, что это приключение закончится для всех благополучно. Согласно инструкции, командир отключил электричество в салоне и тем самым обесточил вытяжную вентиляцию. Это действие оказалось фатальным. Из-за разницы давлений огонь перекинулся в кабину. В 22:24 командир передал сигнал катастрофы. Все системы самолета начали выходить из строя одна за другой. За 6 минут до падения обесточились "черные ящики". В 22:31 по показаниям сейсмографов в Галифаксе и Монктоне рейс 111 врезался в воду и рассыпался на примерно 2 миллиона обломков, которые затонули на глубине 55 метров. Лишь одно тело удалось опознать сразу, 147 тел и фрагментов были опознаны по отпечаткам зубов и пальцев, остальных идентифицировали по анализу ДНК. В катастрофе погибли несколько высших функционеров ООН и одна картина Пабло Пикассо.
Общий вид побережья возле мемориала рейса 111. Вообще, Новая Шотландия - очень миленькое местечко, но конкретно здесь, как нарочно, природа несколько дика.
Расследование катастрофы продолжалось пять лет и стоило 57 миллионов канадских долларов. Было выловлено 98% обломков, которые разложили в ангаре ближайшей базы канадских ВВС. Обломки доставали с глубины с помощью тралов и специальными манипуляторами с подводной лодки. Критическую десятиметровую часть самолета от салона первого класса до кабины восстановили полностью, остальные элементы исследовали не так дотошно. Было доказано, что исходно задымилось место соединения проводов, ведущих к игровой приставке, которой пользовался один из пассажиров. Всего навсего плохой контакт.
В отличие от России, в которой публикуют все, что имеет спрос, в Канаде переговоры пилотов и показания приборов потерпвших катастрофу воздушных судов являются высшей государственной тайной. Однако переговоры с диспетчерами не столь строго засекречены, и их публикация и помогла публике воссоздать вышеприведенный хронометраж. Последние шесть минут полета были реконструированы лишь по косвенным данным, потому что радио уже не работало.
Результаты расследования привели к следующим изменениям в авиационных технологиях:
"Черные ящики" теперь имеют автономные источники питания;
Полностью изменены стандарты на проводные соединения;
Изменены стандарты на материалы, заполняющие полости под облицовкой салона, особенно в местах, где соединяются провода;
Изменены системы пожаротушения;
Изменены рекомендации к подготовке экипажей.
Боинг (преемник MD) и СвиссЭйр предложили родственникам жертв полную компенсацию, но они отклонили ее и предпочли судиться с Боингом и Дюпоном (поставщиком изоляции) за 19,6 миллиардов долларов. Иск был отклонен судом Нью-Йорка в 2002 году.
Другая череда исков касалась опубликования записей переговоров пилотов с диспетчерами. Транскрипты этих записей были напечатаны почти сразу, но сами записи не давали в эфир из-за того, что на них, естественно, звучали голоса погибших людей. Дело дошло до Верховного Суда Канады, который в 2007 году допустил эту пленку к публичному прослушиванию. Ее можно найти в интернете, но я лично слушать ее не стал.
Катастрофе рейса 111 посвящены два мемориала недалеко от места падения самолета. Они размещены по краям залива Св.Маргариты, в который рухнул этот несчастный авиалайнер. Я был возле одного из этих двух мемориалов в 2004 году. К сожалению, эти кадры первые в моей жизни. Никогда ранее я не держал в руках фотоаппарат. Поэтому то, что я наснимал возле мемориала, сейчас вызывает у меня оторопь от собственного явного непрофессионализма. Приходится пользоваться работами других:
Этот же мемориал крупным планом.
Цветы возле второго мемориала, на котором высечены фамилии жертв.
Оба снимка найдены на Википедии в статье, посвященной рейсу Swissair 111.