Эта серия написана в нелюбимом мною жанре путевых заметок. Дело сомнительное и неблагодарное. И удовольствия мало. Но на всё есть свои причины. При подготовке путешествия в Португалию я натолкнулся на странное обстоятельство. Материала по Лиссабону с Синтрой и Порто сколько угодно на любой вкус. Можно без проблем составить маршрут, решить для себя, что посмотреть, а на что забить, понять где останавливаться и что пробовать на вкус. А третья точка притяжения в этой стране, провинция Алгарве, находится явно в тени первых двух. Любопытное дело - звону про Алгарве много, а что это и с чем его едят - информации очень мало. Я честно искал и практически ничего не нашел. То есть, прочитав довольно много из путеводных заметок, я так и не понял, что там делать и как себя там вести. И мне захотелось исправить данную несправедливость.
Начну с начала. Зачем я вообще поехал в эту страну? В основу желания увидеть Португалию легли зажигательные песни жены, посетившей Лиссабон в рамках круиза вокруг Европы летом 1997 года. Ей Лиссабон запомнился как город, в котором белое вино было дешевле воды, а небогатый российский турист мог так объестся рыбой и морепродуктами, что память об этом эпохальном мероприятии не могли затмить даже многочасовые походы в лучшие китайские рестораны. Ну, там замок, конечно, улицы, вымощенные кафельной плиткой азулежу, река Тежу с красивым мостом, и вы все всё про это знаете или хотя бы слыхали, и это было так прекрасно, но, если бы не улица с рыбными ресторанами, то кто знает, остался бы Лиссабон навеки в памяти моей женщины как томительный образ недостижимого райского блаженства. Забегая вперед, скажу, что мы жили практически на этой улице, но моя Аня ее не узнала. Вместо рыбных ресторанов там теперь американские фаст-фуды, а в тех рыбных ресторанах, что еще остались в Лиссабоне, вино по 20 евро, и рыба-то дрянь, да и мало. Я подозревал подобную трансформацию легенды, поэтому сформировал свой собственный список того, ради чего следует ехать в Португалию.
Азулежу, да, конечно, куда ж без азулежу. Подчас вся улица целиком напоминает шикарный, хотя и потертый общественный туалет. Сплошной кафель и под ногами, и на стенах домов, как на этом снимке с верхотуры на улицу старого Лиссабона. Прикольно.
В Лиссабоне хранится большой оригинал триптиха Босха про похождения Святого Антония. По понятной причине (посмотрите на мою фамилию) я эти похождения страсть как люблю и фотографирую где только можно. Босховская авторская копия размером поменьше есть в музее Искусств Брюсселя, и там я ее видел не однажды, но там она поменьше и решена немного в иной цветовой гамме. Определенной целью поездки было посмотреть именно эту полноформатную версию. Сбылось.
Желание послушать музыку фадо не в записи, а в оригинале, причем в натуральном антураже, также сыграло определенную роль при выборе маршрута. Что сказать? Это просто цыганщина, какую мы в России знаем разве что по фильмам о недорезанных буржуях. Классическое пение фадо проистекает даже не на улицах, а в ресторанах, да-да, тех самых, в которых вино уже намного дороже воды, а раньше было наоборот. Фадо - это бесконечный надрыв хриплым голосом, по-видимому, об ушедших днях, полных неги, любви и привета. В Лиссабоне есть несколько районов, которые с наступлением темноты заполняются томными завываниями под гитару из каждого погребка. Это очень колоритно. Фадошники на фотографии (кстати, этот кадр уже из Порто), я бы сказал, слишком культурные и высокоинтеллектуальные. В кабаках они попроще и ближе к народу. Короче, мне понравилось.
