Что такое научная фантастика? И при чем тут коммунизм?

Apr 29, 2016 09:02



Я убежден, что фантастика - это мощнейший инструмент предвидения и даже создания будущего. Собственно, исходя из этой предпосылки, я и писал фантастические рассказы. Но, вот, неожиданно для самого себя я стал объектом литературного исследования. Признаюсь, приятно) Автор пытается найти ответ на вопросы, что такое НФ и как в советской (и не только) фантастике реализован образ будущего коммунистического общества. С некоторыми тезисами можно поспорить, но в целом крайне интересный заход. Текст публикуется в авторской редакции. Автор - Филипп Арифулов:



Отправным пунктом этого доклада я решил сделать известное высказывание Циолковского:

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка; за ними следует научный расчёт, и уже в конце исполнение венчает мысль». [26]
То есть, фантастика - это необходимый момент движения к Будущему. Отсюда ясно, что надо её исследовать в единстве с прочими проявлениями культуры.

Мы идём к пониманию роли научной фантастики в обществе, её смысла. Но этому пути нужно предпослать какое-то определение объекта исследования (нельзя шагать, не отталкиваясь от чего-то). Вот что говорит БСЭ:

«Научная фантастика… - особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки (17-18 вв.)… Основан, подобно другим её видам, на «реализации несуществующего» в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально-духовные последствия (социально-философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства.» [3]

Хорошее пояснение дано в работе Л. Ребровой:

«Фантастика… представляет собой род литературы (хотя не единственный) который по самой своей природе отражает представления общества и человека о будущем.» [20]

О фантастической живописи и кино Л. Реброва упоминает кратко, справедливо отмечая их вторичность по отношению к литературе.
Таким образом, научная фантастика - это жанр искусства, которое, в свою очередь, является формой общественного сознания, то есть, относится к надстройке. НФ отражает Будущее общества, в чём и состоит её особенность.

Очевидна, «тавтологична» по крайней мере ещё одна связь научной фантастики с обществом - отражение научной фантастики соответствующим разделом литературоведения. Здесь обзор источников доклада будет совпадать с обзором самого предмета. Это, с одной стороны, поможет представить общую картину жанра, не портя при этом впечатления от конкретных произведений; с другой - в ограниченных рамках доклада позволит как-то охарактеризовать большой массив текстов.

Особо интересными являются те литературоведческие исследования, которые написаны самими фантастами.

Рассмотрение НФ есть, например, в «Советии» А.В. Лазаревича. Писатель отмечает роль промышленной революции в становлении жанра: «Возникло представление о техническом прогрессе - т.е. представление о том, что техника, как и весь мир, тоже эволюционирует от простого к сложному, и что завтра техника будет гораздо более совершенной, чем сегодня, что тут же породило соответствующую литературу - научную фантастику. Научная фантастика могла родиться только в 19-м веке, поскольку до этого у людей не было ясного представления о техническом прогрессе, а, следовательно, и не было смысла описывать технику будущего - в представлении большинства людей средневековья техника завтрашнего дня была такой же как сегодняшняя.» [12]

И здесь, снова видя упоминание решающей роли 19-го века, мы приходим, на первый взгляд, к противоречию с жизнью. Ведь до промышленной революции были коммунистические утопии, были и произведения «технической» фантастики. В обзоре В.И. Бугрова [4], например, упоминается самый ранний научно-фантастический текст - «Правдивая история» Лукиана из Самосаты, относящийся ко второму веку нашей эры. Но здесь противоречие мнимое, таящееся в обозначениях. Логико-историческая терминология (см., напр. [5]) даёт формулировку: научно-фантастические произведения, написанные до промышленной революции - это лишь предпосылочные формы жанра.

Один из примеров диалектического понимания НФ - работы Г.С. Альтшуллера (писавшего под псевдонимом «Г. Альтов»).
Г.С. Альтшуллер, основываясь на единстве творческого процесса в изобретательстве и НФ, с 1964-го года разрабатывал регистр фантастических идей [1]. Среди них было выделено 11 классов (что похоже на схему, применённую в МПК).

Эти исследования, наряду с альтшуллеровской теорией изобретательства, стали основой методики развития творческого воображения. В её рамках, например, учеником Г.С. Альтшуллера П. Амнуэлем был написан учебник «Удивительный мир фантазии», дающий представление как о теории фантастики, так и о ТРИЗе [2].

Один из важнейших результатов, полученных Г.С. Альтшуллером - способность НФ порождать изобретения и открытия, а не просто отражать их.

