Охота на ведьм

Dec 09, 2009 21:41


Проводимые с 1970 года исторические исследования разъяснили положения кодексов и богословских трактатов эпохи охоты на ведьм и систематизировали информацию о развитии суеверий, обвинений и судебных разбирательств в общинах, местных и апелляционных судах в римско-католической и протестантской культуре в Западной Европе. Обвинения в maleficium (колдовстве - лат.) провоцировались самым широким кругом подозрений. .... Например, если что-то плохое случается с Джоном, это что-то не может быть легко объяснено, и Джон полагает, что он не нравится Ричарду, то Джон, возможно, начнет подозревать Ричарда в том, что тот вредит ему оккультными средствами. Наиболее распространенные поводы для подозрений были болезни скота, сельскохозяйственных культур или членов семьи, бури, нюансы собственности и наследования, сексуальные дисфункции и соперничество в амурных делах, семейные распри, отношения между детьми и приемными родителями, политические интриги. Maleficium представляло собой угрозу не только для отдельных людей, но и для общественного порядка, поскольку община разрушалась на части, если в ней зарождались подозрения о колдовстве среди ее членов. Неудивительно, что термином "охота на ведьм" впоследствии стали описывать и глобальные политические явления, например, такие, как кампания покойного сенатора Джозефа Маккарти по искоренению "коммунизма" в Соединенных Штатах в 1950-х годах.

Это отрывки из статьи в Британской Энциклопедии в моем вольном переводе.



Русское слово «ведьма», несущее в современной коннотации безусловно отрицательный смысл, исходно, как очевидно, связано с глаголом «ведать», в смысле «знать». То есть это было не всегда безусловно плохим словом. В древней Руси, как и везде в мире, ведьмы были очень уважаемыми женщинами, промышлявшими акушерством и знахарством. Ведьмины знания передавались из поколения в поколения. Вспомните чудесную Олесю из повести Куприна. Затем появились добрые и злые волшебницы, а позже феи - в противовес ведьмам. Кстати, по-английски до сих пор в принципе можно сказать "добрая ведьма", хотя это и звучит несколько странно. Во всех европейских языках со временем ведьма из профессии превратились в имя нарицательное, и на тогда них открылся сезон охоты.






Вот две классических ведьмы - плохая и хорошая - из "Волшебника в Стране Оз" и средневековая гравюра, изображающая прибытие ведьм на шабаш. Справедливости ради, следует сказать, что во всех цивилизациях существовали свои ведьмы, и они выглядели по-разному, но я не собираюсь забираться в эту тему с ногами. Так, только сострижем немного по верхушкам.

Продолжим цитировать Британнику.

Дьявол, центральная роль которого в колдовстве сделала западную традицию уникальной в масштабах человечества, являлся абсолютной реальностью в культуре как элиты, так и широких народных масс. .... Дьявола боялись как злейшего врага Христа, снедаемого намерениями уничтожать души, жизни, семьи, общины, церковь и государство. Ведьмы в средневековье рассматривались как последователи Сатаны, члены антицерковных и антигосударственных ячеек, враги христианского общества, и "борцы с государством" в начале современного периода. Если колдовство существует - а люди были убеждены в этом, - то его абсолютно необходимо было истреблять до того, как оно разрушит мир.... Основной удар обвинений в колдовстве приняли на себя женщины в силу того, что ведьма сообразно традиционным стереотипам считалась существом женского рода.

Из-за преемственности судебных разбирательств против ведьм с процессами, преследовавшими людей за ересь, невозможно сказать, когда произошло самое первое судебное преследование ведьм. Духовенство и судебные власти в средневековье первоначально были скептически настроены по части обвинений в колдовстве, и период 1300-1330 годов можно рассматривать как самое раннее начало охоты на ведьм. В 1374 Папа Григорий XI объявил, что вся магия производилась с помощью демонов, и, таким образом, он открыл возможность для уголовного преследования ведьм и колдунов за ересь. В 14 и начале 15 веков судебные дела по колдовству имели место, но без определенной статистики по времени и месту. В 1435-50 году количество возбужденных дел начало резко расти, и к концу 15 века два события стимулировали эту тенденцию: Папа Иннокентий VIII в 1484 году опубликовал буллу под названием Summis Desiderantes Affectibus ( "Желая со страстью"), осуждающую колдовство как сатанизм, наихудшее из всех возможных ересей, и в 1486 году вышла знаменитейшая книга Генриха Крамера и Якоба Шпренгера Malleus Maleficarum ("Молот ведьм"). Очень влиятельный катехизис, возлагающий вину за колдовство в основном на женщин, эта книга переиздавалась много раз. Наиболее страшные охоты на ведьм произошли с 1580 до 1630 года. Последняя известная казнь за колдовство произошла в Швейцарии в 1782 году. Число судебных процессов и казней различаются в зависимости от времени и места, но на самом деле не более 110000 человек во всех странах судили за колдовство, и не более чем 40000-60000 были казнены. Хотя эти цифры вызывают сожаление, они не столь велики, как полагают некоторые писатели 20-го века.....