Портвейн! Теперь я разбираюсь в этом напитке на уровне любого человека, побывавшего в Порто. Портвейн тоже был целью поездки. Мое первое в жизни возмутительное алкогольное возлияние до состояния дров произошло в процессе смешивания советского портвейна с советским же шампанским. Прошло уже более сорока лет с того ужасного вечера, и всё это время я подозревал, что советский портвейн был ненастоящим! А какой настоящий, в чем разница между портвейнами разного цвета и разного срока выдержки, почему он так по-разному стоит, - вот чтобы всё это узнать, абсолютно необходимо спуститься в винные погреба Порто, потому что это единственное место в мире, где делают портвейн (буквально - вино из Порто). Это очень-очень большая и интересная тема, и напиток абсолютно божественный.
Вообще, Порто - интересное местечко. Я давно хотел навестить этот город, много о нем слышал и читал, и возможность посетить Порто тоже сыграла свою роль в выборе страны для поездки. Однако первое впечатление от Порто было отрицательное. Город не очень чистый и не очень новый.
Но первое отрицательное впечатление обманчиво. Лучше всего в Порто заблудиться, и тогда открываются поразительные виды.
На узких крутых и чаще всего грязноватых улицах разыгрываются очень интересные жанровые сценки. Например, мне понравилось, как мальчишки пытались пинать мяч на крошечном горизонтальном пятачке, с которого три улицы уходили отвесно вниз, а одна так же круто наверх. Ошибка в ударе стоила пропавшего мяча. Интересно еще смотреть, как по этим улицам проезжают машины. Если машина едет рядом, нужно вжиматься в стену. Но на некоторых улицах мостовых и нет - одни лестницы. Прикольно всё это.
А теперь - барабаны! Ниже банальнейший кадр, очень узнаваемый, но от этого не менее прекрасный:
Уникальная особенность Порто - высокие берега его реки Доро, соединенные весьма примечательными мостами. Конкретно этот мост проектировал ученик Эйфеля, а еще один мост - Эйфель самолично. В Порто у него было конструкторское бюро и собственный кабинет в здании биржи. Кстати, очень интересное местечко. Теперь в этом здании небольшой музей, рекомендую.
Неожиданным бонусом от поездки в Порто стало посещение книжного магазина. Если бы я знал об этом магазине до того, я бы точно включил бы его в список своих вожделений заранее. Дело в том, что именно в Порто замысливалась сага о Гарри Поттере. Первым браком Джоан Роулинг была замужем за неким заносчивым португальцем. Здесь родилась ее первая дочь. Брак тот был несчастливым, я чисто случайно когда-то прочитал эту историю и благополучно о ней забыл. В книжном магазине с романтическим названием Ливрария Лелло (буквально “книжная лавка братьев Лелло”) Роулинг сидела часами, поглощая кофе в небольшом зале на втором этаже. Необычная архитектура магазина натолкнула будущую писательницу на план библиотеки Хогвартса, а очень нетривиальная лестница вообще полностью перекочевала в книгу и фильм. Тогда магазин был пуст. Сейчас в него продают билеты по четыре евро с носа, причем касса расположена в соседнем доме! Для того, чтобы войти в книжный (!) магазин, на бульваре стоит длиннющая очередь желающих. Внутри книжного (!) магазина давка, как в метро в час пик, при этом цены на книги (на всех языках, конечно) какие-то невероятные, и все покупают. Почему? Потому что при покупке одной книги возвращают стоимость одного входного билета. И одну книгу мы купили. Называется она “Блюда португальской кухни” на русском языке. Тонкая брошюра стоила 14 евро. Но вот вторую книгу, чтобы отыграть еще один билет, мы купить не смогли. Я было присмотрел себе неплохой фотоальманах под названием “Большие сиськи”, но смутила цена. Сиськи стоили чуть дешевле, чем сборник кулинарных рецептов, но все равно получалось так, что за них надо было еще доплачивать изрядную сумму, а зачем? Получалось, только чтобы вернуть четыре евро. Я думал подарить этот шедевр своему приятелю, но смущала возможная реакция его жены. Ну, и не сложилось, хоть я уже встал в очередь в кассу. Мы провели в этом магазине час.
