Предыдущая серия
Собор Сан-Марко был заложен сразу после того как хитрые венецианцы сперли Марковские мощи из Египта, то есть в 829 году.
Один раз его перестраивали, и примерно в таком виде собор стоит с 1094 года. К нему только постоянно добавляли украшений и финтифлюшек. Здание абсолютно необычно для европейской архитектуры. Начать с того, что в нем пять входов и пять проходов вместо обычных трех. И такое неевропейское впечатление совершенно правильное. Прообразом для собора послужила несохранившаяся цероквь Двенадцати Апостолов в Константинополе. Венеция - это вам не Италия, и это не континентальная Европа. Это было совершенно отдельное, никому не подвластное государственное образование, поднявшееся на пике своего развития до статуса небольшой империи. Вначале город на островах не представлял никакого интереса для захватчиков, да и сложновато было им воевать в воде, а потом Венеция набрала невероятную по средневековым понятиям мощь.
В VIII веке столицей бывшей Восточной Римской (Византийской) империи был Константинополь, что само по себе было странно: Римская империя на месте современной Турции. Это было донельзя противоречивое образование. Например, религией империи заправляла греческая ортодоксальная церковь в лице своего Патриарха, а в Риме-то уже был Папа с престолом и кардиналами! Вся империя состояла из одних окраин. В 726 году случился небольшой мятеж, который был вызван каким-то указом императора по поводу того, как итальянцам надлежало молиться. Вы ж понимаете, он из Константинополя объяснял в Рим, где, как и какие должны были висеть иконы. Мятеж был очень коротким, император сразу пошел на попятную и декрет свой отменил. Формально империя осталась единой и неделимой, но Венеция под сурдинку объявила о полной независимости, и это ей сошло с рук. В 727 году венецианцы избрали методом демократического голосования себе герцога, Duke (англ.), Dux (латынь), Doge (язык венето, который сейчас стыдливо называют диалектом). Дож сместил наместника Византии и установил Республику. Ну, а через сто лет сменили и святого покровителя города с византийского Теодора на независимого Марка и начали строить собор. (О святых Марке и Теодоре я написал в предыдущей главе).
Квадрига, святые, ангелы, золотой крылатый лев над дверями - полный компот. Он до известной степени отражает славный путь развития островной республики до стадии морской империи, когда, как водится, завоеванные трофеи доставлялись в столицу и использовались себе на радость, а врагам на устрашение.
Первое территориальное завоевание Республики датируется 1000 годом. Венецианцы взяли Далматию - так тогда называлось побережье нынешней Хорватии. На этом побережье братья-славяне (предки современных сербов) промышляли пиратством. Справиться с ними не было никакой возможности, и примерно 50 лет венецианцы платили им ежегодную дань за то, чтобы те пропускали их корабли. Однако пришел день, когда венецианская армада прошлась огнем и мечом по пиратским городкам далматинского побережья и разорила их дотла, если только они не капитулировали безоговорочно. Вожди славянских племен в большинстве своем сдались без боя и согласились - теперь уже все наоборот - платить дань венецианцам. Расширение влияния шло по морю. Венецию интересовали острова, прибрежные районы и проливы. Удерживать материковые земли у нее не было ни сил, ни желания. Но по-настоящему в полный голос на мировой арене Венеция заявила о себе в 1204 году. Это произошло во время абсолютно бесславного Четвертого Крестового похода. Здесь такая была история. После первого похода христиане установили свое правление в Святой Земле (Палестине) со столицей в Иерусалиме. Это образование называлось Христианское Королевство и покрывало практически всю территорию современного Израиля. Позднее Саладин сильно урезал территорию, контролируемую крестоносцами, до небольшого участка побережья со столицей в Акко. Я бывал пару раз в Акко (в древности город назывался Акре), лазал по цитадели, ходил подземными ходами, сохранившимися с тех времен... интересно. Второй и Третий походы должны были вернуть Христианское Королевство к первоначальным размерам, но оба потерпели неудачу. В 1201 году стал собираться Четвертый поход. Папа задумал высадить армию в Египте и пройти нестандартным пешим маршрутом через Синайский полуостров, застав сарацин врасплох. Планировалось собрать приличное войско из 5 тысяч конных рыцарей и 19 тысяч пеших. Для того, чтобы их с конями и слугами перевезти в Египет, требовался изрядный флот. Только двум городам было под силу сделать такую армаду, Генуе и Венеции. Генуя отказалась, а Венеция согласилась при условии получения 50% завоеванных земель и 84 тысяч марок серебром. Сверх того венецианцы обещались снарядить полсотни собственных галер и наготовить провизии на девять месяцев.