Три четверти европейских судебных процессов над ведьмами произошло в западной части Германии, Нидерландах, Франции, северной Италии и Швейцарии, областях, в которых уголовное преследования за ересь были нормой. В Испании, Португалии и южной Италии, преследования ведьм происходили от случая к случаю, и казни были очень редки. Были случаи процессов в испанской Америке.... В Мексике францисканские монахи связывали коренные религии и магии с Дьяволом; преследования за колдовство в Мексике начались в 1530х, и к 1600 коренные крестьяне обвинялись уже в стереотипных договорах с дьяволом. Как и в испанских колониях, процессы в колониях английский короны повторили общеевропейские стереотипы с незначительными различиями. Впервые за колдовство повесили в Новой Англии в 1647 году, когда интенсивность охоты на ведьм в Европе уже снизилась, хотя своеобразная вспышка в Швеции в 1668-76 имеет определенное сходство с тем, что происходило в Новой Англии. Несмотря на то, что мрачная история в городе Салем (штат Массачусетс) по-прежнему привлекает много внимания в американских источниках, это только мелкий эпизод в мировой истории охоты на ведьм. Вспышка в Салеме, где 19 человек были казнены в 1692 году, является результатом сочетания церковной политики, семейных распрей и детской истерии в условиях вакуума политической власти....




Мы стоим на центральной улице городочка Салем, Новая Англия, ныне штат Массачусетс. Сейчас это даже не самостоятельная территориальная единица. Салем как город давно расформирован, и это просто название места. Однако внимание к нему огромное. Задайте в Гугле поиск по "witch trial". Без преувеличения, 80% всех ссылок приведет вас к Салемским процессам 1692 года. Они изучены досконально, до последней запятой в пыльных архивах, до последнего вздоха каждой жертвы. Изданы толстенные фолианты с протоколами заседаний и их толкованиями. Это странно, потому что, как справедливо отмечает Британника, размах мракобесия в Салеме ничтожен по сравнению с европейскими процессами. Почему так получилось? Продолжим увлекательное чтение энциклопедий. Из статьи в Большой Советской Энциклопедии:

Маккарти (McCarthy) Джозеф Реймонд (14.11.1908, близ Аплтона, штат Висконсин, - 2.5.1957, Бетесда, штат Мэриленд), политический деятель США. Получил юридическое образование. По окончании в 1935 университета Маркетт работал адвокатом, судьей; в 1942 служил в морской пехоте. В 1946-1957 сенатор-республиканец от штата Висконсин. С именем М. связано крайне реакционное течение в политической жизни США начала 50-х годов, получившее название "маккартизм". Занимая с 1953 пост председателя сенатской комиссии по вопросам деятельности правительственных учреждений и её постоянной подкомиссии по расследованиям, М. с яростью выступал за усиление "холодной войны", принятие антидемократического и антирабочего законодательства, разжигание военной и антикоммунистической истерии. М. и его сторонники своей деятельностью настолько дискредитировали правящие круги США, что сенат 2 декабря 1954 вынес решение, порицавшее поведение М.

Чудовищное издание. Сколько я читаю БСЭ, столько поражаюсь тому, как плохо, безграмотно и просто неверно представлены в ней факты и персоны. Что поделаешь, классовый подход. Что там было на самом деле, кто такой сенатор Маккарти, почему распустили его комиссию? Почему оба исторических явления - Салемские процессы и комиссию Маккарти - постоянно ставят в один ряд? Из этой статьи ничего непонятно.