Если посмотреть «раскидку» фантастических произведений по классам Альтшуллера, то мы увидим, что в разное время это распределение различно. Самый простой пример - класс «кибернетика» до появления компьютеров практически отсутствовал. А в наши дни темы искусственного интеллекта, «дополненной реальности» - в центре внимания фантастов. Здесь мы видим пластичность самого Будущего, отражаемого литературой…

…Или испытывающего её воздействие. Так, например, в повести К.Э. Циолковского «Вне Земли» [25] популяризуются идеи реактивного движения, ранее изложенные Константином Эдуардовичем в научных трудах; она оказала большое влияние на ракетчиков 1930-х годов. В свою очередь, работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» формировалась как отрицание, развитие идей, которые Жюль Верн излагал в романе «Из пушки на Луну».
Другой пример - в рассказах А. Пятакова «Вит Взорин» и «Лекция» показано, как может применяться логико-исторический метод познания. [18,19] Научная фантастика - мощное средство популяризации научных и технических идей (конечно, этим её функции не исчерпываются).
Конечно, не только Г.С. Альтшуллер рассматривал фантастику как предмет литературоведения. Хороший обзор фантастических произведений есть у С. Лема. Построена классификация часто исследуемых проблем; рассмотрен ряд специфических черт жанра: например, парадокс, связанный с лексикой (наш современный язык не позволяет верно отразить Будущее; обилие авторских неологизмов не позволяет отразить Будущее доступным читателю образом). Писатель отмечает, что у НФ произведений есть три функции, свойственные литературе вообще: ознакомительная, нравственно-поучительная и развлекательная, а также специфическая функция прогнозирования. [14]

Несколько различно, несколько схоже глядели на НФ наши классики. Вот пример мнения Стругацких: «Прием введения фантастического элемента, даже если фантастическое произведение трактует классическую литературную проблему, обостряет и концентрирует эмоции автора, а значит, и читателя.» «Как литература рациональная, фантастика успешно вводит думающего читателя в круг самых общих, самых современных, самых глубоких проблем.» [24] То есть, здесь работает принцип «фантастика пишется как реалистическая литература, только с особым акцентом на главной мысли».

Иначе у Ефремова: «Вот и получается: с одной стороны - всевозможные придумки, фантазии, гипотезы, обуревающие ученого, а с другой - бессилие добыть для них строго научные доказательства.» «…Естественно желание рассказать об открытом вами мире, сделать его явным для других.» [4] Тут мы видим взгляд на «самодвижение», «самовыражение» Будущего.

Следует отметить, что выше рассмотрена НФ с научно-теоретических позиций. То есть, это рефлексия авторов, а не жанра. Конечно, видно, что её результат зависит от онтологии автора. Например, если исходить из наперёд заданной конечной сложности мира, то появляется «потолок» технологического развития, достигаемый довольно быстро [9] - а следовательно, и «верхний предел» для жизни фантастики.

Интересный пример такой теории, построенной в марксистско-ленинском ключе, можно найти в ранних статьях С.Б. Переслегина - специалиста по теории систем.

«Фантастика всегда выражала социальную позицию интеллигенции.» - говорит С.Б. Переслегин. «Конструирование вымышленной Вселенной подчинено своим правилам. Она должна быть жизнеспособной и, значит, опираться на реальность: иными словами, фантаст не выдумывает будущее, но ищет его следы в настоящем. Фантастика и реализм образуют два мира, лежащие по ту и по эту сторону зеркала познания.»

«Для общества же, находящегося на переломе истории… тяготение к созерцанию мира сменяется попытками изменить его. Возрастает интерес к фантастике.» И дальше, об одном конкретном этапе становления жанра: «В условиях недостаточной разработанности модели социализма, фантасты двадцатых стали разведчиками, призванными предупредить общество о грозящих ему опасностях.» [16]
Конечно, в классовом обществе есть воздействие на духовную жизнь со стороны той или иной идеологии. Для фантастики Будущее - это объект исследования, но предмет выбирается автором.

Не только отдельные идеи, но и мировоззрение может передаваться автором читателю. Л. Реброва пишет: «…Если мы сейчас займёмся теоретическими разработками коммунистического идеала и пропагандой этого идеала среди населения, то без художественных образов в этой работе мы просто не сможем обойтись. А такие образы нам может дать прежде всего советская фантастика…» [20] Кстати, известный литературный интернет-проект «СССР-2061» построен, по-моему, в этой логике.

Можно привести один конкретный пример, связанный с творчеством Стругацких - прогрессорство. В газете «СВ» №7 С.Е. Кургинян достаточно резко высказывается в связи с ним. Признавая влияние образа прогрессоров на позднесоветскую интеллигенцию, он указывает, что здесь отражены вполне реальные разведчики. И что прогрессорство - это «эксперимент над Историей». [10]
Тут, конечно, вспоминается, что разведка наша действительно специфически взаимодействовала с Историей. Только было это в странах Третьего мира. Даже формулировка наличествовала: «скачок из феодализма в социализм». И этот процесс действительно во многом верно отражён в идее прогрессорства.

Кстати, а какая была альтернатива? Равноправные субъект-субъектные отношения? Действительно всерьёз рассматривалась модель цивилизаторства - то есть, не советская (или американская), а британская, колониальная, более ранняя. В фантастике такой вариант можно встретить, например, в трилогии С.А. Снегова «Люди как боги» [21-23].