Венецией правил слепой дож по имени Энрико Дандоло. Возрасту ему было за восемьдесят. Венецианцы жили долго, я это один раз уже отмечал. Однако предвидел слепой Дандоло все лучше иного зрячего. О степени хитроумия и беспринципности этого человека говорит хотя бы то, что одновременно с заключением договора с Папой он послал гонцов в Египет подготавливать мирный договор и там - на всякий случай. Чтоб был выбор, какой из двух договоров нарушать.
На верфях закипела работа. Однако, когда через год в город прибыло войско, оказалось, что оно состоит из 1500 всадников с очень скудными финансовыми ресурсами. Европейцы утратили вкус к войнам за веру, они как раз ожесточенно воевали друг с другом, и в поход пошли только самые убежденные рыцари. Такие обычно и самые бедные. Надо было расплачиваться с Венецией за построенный флот - а нечем. Если бы у рыцарей хватило денег, вся история мира повернулась бы совершенно иначе. Но с собой они привезли только 50 тысяч марок, и Дандоло поставил их на счетчик. Для начала он справедливо рассудил, что такое войско может заработать само себе на прокорм и предложил крестоносцам разграбить далматинский порт Зару (современный хорватский город Задар). Он как раз вышел из повиновения и отказался платить дань. Для воодушевления войска Дандоло лично записался в рыцари и погрузился на корабль, размахивая мечом, даром что ему было уже 85 лет. Крестоносцы легко справились с мелкой просьбой, несмотря на то, что христианские рыцари вроде бы не должны были нападать на христианский же город. Мало того, Зара находилась под покровительством венгерского короля, который был сам крестоносцем. И Папа был резко против, однако всем нужны были деньги, и тут уж не до рассуждений о вере.
Путь на Египет был открыт, но тут подвернулась новая идейка. Буквально накануне в Константинополе случился дворцовый переворот, брат пошел на брата и убил его. А сын убитого ускользнул от расправы и явился к Дандоло. Он предложил, чтобы за восстановление справедливости и помощь в борьбе с дядей крестоносцы получили полное финансирование для выполнения святой миссии и, кроме того, греческая православная церковь была бы отдана под начало Риму. У Дандоло были свои счеты с Византией: он отсидел несколько лет в подземной тюрьме в Константинополе по молодости. Поэтому идея прошла на ура, и летом 1203 года огромный венецианский флот встал в проливе Босфор. Победа над Константинополем далась потруднее, чем над Зарой, но парни справились и с этой задачей. Крестоносцы отдали трон законному наследнику и отошли из города ждать обещанного. Только денег-то не было! Подлый дядя сбежал и украл всю казну. Новый император попытался увеличить налоги, чтобы расплатиться, но жители, озлобленные осадой и междоусобицей, категорически с этим не согласились. Второй причиной недовольства и неповиновения явилось обещание императора подчинить православную церковь католической. А тут еще благородные рыцари под боком грабят и насилуют все, что движется. Храброе крестоносное воинство совершенно разложилось и начало беззаветно предаваться мародерству. Так что все пошло совершенно наперекосяк, и только дож Дандоло радостно хихикал у себя на галере. Развязка наступила в январе. Новоявленного византийского императора убили прямо на троне. Понятно, как восприняли эту новость крестоносцы. Граждане Константинополя организовали ополчение для защиты от непрошенных гостей, но силы были слишком неравны. Напрасно Папа в Риме слал своему осатаневшему войску депешу за депешей с примерно таким содержанием: "Одумайтесь, волки позорные! Ваш долг освобождать Святую Землю, а не воевать с христианами за презренный металл!". Папу послали с его депешами туда, откуда обычно не возвращаются. В апреле Константинополь пал повторно. Масштабы грабежа города христианнейшим войском превзошли все ожидания. В Константинополе не осталось камня на камне. Вывезли все, что представляло хоть какую-то ценность. Сожгли и разграбили библиотеку и все православные храмы. Захватчикам досталось 900 тысяч марок. Их поделили по справедливости: 200 тысяч получила Венеция, 100 тысяч крестоносцы, и остальное роздали войнам лично в руки. На том и разошлись по домам. До Палестины рыцари не доплыли (что им там было делать?), и через какое-то время Христианское Королевство прекратило свое существование под натиском арабов.