Неизвестный сенатор прославился 9 февраля 1950 года, когда произнес речь в женском клубе в крошечном городочке в Вирджинии, потрясая листком бумажки. Он сказал дословно следующее: "Я держу в руках список из 205 фамилий. Все эти люди члены Компартии, и тем не менее они работают в Госдепартаменте и определяют его политику". Выступление показали по государственному каналу, и Маккарти стал телезвездой. Он приходил на всевозможные ток-шоу и выпуски новостей, потрясая листками бумаги и говорил примерно одно и тоже: здесь коммунисты; и там коммунисты; и вот еще список, в котором все коммунисты; и с этими неплохо было бы разобраться, потому что они коммунисты, - и так далее. Несмотря на то, что Комиссия по Расследованию Антиамериканской Деятельности существовала с 1938 года, до Маккарти работа в ней была как бы синекурой. Но начиная с его первого выступления, члены Комиссии, в которую Маккарти передавал свои листки, трудились не покладая рук. Кроме того, Маккарти организовал специальный аналогичный подкомитет в Сенате и занялся тем же самым в рамках своей новой структуры. Количество врагов, проникших на самый верх управленческого аппарата США, поражало воображение. Они множились как тараканы. Каждый разоблаченный враг дополнял списки Комиссии хотя бы несколькими своими коллегами. Врага убирали из аппарата и принимались за его знакомых, которые сразу же начинали колоться, размазывая сопли. Любопытно, что через некоторое время в списки, кроме коммунистов, стали попадать гомосексуалисты. Маккарти не делал между ними большого различия. Сейчас, когда по прошествии срока были опубликованы архивы ФБР, стало ясно, кто исходно выдавал Маккарти его листки. Это был директор ФБР Эдгар Гувер. Они вначале работали в паре, но дальнейшая инициатива исходила уже от неуемного сенатора.

Никто никого не вешал и не сжигал на костре, ибо время было уже вегетарианское. Просто увольняли подозреваемых с волчьим билетом и полным запретом на работу в государственных учреждениях. Ну, и в частных конторах с ними тоже никто не хотел связываться. Даже дворниками и почтальонами люди не могли устроиться. Под сурдинку казнили на электрическом стуле только супругов Юлиуса и Этель Розенберг как советских шпионов. Там темное было дело и до сих пор непроясненное. По-видимому, Юлиус Розенберг действительно был шпионом, но не самого высокого ранга. Этель, возможно, была не при чем. Сейчас суровость приговора Розенбергам и поспешность его исполнения принято списывать на выступления Маккарти и атмосферу паники в обществе. Кроме Розенбергов, еще десять человек, отказавшихся признавать свою обязанность что-либо говорить перед Комиссией, посадили в тюрьму на год за "неуважение к Конгрессу". Все остальные отделались изрядной нервотрепкой и материальными потерями. Но тоже, кстати, не так уж мало.

За время своей активной деятельности Комиссия успела допросить и вышвырнуть из нормального течения жизни около 1200 человек. Значительная часть допрашиваемых принадлежала к сословию творческой интеллигенции. Среди них имена на слуху: Чарли Чаплин; Бертольд Брехт; Аарон Копланд (композитор); Лилиан Хеллман (сценарист); Роберт Оппенгеймер (директор атомного проекта, один из создателей американской атомной бомбы); Поль Робсон (актер, певец); Артур Миллер (драматург). Никто не был защищен. Ни связи, ни положение в обществе не служили гарантией от преследований. От допрашиваемых требовали не только покаяться ("покайся и тебе скидка выйдет"), но и назвать других якобы симпатизирующих коммунистам. Случайное посещение какого-нибудь собрания за двадцать лет до допроса или давняя поездка за границу могла стоить человеку карьеры. Уже никого не интересовало, что делал или думал этот человек на самом деле. Симпатизируешь? В Комиссию. И назови там еще нескольких.