Да, как-то я сразу перекинулся на Порто, а при этом не сказал ни слова о Лиссабоне. Вы знаете, Лиссабон хорош, красив и интересен, и я всячески его рекомендую, но вот выделить в нем что-то абсолютно выдающееся я не могу. Это приятный красивый город со множеством достопримечательностей, вот и всё, что об этом городе можно сказать. Случайно получилась одна хорошая фотография, но она могла была бы быть сделана в любом европейском городе.
Это алтарь огромного аббатства Св. Иеронима, куда обязательно надо зайти.
Кроме самого Лиссабона, непременно надо ехать в город Синтра, который выполняет роль Пушкина-Павловска-Петергофа при Санкт-Петербурге. В Синтре находятся дворцы-резиденции королей и королевской знати, и там обалденные виды с высоких гор на Лиссабон, саму Синтру и океан. А еще там самая западная точка Европы, называемая мысом Рока, куда мы не доехали по смешной причине: не пришел рейсовый автобус, а до прихода следующего я слишком проголодался и ретировался назад в Лиссабон слушать фадо. Выбор был такой - или фадо или ждать автобуса, ну и вот. С самой западной точкой не сложилось. Сложилось с самой юго-западной, но об этом ниже.
В Синтре я отснял множество прекрасных кадров, даже трудно что-то выбрать. Пусть будет вот этот:
Ну, и еще вот этот:
Это старый дворец португальских королей. А знаете, что это за конусы торчат из него вверх? Это трубы королевской кухни. Баранов жарили на вертелах на открытом огне, и нужна была хорошая тяга. Трубы имеют высоту 38 метров.
А так, стало быть, выглядит дворец новый. Внутри в нем очень интересно.
Короче, Синтра это хорошо и одного дня на нее мало. Два-три дня будет в самый раз. Летом там еще какой-то древний трамвай возит туристов на пляжи, но этого я уже не видел.
Ну и хватит про эти раскрученные города. Ничего нового я про них не скажу. Перейдем сразу к провинции Алгарве, которая представляется как рай для недорогого, но прекрасного пляжного отдыха. А я, надо сказать, в этом отношении дремучий дикарь. Ни разу я не был ни на одном курорте, и вот эта вся Турция, Мексика и Доминикана пока как-то для меня пустой звук. Не был, не привлекался, не знаю. Океан видел неоднократно в разных частях света, и был он чаще всего очень холодный и неприветливый или теплый, но неимоверно грязный (привет, Индия). Так что купаться в океане мне не доводилось. И мне подумалось, что можно как-то все это совместить, и посмотреть, как культурные люди отдыхают на берегу океана, и увидеть что-то интересное, да еще потом об этом рассказать. Поэтому я прилетел в столицу региона Алгарве город Фаро (дыра страшная, не вздумайте туда даже нос засовывать, я попусту потерял там три часа), взял в аэропорту машину и поехал по берегу океана практически куда глаза глядят. И вот что эти глаза там увидели, куда надо ехать и чего не надо делать, я и собираюсь рассказать в следующих трех частях.
Забегая вперед, скажу, что купаться в океане мне понравилось. Я сделал это целых четыре раза! В первый раз я обалдел от того, как это здорово. Второй раз мне просто очень понравилось. Третий раз было приятно, но уже ничего особенного. А на четвертый раз мне стало адски скучно, и я заныл в оба уха своей жене “поехали наконец скорее отсюда в какое-нибудь интересное место”. Жена удивилась, поругалась на свою несчастную судьбу и и после микро-скандала на пляже покорно села в машину. И мы приехали в каменистую холодную пустыню, надели теплые куртки, и это было очень интересное место, в котором нам чудом удалось попасть на фестиваль морских уточек (а это такое экзотичное ого-го, что уже ради этого надо ехать в Португалию), и больше я в океане не купался и теперь уж не знаю, буду ли еще когда-нибудь это делать, но обо всем этом в другой раз.
Следующая серия