Предыдущая серия Я очень культурный человек, я считаю. По уму, тут должна была бы быть какая-то страшно неприличная картинка. А я всего лишь ограничиваюсь “Черным квадратом”.
Первоначальный план поездки был расписан под завязку. Предполагалось, что у меня не будет ни одной свободной минуты. Но потом я начал сомневаться: а вдруг что-то пойдет не так? Больше всего меня страшила высота. А вдруг я бы не смог вообще двигаться без кислорода? А вдруг мне пришлось бы лежать два дня, чтобы привыкнуть к этим условиям? Сейчас я понимаю, что это были абсолютно смешные страхи, но меня все окружающие очень сильно пугали. Поэтому я отказался от одного довольно дорогого и, кажется, не очень интересного сегмента в Санта Крусе и оставил в конце поездки два совершенно пустых дня - на случай плохой погоды или болезни. Съездив в Копакабану, я преисполнился самомнением и, несмотря на действительно плохое самочувствие, стал думать, чем бы забить эти два последних дня. Тут кстати подвернулась реклама туров в Куско и Мачу Пикчу. Уличные турфирмы не могли мне ничего предложить, все поездки были на автобусе или поезде, но я посмотрел, можно ли слетать в Перу, и оказалось, что таки да. Поисследовав тему, я забил два последних дня поездкой в Перу. Нет, конечно, я об этом теперь не жалею. Это было чудесное приключение. Но исходный план оставить эти дни на форс-мажор был нарушен.
Прогноз погоды на воскресенье был неважный: дождь. Я должен был лететь в верховья Амазонки в экологический заповедник Мадиди. Дождь на Амазонке... Это должно быть очень мокро. Дождей в августе обычно не бывает, хотя внизу под Альтиплано всегда жарко и очень высокая влажность. Четырехкилометровый спуск с Альтиплано самолет преодолевает за 30 минут, и сразу из пустыни попадаешь в тропические джунгли, и это тоже Боливия.
Я сфотографировал пару объемных карт, они посвящены другой теме, но неплохо показывают местность.
Все мои приключения были в оранжевой и красной зонах. А я должен был спуститься еще и в зеленую. И там я должен был увидеть диких-предиких обезьян, попугаев, туканов и еще фиг знает кого, а на ужин мне, возможно, дали бы жареную пиранью! Вот. Как теперь жить с несбывшейся мечтой о пиранье? Придется ехать еще раз, вот что я вам скажу.
Аэропорт Эль-Альто стоит прямо на краю обрыва. Когда самолет взлетает в ясную хорошую погоду, видна такая картина:
Облака поднимаются до кромки хребта, но перелезть через эту кромку они не могут и топчутся у нее целыми днями. Естественно, под подушкой облаков погода совсем другая, не такая, как наверху.
И вот я встал в пол-пятого утра, быстро собрался, вовремя оформил регистрацию на рейс, и тут вдруг сделалось очень темно и засверкали молнии. И так продолжалось минут пятнадцать, а потом сделалось снова тепло и светло. Взять высоту гроза так и не смогла. И вот прошло время посадки, и полчаса, и еще полчаса, и всё это время я проверял, что делается в той деревне, куда должен был лететь мой самолет. По всему выходило, что там светопреставление. Тропический ливень со шквальным ветром. Мой самолет так и не взлетел. В 11 утра я ушел из аэропорта куда глаза глядят. А глядели они все в ту же проклятую гостиницу на Сагарнаге.
Конечно, я сделал попытку побороться с обстоятельствами и подумал, что есть смысл куда-нибудь улететь, хоть куда. Самое правильное было бы улететь в Перу, но доплату за перенос билета с меня попросили больше, чем за сам билет. Тогда в попробовал перелететь или хоть как-то добраться до города Потоси, который уже неоднократно всплывал в моих рассказах, и это действительно очень интересное место. Однако так получалось, что я бы добрался в Потоси только к 8 вечера, и а назад надо было бы выбираться из него в 12 часов следующего дня. Тогда я прочитал весь путеводитель по Боливии и окончательно выяснил, что нет таких мест в ней, куда я бы хотел полететь на день.