В разное время до половины американцев одобряли деятельность Маккарти. А как иначе, если по телевизору все время объясняют, что вокруг враги и с ними нужно всеми силами бороться? Я бы первый не стал бросать в обывателей камни. Но все-таки 25% американцев резко выступало против. Еще четверть не имела своего мнения (например, данные опроса Гэллапа в январе 1954 года распределились как 54-25-21). Удивительно, но система дала трещину очень быстро. С самого начала у Маккарти были мощные оппоненты, в том числе в Сенате. Кто-то боролся за себя, кто-то за принципы. Все интеллектуалы Америки сразу встали на дыбы. Определенный перелом произошел, когда заседания комитета Маккарти стали транслировать в прямом эфире. Глупость и демагогия Маккарти на этих заседаниях переливалась через край. Я видел документальные кадры: от того, что там происходило, просто отваливается челюсть. Так что смерть Комиссии в разумном обществе была только делом времени. Нужен был лишь лидер, который взялся бы за довольно опасную работу по слому пропагандистской машины, и такой лидер нашелся. Журналист Эдвард Марроу сыграл решающую роль в переломе в общественном мнении. В результате его трансляций и комментариев бездарность и демагогичность обвинений Маккарти сделалась очевидной всем. Эта история отражена в знаменитом фильме "Good Night and Good Luck" с Джорджем Клуни. Наконец, на сторону жертв маккартизма встал Верховный Суд США, поскольку деятельность Комиссии с очевидностью противоречила Конституции. В том же 1954 году на Маккарти наложили дисциплинарное взыскание в Сенате (редчайший случай в истории США) и отстранили от работы в Комиссии по Расследованию Антиамериканской Деятельности, а подкомитет его распустили. Джозеф Маккарти умер в возрасте 48 лет от алкоголизма (тоже крайне редкий диагноз для сенатора).

Из статьи в Википедии:

Со времен Маккарти, слово "Маккартизм" вошел в американскую речь как общий термин для целого ряда отвратительных практик, как то: агрессивный допрос по поводу обязательного патриотизма, плохо обоснованные обвинения в гражданской оппозиции, использование обвинений в нелояльности для давления на человека с тем, чтобы он придерживался конформистской политики или для дискредититации оппонента, подрыв гражданских прав во имя национальной безопасности и использование неприкрытой демагогии.

Справедливости ради, надо отметить, что я находил источники, в которых Маккарти обрисовывался как Дон Кихот, непонятый современниками, борец за идеалы и веру. Сам я так не думаю. То есть да, наверно, он был идейным человеком. Но лучше бы он им не был, ибо нет большей беды, чем фанатичный невежда на государственной службе.

Однако не надо думать, что все отстраненные от работы люди сидели сложа руки. Вовсе нет. В 1952 году Комиссия допросила некого Элайю Казана, сотрудника какого-то театрального союза. Казан был близким другом уже упоминавшегося драматурга Артура Миллера. На допросе в Комиссии Казан показал, что сам он белый и пушистый, но вот восемь человек, и среди них сам Миллер, точно симпатизировали коммунистам. После этого у Казана с Миллером состоялся тяжелый разговор, и они круто поссорились. Фантасмагорическая ситуация, когда близкий приятель закладывает друзей оптом и в розницу по бредовым обвинениям, напомнила Миллеру о каких-то старинных событиях. Он немедленно поехал в Салем собирать материал. Премьера пьесы «Тяжелое испытание» о салемских процессах вышла на Бродвее в январе 1953 года. Аллегория была понятна даже профану, и успех превзошел все ожидания. Хотя критики и не считают ее лучшей пьесой Миллера, она стала наиболее цитируемой из всех его произведений. Не являясь точной исторической хроникой, пьеса удивительным образом связала век нынешний и век минувший и сделала Салем эпицентром исторических исследований. Возможно, именно поэтому сейчас из всех случаев охоты на ведьм салемская печальная история изучена наиболее полным образом, а маккартизм как явление прочно приобрел ярлык "охоты на ведьм".




Салем - исковерканное еврейское приветствие «шолом» - был образован в 1626 году. На снимке памятник первому поселенцу. В таких шляпах ходили в Новой Англии 300-400 лет назад. Я бы ее непременно купил, если бы нашел, причем искал целенаправленно. Но, видимо, секрет производства таких шляп безвозвратно утерян. В 17 веке было два Салема. Тот, что имел выход к океану, назывался город, и в нем жили моряки и купцы, то есть люди побогаче. А по соседству была деревня Салем, и в ней люди пытались заниматься земледелием на краю болота. Это сейчас всем известно, что на Восточном побережье земля ни к черту не годится. Не растет на ней ничего, кроме денег в банках. А тогда этого еще не знали. В деревушке жило примерно третье поколение эмигрантов. Жили бедно, питались скудно. Во время длинных холодных зим деревню заносило снегом по крыши, летом поселенцы напряженно работали, пытаясь добыть хоть что-то на прокорм. Тоска, и даже не выпить: пуритане. Одно развлечение - сходить в церковь на воскресную службу.