Прекрасная квадрига, вывезенная 800 лет назад из разграбленного Константинополя. Долгое время эти кони стояли на соборе Сан-Марко, но потом их убрали под крышу. На соборе сейчас точная реплика. Фотографировать коней нельзя, но, как видите, если очень хочется, то можно.
Кроме железных коней и прорвы денег, Венеция получила все побережье Адриатики, Мраморного и частично Черного морей, а также остров Крит. За свое хитроумие дож Энрико Дандоло сделался наиболее почитаемым из всех венецианских правителей.
Взятие Константинополя дорого стоило южным народам Европы. С 1204 года христианство окончательно раскололось на условно западную и восточную ветви, и, как известно, этот раскол не преодолен до сих пор. Крестоносцы посадили на византийский трон своего представителя, но его правление было очень непрочным. Уже через год его убили. По обе стороны пролива Босфор на обломках Византийской империи начались бесконечные войны. Константинополь взяли болгары и учредили там Великую Болгарскую Империю; потом оттуда их вышибли греки; на территории самой Греции войны между княжествами шли волнами по принципу все против всех; осевшие в Византии крестоносцы тоже воевали в Греции и ставили там католические церкви, которые потом разрушались православными; короче, вся эта вакханалия длилась 60 лет. Наконец все как-то устаканилось, но получившееся в итоге государство сделалось слишком слабым и быстро пало под натиском турок, которые на Босфоре не остановились и двинулись дальше на запад. Через триста лет в ходе непрерывных тяжелых войн турки отобрали у Венеции все моря, острова Кипр и Крит, завоевали Грецию, Болгарию, Сербию и практически дошли до самой Венеции, закончив тем самым ее роль в мировой истории. Как известно, турецкую экспансию смогла остановить только Россия.
Папы несколько раз извинялись за константинопольский поход. В 2004 году в 800-летнюю годовщину взятия города епископ Лионский отслужил покаянный молебен в православном храме Стамбула. Каялся за грехи отцов. В истории христианства это событие считается очень позорным. Но венецианцы им скрыто гордятся. А чо такого, круто ведь! Маленький остров разгромил огромную империю, в которой этот остров когда-то был окраиной. И сам стал империей на целых 300 лет, пока не пришли турки. Причем турецко-венецианская война шла десятки лет, победа турок отнюдь не была легкой, несмотря на многократное превосходство в живой силе и ресурсах. В истории той войны очень славные есть страницы, но она выходит за рамки моего рассказа.
Теперь посмотрим немного, что еще венецианцы позаимствовали в Константинополе.
Уникальный алтарь Пала д'Оро собора Сан-Марко, состоящий из 250 икон, нарисованных драгоценными камнями. Это самое большое ювелирное изделие в мире. Его размер 3,5х1,4 метра. Камушки вывезены во время Константинопольского похода.
Уникальная мозаика на балконе собора. Обратите внимание. Венеция, вроде бы, город католический. А икона явно православная. Красиво, вот и приляпали.
Вид собора с внутреннего балкона. Иконы изображают сцены из Ветхого и Нового Заветов. Церковь строили венецианцы и византийцы. Поэтому такое удивительное смешение места и стиля.