Неудача сломала меня очень сильно. Я эмоционально не слишком устойчив, увы. К тому же, я очень неважно себя чувствовал после Уюньского анабазиса. Все музеи в воскресенье были закрыты, идти никуда не хотелось... Администратор гостиницы предложил мне билеты на самое лучшее и самое важное боливийское представление сезона: женская борьба без правил. Называется Cholita Wrestling. Эти самые чолиты на ринге выглядят примерно так:
Здесь все как в мужском реслинге, только дерутся женщины. В то воскресенье шел финал сезона на сорокатысячном стадионе Ла Паса. Афиша зазывала. Огромные бабы в красочных тряпках мочили на ней друг друга со всей страстью. Вообще, слово “чолита” означает женщину индейского племени, преимущественно Аймара, в национальных одеждах. Почти все боливианки в Ла Пасе - это чолиты. В настоящее время чолиты - это некая городская субкультура, с которой связаны множество поведенческих аспектов - мода, род занятий, сленг и так далее. Реслинг наиболее упитанных чолит появился как развлечение совсем недавно и быстро приобрел жуткую популярность, как у боливийских мужчин, так и у туристов.
Но я от этого предложения отказался сразу и без колебаний. Вышел на улицу, попытался найти чем заняться назавтра. Почти все турбюро были закрыты по поводу воскресенья, но в единственном работающем я сразу нашел то, что мне надо. Внизу у собора Сан-Франциско дудели трубы и били барабаны: в Ла Пасе шел бесконечный карнавал. За время моего недолгого пребывания в Боливии я оказался свидетелем трех карнавалов, причем это были настолько малозначительные карнавалы, что они даже не были отмечены в специальном календаре карнавалов, который должен прочитать любой уважающий себя турист, потому что во время значимых карнавалов жизнь в Боливии полностью останавливается, и все планы летят в пропасть. Я бы пошел посмотреть на карнавал, но сама мысль о подъеме наверх по чертовой Сагарнаге была отвратительна. Поэтому я просто заперся в комнате и начал писать эту сагу. Первые наброски всегда берут массу времени. Время у меня было.
Вот что, я тут, чтобы занять место, расскажу о цене вопроса и о провайдерах, которые все это безумство мне обеспечили. Как я уже отмечал, те, кто катают, это вовсе не те, у кого вы покупаете туры. Можно ли ехать самому? Прокат машин в Боливии есть. Но средняя скорость перемещения по дорогам не превышает 50 километров в час. Движение в городах кошмарное, карты непонятны, потому что они напечатаны в двухмерной сетке, а там надо добавлять еще направления вверх и вниз. Между двумя пунктами может быть 80 километров по прямой, как между Сукре и Потоси, но самое быстрое время, за которое их можно в принципе преодолеть - это три часа, а то и все пять. Наконец, как ориентироваться на этой местности? Дорог нет, и в навигатор надо вводить абсолютные координаты точки на местности. Откуда их взять? Связи нет. Зарезервировать место в хостеле невозможно, да и где этот хостел расположен - неизвестно. Ночевать в палатке? Ну можно, наверно... я не знаю. Короче, я с трудом себе всё это представляю.
Можно просто тупо приехать в Ла Пас и все организовывать на месте. Это выйдет дешевле, чем организовывать всё заранее. Конторы эти туристские в каждой двери. Отелем Сагарнага владеет фирма Диана Турс, там же расположен и их офис. Это крупная (по боливийским меркам) солидная фирма. Хотя они неудачно отправили меня в Копакабану, они так много сделали, чтобы исправить свою ошибку, что, я думаю, их можно рекомендовать. Однако потери времени таким образом вам обеспечены. Это надо быть пенсионером или студентом, чтобы так свободно путешествовать.
Я предпочитаю всё делать сильно заранее. Я связывался со многими интеграторами. Фирмы, которые активно действуют в интернете, в основном предпочитают иметь дело с богатыми потребителями. Для людей с глубоким кошельком я рекомендую компанию Рута Верде. Ее организовал датчанин, женившийся на боливийке и переехавший в эту страну. У них совершенно европейский сервис. Отвечают быстро, четко, работают по всей Боливии. Сразу после первого контакта они прислали мне свой стандартный тур на 16 дней по типу “все включено”. Ценник на двоих был 8500 американских долларов, и это было два года назад. Понятно, что на одного это бы не было сильно дешевле, потому что машина, шофер, гид, ночлег не зависят от количества людей в поездке. Поэтому я стал искать что-нибудь подемократичнее. Не буду писать обо всех вариантах, которые я пересмотрел.