На этом месте была заложена церковь аж в 1629 году. Вроде бы к процессам ведьм здание существовало уже точно в таком виде. За стенами церкви шли непрерывные склоки между назначаемыми и сменяемыми священниками, поскольку должность священника давала хоть какой-то стабильный доход. К моменту описываемых событий целых четыре священника претендовали на то, чтобы работать в приходе, и последнего звали Сэмюэл Пэрис. С семьи Пэриса все и началось. У него была черная служанка Титуба. Черт знает откуда она взялась, то ли из Африки, то ли с Карибских островов. Она показывала девочкам - девятилетней дочери священника и ее кузине - магические обряды своей родины. Детям нравилось - какое ни на есть, а всё развлечение. И вскоре у девочек начались странные эпилептические припадки. Они теряли сознание, катались по полу, выли и вели себя, скажем так, как не совсем нормальные дети. Сейчас большинство историков уверены, что это была истерия, пограничное состояние, вызванное темнотой, голодом, скукой и россказнями черной служанки. Есть и более экзотические версии. Очень убедительно звучит гипотеза, что истинная причина салемских событий заключалась в неурожае ржи, которую поразил грибок спорынья. Мол, этот грибок содержит галюциногены. За версию говорит то, что безумие поразило детей, живших ближе к болоту, где условия для развития грибка были более подходящие. Против - не очень похожи симптомы на наркотическую ломку. Как бы то ни было, позвали врача. Что мог сказать сей эскулап в феврале 1692 года? Колдовство, влияние Сатаны. Других причин нет. Меж тем к двум первым девочкам присоединились еще несколько, в том числе и взрослые женщины. Они, правда, выли не так естественно, зато хорошо описывали кошмарные сновидения, забывали слова молитв, захлебывались слюной и рассказывали самые невероятные небылицы. Больше всех усердствовали мама и дочь Путнам. Обеих звали Энн. Они-то и подсказали, кто есть первые ведьмы, наславшие порчу. С Титубой было все ясно, тут и сомнений не возникало. Второй ведьмой оказалась немолодая особа с весьма вздорным характером. Ее все равно никто не любил. Третьей была вдова, нечасто ходившая в церковь. Понятное дело, ведьма. Титуба сразу во всем призналась, а вот двое других заявили о своей невиновности. Всех троих сослали в Бостон на дознание. Но, к сожалению, тем дело не кончилось.

Нам интереснее думать, что ведьмы - это молодые красивые девушки, которых очень сексуально сжигать на костре, губя невинную душу. В Салеме этот принцип не сработал. Брали в основном несимпатичных старух. Дети указывали пальцами на тех, кто им чем-то досадил или был просто неприятен. Единственный раз этот принцип не сработал, когда в ведьмы записали пятилетнюю девочку с задержками в развитии. Ребенка продержали в тюрьме пять месяцев, пытаясь выбить из нее признание, но она никак не могла уразуметь, что от нее хотят. Ее впоследствии выпустили, но она сошла с ума уже по настоящему. Меж тем подключились взрослые. Старшая Энн Путнам очень сильно ссорилась со своей соседкой. У них были межевые споры. Соседку обвинили в колдовстве и посадили в тюрьму. Такой простой способ избавления от соседей подстегнул воображение трудящихся. Оказывается, у многих дохли коровы и заводился грибок в картошке как следствие тривиальной порчи. А они-то думали, что на то были более сложные причины. Процесс пошел.

Слух о том, что в Салеме объявились дети, которые видят ведьм среди людей, разнесся по округе. Девочек стали возить на дознание в соседние поселения. Способ выявления ведьм назывался "спектральное доказательство". В тени, отбрасываемой колдуном или ведьмой, ясновидящие девочки видели кошку или волчицу. В этом случае сотрудничество с дьяволом было налицо. К лету число арестованных перевалило через полсотни. Колдунов находили повсюду. Очень способствовали розыску признания некоторых арестованных. Поскольку колдовство было сподручнее осуществлять не в одиночку, в тюрьмы пачками попадали знакомые и родственники.