Другой пример: С.Б. Переслегин указывает на важную роль творчества А. Азимова в победе США над СССР. (Эта победа понимается, в первую очередь, как психологическая.) Запрет произведений Азимова в Советской стране рассматривается Сергеем Борисовичем как военная операция. [15]

Независимо от отношения к таким выпадам, мы видим, что идеологическое значение НФ возрастало со временем. Так, в шестидесятых годах в связи с ростом интереса масс к фантастической литературе в нашей стране стали организовываться клубы любителей фантастики. Там, например, рассматривались вопросы теории и истории НФ, проблемы современной (тем дням) науки; организовывалась художественная самодеятельность [6,8,17]. В 1984 году против КЛФ открыли кампанию в прессе; однако движение выстояло. Это яркий пример низовой самоорганизации в советском обществе; он был отмечен, например, в работе С.Б. Переслегина [16].

Итак, как с научно-технической, так и с идеологической стороны мы видим, что:
- В плане познавательном фантастика сообщает нам о Будущем; прогностическая функция выступает здесь как момент познавательной.
- В плане поучительном фантастика готовит нас к работе с ним.
С другой стороны, очевидно, что:
- В плане познавательном фантастика формулирует образ Будущего на том языке, который доступен нам.
- В плане поучительном фантастика воздействует на наше отношение к Будущему.
То есть, формулировка Переслегина: «фантасты как разведчики» верна не только для двадцатых годов. Фантастика с одной стороны - разведка Будущего для современного общества; с другой стороны - разведка современного общества для Будущего.
При этом важно, что с течением времени возрастает активная роль фантастики - как по отношению к Будущему, так и по отношению к современности. Образно говоря, от простого наблюдения мы переходим к разведке боем. Это связано с тем, что фантастика - человеческая деятельность, а деятельность человечна в той мере, в которой она преобразует свой предмет, сама изменяясь [5].

Много фантастических и литературоведческих проблем осталось, конечно, за рамками настоящего доклада, открытых вопросов полно.
Можно представить себе отражение научной фантастики искусством, особенно фантастическим - то есть, художественное рассмотрение научной фантастики как меняющейся. Это интересный случай, когда субъектом рефлексии выступает литературный жанр; в терминологии С.Б. Переслегина он становится «информационным объектом» [7]. Мне в качестве таких произведений известны лишь повести Лазаревича [11, 13].

Интересно, что достаточно много времени не было такой рефлексии футурологии. У С. Лема, по крайней мере, сказано: «Любопытно, что в футурологии не существует прогнозов, представляющих мир с активной футурологической составляющей. Футурология, не включающая саму себя в прогнозируемые миры, похожа на Фому Неверующего.» [14]
Совсем неизвестны случаи отражения фантастическим искусством теории НФ.

Литература
1. Альтшуллер Г.С. Регистр фантастических идей http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp

2. Амнуэль П. Удивительный мир фантазии http://amnuel.info/

3. БСЭ

4. Бугров В.И. О фантастике всерьёз и с улыбкой http://www.lib.ru/RUFANT/BUGROW/o_fantastike.txt_with-big-pictures.html

5. Вазюлин В.А. Логика истории

6. Веллер М. Разговор о будущем: полемические заметки http://www.fandom.ru/about_fan/veller.htm

7. Дельгядо Ф., Исмаилов Р. Краткая теория информобъектов
http://traditio.wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF_%D0%94%D0%B5%D...

8. Завгородний Б. «Ветер времени» приглашает http://www.fandom.ru/klf/klf_volgograd_5.htm

9. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского на рубеже XXI века/послесловие к сб.: Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной

10. Кургинян С.Е. Регрессоры/ «Суть Времени» №7 https://gazeta.eot.su/article/regressory

11. Лазаревич А. Сеть Нанотех http://technocosm.narod.ru/nanotech.htm

12. Лазаревич А. Советия http://technocosm.narod.ru/k2f/Sovietia_toc.htm

13. Лазаревич А. Технокосм http://technocosm.narod.ru/Technocosm.htm

14. Лем С. Фантастика и футурология. Т.1.

15. Переслегин С.Б. «Кто хозяином здесь? Напоил бы вином…» (Нетрадиционное исследование итогов Второй и Третьей мировых войн) http://lizard.jinr.ru/~tina/Sistema/Kosmos/pereslegin/per149.html

16. Переслегин С.Б. Фантастика 80-х: причины кризиса http://lizard.jinr.ru/~tina/Sistema/Kosmos/pereslegin/per204.html;

17. Полануер С. Приходите в «Зазеркалье» http://www.fandom.ru/klf/klf_volgograd_1.htm

18. Пятаков А. Вит Взорин http://forum.ilhs.info/attachment.php?aid=89

19. Пятаков А. Лекция http://2061.su/forum/index.php?/topic/310-lektciia-filosofsko-poetichesk...

20. Реброва Л. Творчество Георгия Мартынова и советская фантастика http://forum.ilhs.info/attachment.php?aid=137

21. Снегов С.А. Вторжение в Персей

22. Снегов С.А. Галактическая разведка

23. Снегов С.А. Кольцо обратного времени

24. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Почему мы стали фантастами http://www.rusf.ru/abs/ludeni/publ-6.htm

25. Циолковский К.Э. Вне Земли

26. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами

ИСТОЧНИК

коммунизм, фантастика

Previous post Next post
Up