Переработав большую кучу руды, я в конечном счете связался с этим турагентством. Их офис расположен на той же улице Сагарнага. Через них я делал путешествие в Уюни и несостоявшееся путешествие по Амазонии. Отвечают они четко, качество общения с клиентом на самом высоком уровне. Оплата сервиса через Пейпал, что важно, потому что карточку свою давать кому бы то ни было в Боливии, наверно, не стоит. Самое удивительное, что деньги за отмененную поездку мне вернули в тот же день! Хотя по их правилам, они совершенно не обязаны были это делать. У них четко написано, что добираться до точки старта - моя ответственность, и они не возвращают деньги, если сломался самолет или автобус. Но мне вернули, причем сразу и без скандала. Эта компания работает практически во всех южноамериканских странах, и я не исключаю того, что в будущем воспользуюсь их услугами еще раз.
Тур в Уюни стоил мне 229 долларов за три дня, отмененный тур в Амазонию 234.30 за два дня.
Эта авиакомпания обеспечивала все мои перелеты. Никакая Экспедия в Боливии не работает, да и грех ею там пользоваться. В Боливии оперируют пять карликовых авиакомпаний. Все они летают по одним и тем же маршрутам - страна-то крошечная. Я совершенно не понимаю, как это все работает. Цены на билеты у всех авиакомпаний смешные. Эту я выбрал прежде всего потому, что у них работал вебсайт (как мало надо для счастья). У большинства остальных интернет-продажи наполнены странными глюками, а у этих все работало как надо. Далее, они также принимают Пейпал к оплате, и это важно. Наконец, у них маленькие самолетики, которые часто летают. Это тоже важно, при любой задержке рейса или опоздании можно относительно легко всё переиграть. Билеты в Боливии дешевые, от 40 до 90 долларов. Не о чем говорить. Самый дорогой билет был, кстати, за получасовой полет из Ла Паса в Амазонию. Понятно, почему: кроме иностранцев, никто по этому маршруту не летает. Местные пользуются автобусом.
Однако деньги за неиспользованный полет я выбивал из них очень долго, почти месяц. Вначале они вообще отказались это делать и дали мне кредит на год в сумме оплаченных билетов. Ага, очень надо мне летать в Боливии в течение года. Пришлось очень сильно на них нажимать. Но вернули всё в конце концов.
В Амазонасе я оставил 331 доллар за пять перелетов. Отмененные два билета стоили еще 193 доллара.
Как я уже писал, частично я бронировал отели через бонусные мили Аэрофлота. Но те же самые отели можно бронировать и через обычных агрегаторов, только это будет дороже. Отели дешевые - от 20 до 40 долларов, если платить на месте. Но и качество жилья везде, кроме Сукре, было на эти же 20 долларов. Впрочем, что надо в такой поездке, кроме крыши над головой? Отсутствие отопления компенсировалось наличием одеял, а горячая вода из крана текла везде, кроме как в пустыне Атакама. Но там вообще никакая вода из крана не текла, хотя краны и были.
Еда в Боливии дешевая и очень вкусная. За две полные недели я заплатил ровно 600 долларов, и это включает Панаму и Перу. В Панаме я оставил 40 и в Перу 100. Сюда входят билеты в национальные парки, рестораны, музеи, гостиницы, за которые я платил на месте, такси, маршрутки... Всё. Очень бюджетно.
До Санта Круса я добирался Панамскими авиалиниями, компания называется Copa Airlines. Очень приличный оператор. Полет из Торонто стоил примерно 820 долларов (им я платил канадскими).
В Перу я смотался на Peruvian. Билет туда и обратно из Ла Паса в Куско стоил 300 долларов.
Гостиницу в Куско я брал на Экспедии. 132 доллара за два дня - почувствуйте разницу.
За путешествие к Мачу Пикчу я заплатил круглую сумму большой туркомпании Viator. Им я отдал 353 доллара.
Наконец, тур в Панаме я делал с интересным сервисом Tours By Locals. Очень любопытная идея, всячески рекомендую. Еще 225 долларов.
Итого, что же мы имеем с гуся? Самому интересно. Ба, да это всего 3300 за две недели. Если бы сбылись отмененные билеты, получилось бы примерно 3800. Так дешево я еще никогда не ездил. А сколько впечатлений. Стоящее дело.
Следующая серия