Сейчас нам, начитавшимся деталей о сталинских процессах, понятны механизмы массовой истерии. Но удивительно то, как в крошечных по историческим масштабам событиях в Новой Англии, как в капле воды, отразился океан людского безумия. Богатый купец из Бостона, обвиненный в колдовстве, просидел 15 недель в тюрьме, подкупил стражу и исчез, пока не рассеялся морок. Его имущество конфисковали, и он до конца дней своих судился с государством. Некто Джайлс Кори, сам слывший поначалу большим гонителем на ведьм, был поражен, узнав, что ведьмой назвали его жену. Для него это было большим ударом, но он не перестал верить в ведьм, пока не взяли и его самого. Он погиб под пыткой тяжестью. Дело в том, что как учил еще Молот Ведьм, хорошая ведьма - это мертвая ведьма. Например, если подозреваемого человека бросить в воду, и он выплывет, значит, ему помог Сатана, и можно зажигать костерок. Если утонул, все, считай, оправдан. Ошибочка вышла. Было выгоднее тонуть, потому что у колдунов конфисковывали имущество в пользу общины. Так же было и тут. Если бы Джайлс признался, он потерял бы все нажитое, а ему было кому оставлять наследство. А пытка тяжестью проста как грабли. На доску, положенную на грудь, наваливают камни, пока не лопнет грудная клетка. Человек погибает от пневмоторакса. Джайлс погиб как впоследствии в 1938 году пачками гибли следователи НКВД.

Были, разумеется, и диссиденты. Люди, громко заявлявшие об абсурдности обвинений, мгновенно попадали под удар. Взяли, например, семью Прокторов - они не верили в виновность своих соседей. Мужчина погиб, женщина спаслась чудом. Ее просто не успели повесить. Любопытно, что водораздел проходил и через семьи. Брат Энн Путнам-старшей, чья племянница выявляла ведьм и колдунов по тени, вдрызг разругался со своим родственниками. Ему пришлось бежать из деревни. Любое нестандартное поведение попадало под подозрение. Склонность к азартным играм; знакомство с другими религиями; какое-то особое умение или талант - все приводило прямиком в топку. Самое большое впечатление на меня произвела история бывшего салемского пастора, предшественника Пэриса. Когда-то очень давно, за десять лет до этих событий, его жена повздорила с семьей Путнам. Они жили вместе в одном доме. Впоследствии у этих двух семей случился имущественный спор, и влиятельный Путнам даже добился ареста пастора за долги. Затем священник уехал из Салема. На него показала одна из арестованных ведьм, сказав, что она сама является жертвой колдуна, который лишь прикидывался священником. Младшая Энн Путнам - чудо! - сразу очень точно описала его внешность и назвала имя. Другие девочки последовали ее примеру. Спектакль сопровождался, разумеется, страшными припадками. Бывшего пастора разыскали за сотни километров от Салема. К этому моменту дознаватели были уверены, что он и есть основной злодей, от которого началась эпидемия колдовства. К тому же, брат судьи Салема был когда-то мужем жены священника и рано умер от какой-то болезни. Теперь-то судье стало очевидно, что брат умер не просто так, это дьявол навел на него порчу. Судьба священника была решена. Перед казнью пастор предпринял последнюю отчаянную попытку спасти свою жизнь, прочитав без запинки "Отче наш". Считалось, что пособник дьявола был на это неспособен. Толпа заколебалась. Но Энн Путнам закричала, что видит черную тень, нашептывающую пастору в ухо слова молитвы, и палач выбил лестницу. Люди пришли в ужас: даже церковный сан не гарантировал защиту от виселицы.

Статистика Салемских процессов такова: 152 арестованных, включая детей и младенцев, 19 повешенных, 5 умерших в тюрьме, один замученный во время дознания. А Титубу, кстати, отпустили, когда все закончилось. Она снова потом пошла к кому-то работать служанкой, и следы ее теряются. Вешали только тех, кто не признавал себя виновными даже под пытками. "Раскаившимся" и выдавшим парочку-другую ведьмаков сочувствовали: все мы люди, все можем заболеть. Но из тюрьмы их не выпускали.