Бесконечные арки и полумрак создают дополнительное ощущение объема. Собор относительно небольшой, но в нем чувствуешь себя очень загадочно.
И даже надпись IC XC (Иисус Христос) на купольной иконе - на кириллице, а не на латыни. Положительно, венецианцы сделались католиками по какому-то недоразумению.
Вход в собор бесплатный, но, чтобы подняться на балкон, надо дать малую денежку. И фотографий делать нельзя, потому что, как я понимаю, собор имеет отчисления с официальных путеводителей. А когда мы его уже весь осмотрели и шли к выходу, вдруг погас свет. Сразу сделалось очень темно. И так-то света было мало. Мы спросили служащего, куда делся свет, и получили удивительный ответ. Оказывается, руководство церкви включает свет всего на пару часов в день. Экономит и борется с фотографами. Лучше бы они брали деньги за вход, это было бы куда честнее. Но вообще, это крохоборничанье и поборы, это очень для всей Италии свойственно. Неприятно.
Пошли теперь во дворец Дожей.
Внутри нельзя фотографировать категорически, и за этим следят. Поначалу мне показалось, что и снимать там нечего. Темные залы, ну, Тициан, Тинторетто, Веронезе. Как-то все... сколько можно. Впечатление стало меняться, когда начались функциональные залы дворца. В Венеции была очень развитая власть, и все функциональные структуры этой власти размещались во дворце Дожей. Финансовое ведомство, криминальная полиция, инквизиция, прокуратура, адвокатура, Сенат, Большой Совет (депутаты), секретариат, канцелярия дожа - все как у всех сейчас. Но только очень давно. Тысячу лет назад! И это здорово интересно. К тому же там есть зальчик, в котором выставлены алтари, расписанные Босхом и его последователями. Бог весть как эти алтари туда попали. Естественно, от Босха так легко не оторваться. Но опять же, увы, фотографий нет. Что за идиотские запреты, я никак не могу их объяснить.
Я могу дать только несколько разрозненных кадров из внутреннего двора дворца Дожей.
Лестница Гигантов, на которой казнили дожа Фальеро. Наверху статуи Марса и Нептуна. По этой лестнице новоизбранный дож впервые входил во дворец и наверху, на галерее старейшина Большого Совета вручал ему символы власти.
Та же лестница, вид с галереи. Напротив то крыло дворца, что выходит на Пьяцетту. Справа собор Сан-Марко.
Вот его купола.
Крошечный фрагмент дворца. Просто так, для иллюстрации. Кажется, ну накрутили. И захотелось бы что-то еще впихнуть, да нечего и некуда.
По этому мрачному коридору идем к знаменитому мосту Вздохов. Снаружи шла реставрация, и мост был закрыть щитами. Для отчета пришлось стащить кадр с Википедии:
Красиво, правда? Обшарпанное здание на правом (от нас) берегу канала - это тюрьма. Уже недействующая. А слева дворец Дожей. В нем работали адвокаты, прокуроры, следователи. По закрытому со всех сторон мостику с двумя ажурными решетками-окошками водили на допросы заключенных. Некоторые заключенные сидели в камерах на уровне канала в страшной сырости годами, бывало, что и до смерти. Мост состоит из двух несвязанных параллельных проходов, и с другой стороны окон нет. Заключенного вели на допрос или в суд по коридору без окон, потом судьба его решалась, и он возвращался в темницу. На последнем пути в тюремную клетку он мог бросить взгляд на Лагуну сквозь каменную вязь решетки моста. И горестно вздохнуть.
Вот эти два окошка изнутри. Название "мост Вздохов" придумал Байрон. Типа посмотри на это небо, посмотри на это море, ты видишь это все в последний раз.
А вот то, что я увидел через каменную решетку моста Вздохов. Ремонт, к сожалению, сильно портит вид. Остается только горестно вздыхать.
Следующая серия
Источники информации:
[1] Virtual History of Venice, www.boglewood.com/timeline
[2] Венеция, путеводитель, издательство "Полиглот", Москва, 2000
[3] Wikipedia