Салемские процессы частично проходили в доме судьи Джонатана Корвина. Этот дом единственный сохранился ровно в том виде, в каком стоял в 1692 году. Сквозь закрытые ставни из него всегда пробивается слабый свет, как от лучины. Сейчас в этом доме музей. От всех остальных домов судей, свидетелей и фигурантов ведьминых процессов остались лишь фундаменты. О судах и судьях надо сказать отдельное слово. Не следует думать, что суды были необъективны. Вовсе нет. Проводились всесторонние исследования, и были случаи полного оправдания. На первом месте по определению вины стояла "царица доказательств" - признание подсудимого. Оно иногда выбивалось пыткой. Исследовались знаки на теле по методе, описанной еще в "Тиле Уленшпигеле". Если, например, в родимое пятно воткнуть иголку и пойдет кровь, то это не есть печать дьвола. А не пойдет - тут и думать нечего, колдовство налицо.




Картина "Обследование Ведьмы", городской музей Салема. Дознаватели внимательно смотрят, течет кровь из родинки, или нет.

После медицинских свидетельств внимательно изучалась история подозреваемого. Если по соседству с его жильем происходили странные смерти, падеж скота или потрава злаков, это было очень существенной уликой. Истерические девочки обязательно присутствовали на допросах. По их реакции сразу становилось понятно, кто колдун, а кто нет. Ну, и наконец, "спектральное доказательство". Здесь непревзойденным экспертом считалась младшая Энн Путнам. Наверно, она очень гордилась своей ролью.




Это репродукция картины "Суд над Джорджем Джакобсом". Девочки предъявляют "спектральное доказательство". На переднем плане кто-то в экстатическом обмороке, мегера на заднем плане, скорее всего, Энн Путнам-старшая, защищающая свою дочь от сатаны.

Репродукции обеих картин я нашел в интернете. У меня они есть и в напечатанном виде.

Первоначально процессы осложнялись тем, что Англия задерживала выдачу патента на судопроизводство Бостонской магистратуре. Патент отозвали в 1684 году за бунтарский характер бостонцев. То есть ведьм выявляли, вину их доказывали как могли, а вот приговорить их было невозможно. Поэтому их вместе с остальными преступниками запихивали в тюрьму до особого распоряжения. Тюрьмы переполнились слишком быстро. 10 мая 1692 года первая жертва умерла в тюрьме, не дождавшись приговора. Надо было срочно что-то делать. Посланником колонистов в метрополии был выдающийся и очень образованный человек, выпускник Гарварда Инкриз Матер. В начале 1692 года он смог добиться аудиенции у короля и убедить его вернуть патент. Тогда же губернатором был назначен тоже очень уважаемый человек Сэр Вильям Фипс, и он немедленно занялся Салемским делом. Поскольку Джонатан Корвин и второй судья Салема Джон Готорн были убеждены в существовании колдовства и виновности осужденных, Фипс назначил независимый трибунал. Однако главой трибунала стал другой не менее убежденный в существовании колдовства человек Вильям Стаутон. Машина заработала второго июня, когда приговорили к повешению первую нераскаявшуюся ведьму. Один из членов трибунала в знак протеста тут же подал в отставку. Его заменили на Джонатана Корвина. После этого подобных эксцессов не было, и приговоры стали штамповаться под копирку.

Нельзя не упомянуть, что самый первый салемский процесс в феврале, который решал вопрос "виновен - не виновен", закончился оправданием обвиняемых. Однако это решение вызвало ярость горожан. Суд едва не разнесли по бревнышку. Основные свидетельницы закатили невиданные истерические припадки. Корвин и Готорн обновили состав суда и провели еще одно заседание через день. На этот раз все кончилось как надо, и вопрос вины не вызвал никаких колебаний присяжных. Салемская публика была удовлетворена.

Начавшиеся в июне казни взорвали общество. Как обычно бывает, "брат пошел на брата". Леди Фипс была убеждена в том, что это все чистейшей воды фикция, но ее муж губернатор придерживался точки зрения, что дыма без огня не бывает, и надо дать поработать трибуналу. Преподобный Инкриз Матер писал в докладной записке губернатору, что "лучше отпустить десять ведьм, чем казнить одну невинную женщину", а его собственный сын Коттон, тоже преподобный и тоже выпускник Гарварда, яростно спорил с отцом, считая, что зло надо выкорчевать под корень, и ничего страшного, если в битве с Сатаной будет потеряно несколько случайных прохожих. Словесные баталии разгорались в виде прокламаций, которые печатали бостонские типографии, и общественных диспутов. Особенно много копий было сломано о "спектральное доказательство". В конце концов стал побеждать здравый смысл. Наверно, до губернатора дошло, что, если так дальше пойдет, одна половина его подданных перевешает другую. 26 октября 1692 года указом губернатора трибунал был распущен. В январе 1693 года большинство ведьм и колдунов были отпущены на свободу, а несколько оставшихся в тюрьме были помилованы специальным указом губернатора чуть позже. Салемские процессы закончились.

Общественное мнение поворачивается в разные стороны с пугающей быстротой. Совсем недавно толпа еще кричала "распни его", а глядь - уже катит бочку на распинающего. У большинства фигурантов этой истории жизнь сложилась неважно. Священник Сэмюэл Пэрис растерял всю паству и был уволен с поста. Судьи трибунала были вынуждены публично каяться и признаваться в совершенных ошибках. В 1706 году прощения у своих жертв попросила и Энн Путнам-младшая. Она призналась, что все выдумала от начала до конца. Правда, верная себе, она сказала, что ее подучил Сатана, но этот нюанс уже никого не интересовал. Остальные истерические девочки выросли, вышли замуж и уехали из родных мест, но Энн Путнам умерла в Салеме в полном одиночестве. Замуж ей выйти не удалось. Деревня Салем отделилась, наконец, от города и переименовалась, чтобы изничтожить саму память о тех событиях. Впоследствии это поселение так разрослось, что поглотило и город Салем, и сейчас официально такого географического названия нет. Теперь это Данверс. В 1709 году были поданы первые гражданские иски против государства со стороны наследников казненных. Удивительно, но их поддерживал тот самый Коттон Матер, который ранее настаивал на продолжении "колдовских" процессов. Еще более удивительно, что последнее постановление суда по этому поводу, признающее ответственность государства за несправедливые обвинения, вышло лишь в 1957 году.




Мемориальные камни салемского памятника с датами смерти осужденных. Снимки взяты с туристического вебсайта Салема.







Коллажи из кадров фильма по пьесе Артура Миллера. Зал на верхнем коллаже находится в историческом музее Салемских процессов. Сейчас в нем размещена неплохая аудиовизуальная композиция для туристов.




Фигуранты современной охоты на ведьм. Слева направо: сенатор Джозеф Маккарти, директор ФБР Эдгар Гувер, драматург Артур Миллер, журналист Эдвард Марроу.




Слева направо: преподобный Сэмюэл Пэрис, губернатор Фипс, глава "ведьминого" трибунала Стаутон, преподобный Инкриз Матер.

Обе "охоты на ведьм" расцениваются сейчас как позорные страницы в американской истории с жирным знаком минус. У них и в самом деле много общего, но есть и очевидные различия. Травля в Салеме началась с инициативы публики и затронула в основном самые нижние этажи общества. Она была остановлена усилиями относительно просвещенного истеблишмента. В отличие от той давней истории, Маккарти сам принадлежал к истеблишменту и бил по штабам, а там сидели закаленные бойцы. Они перегруппировались и приняли вызов. Страшно подумать, что могло бы произойти, если бы Комиссии по Расследованию Антиамериканской Деятельности были бы организованы в каждом штате и при каждом муниципалитете. По счастью, до этого не дошло. Далее, салемские процессы, при всей их абсурдности, начались с какого-то факта, у которого были свидетели. У Маккарти не было ничего, кроме списка с 205 фамилиями. Сплошная демагогия на пустом месте. То есть, я бы сказал, это были разные штаммы одного вируса. Но нельзя не отметить, что оба раза Америка справилась с этим вирусом сравнительно быстро. Причина этого скорого выздоровления тоже очевидна: наличие свободы слова и мнений. Чего и всем желаю.

Источники информации:

[1] British Encyclopedia, www.britannica.com
[2] Wikipedia
[3] Большая Советская Энциклопедия на Яндексе, slovari.yandex.ru/
[4] Salem City Guide, www.salemweb.com
[5] Independent On-line Magazine Suite101, раздел American History, www.americanhistory.suite101.com
[6] The Salem Witchcraft Trials, booklet,
[7] Музей Судебных Процессов города Салем

Салем, США, История

Previous post Next post
Up