«Эти офицеры, и подобные им, составляющие счастье Русского государства и Морского ведомства,…»
Ф.Врангель (2 фото)
Петр Анжу
Фёдор Матюшкин.
ЦЕЛОЕ СТОЛЕТИЕ УШЛО НА НАКАПЛИВАНИЕ СИЛ и изучение ледовой обстановки гидрографии Ледовитого океана. В начале XIX века появилась необходимость новой описи берегов Восточной Сибири. Промышленники Санников и Бельков поведали, будто видели севернее острова Котельного и Новой Сибири какую-то землю. Эту неведомую землю назвали "Земля Санникова" и она надолго завладела воображением исследователей.
Адмиралтейств-коллегия отправила в Сибирь трех флотских офицеров, трех молодых дворян, будущих адмиралов Фердинанда Врангеля, Петра Анжу и лицейского друга Пушкина Федора Матюшкина по прозвищу "Плыть охота". Они разбились на два отряда: Усть-Янский, под началом Анжу, и Колымский, Врангеля. С последним был и Матюшкин. Анжу предписано изучить и нанести на карту как берега Ледовитого океана, так и острова, лежащие к северу от устья Яны, а именно: Ляховский, Котельный, Фадеевский, Новая Сибирь и землю, виденную Яковом Санниковым. Отряд описал побережье от реки Оленек до Индигирки и все Ляховские и Новосибирские острова. Адмиралтейство велело Врангелю: "Идти для описи берегов от реки Колыми к востоку до Шелагского мыса и от оного на север, к открытию обитаемой земли, находящейся, по сказанию чукчей, в недальнем расстоянии.
Двадцать две груженые нарты покинули Нижне-Колымск. Врангель записал в дневнике: "Мрачные, черные утесы, веками нагроможденные, никогда не растаивающие ледяные горы, необозримое, вечным льдом скованное море, все освещенное слабыми скользящими лучами едва поднимавшегося над горизонтом полярного солнца, совершенное отсутствие всего живущего и ничем не промываемая могильная тишина представляли нам картину как будто мертвой природы, которой описать невозможно".
Именно дворянское чувство чести заставило трех офицеров предпочесть салонам столицы палубу корабля и собачие упряжки под северным сиянием.
Записками будущего адмирала Головнина о его пребывании в японском плену зачитывалась вся образованная Россия. Записки Головнина тогда воспринимались лучшей русской прозой. Пребывание цвета русской дворянской молодежи в боях, кругосветках и на берегах Ледовитого океана ставит перед нами и громадную культурно-философскую проблему: почему эти подлинные герои российского общества не стали властителями дум и героями художественных произведений. Произведен был громадный и далеко идущий подлог. В литературу влезли бесцеремонно бесплодные обличители и социальные импотенты вроде "лишних людей", которые пугали в салонах старух, когда их сверстники совершали беспримерные деяния.
Говорят на деяние Петра, Россия ответила явлением Пушкина. Незадолго до дуэли Пушкин конспектировал "Описание земли Камчатки" Крашенинникова. Он намерен был писать роман из жизни Камчатки, и как в "Капитанской дочке", вместо лишних людей тогдашних светских "бомжей" выявить людей новых, дельных и энергичных. Нам не понять до конца явления Пушкина.
С 1821 года четырехкратное путешествие к Новой Земле на одноименном бриге совершает только что вернувшийся из кругосветки лейтенант Федор Литке, будущий адмирал и академик. В те же годы (1821-1828) берега Печоры и Карского моря описывают штурман И. Иванов и штурманские помощники Петр Пахтусов, Николай Рогозин и Илья Бережных, который до этого вместе с Анжу исследовал берега Сибири.
В 1841 году вышла книга Врангеля "Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю". Туда отдельными главами вошли отчеты Матюшкина. "Путешествие" Врангеля о походах 1821-1823 годов надолго стало настольной книгой полярников.
К 1900 году весь Петербург готовился к проводам шхуны барона Эдуарда Толля, отправлявшейся по Северному морскому пути и на поиски таинственной земли Санникова. Барон Толль был потомком генерала Толля, любимца Суворова в Альпийском походе и героя 1812 года. Толль был подлинным патриотом России. Он писал: "Неужели мы отдадим последнее действие для открытия нашего Севера опять другим народам? Ведь одна из виденных Санниковым земель открыта американцами, именно Де Лонгом, несчастно погибшем вследствие незнания местных условий в устье Лены. Мы, русские, пользуясь опытом наших предков, уже по географическому положению лучше всех других наций в состоянии организовать экспедиции для открытия архипелага, лежащего на Севере от наших Новосибирских островов, и использовать их так, чтобы результаты были и счастливы и плодотворны".
3 марта 1900 года президент Императорской академии наук Великий князь Константин Константинович, известный как поэт под инициалами "К.Р.", утвердил личный состав экспедиции барона Толля.
Н.Н Коломейцев
Ф.А. Матиссен
Ядро экспедиции после тщательного отбора составили три лейтенанта флота, выпускники кадетского морского корпуса, а именно: лейтенант Николай Николаевич Коломейцев - командир шхуны "Заря"; лейтенант Федор Андреевич Матиссен - старший офицер, геодезист, картограф, минералог, фотограф; лейтенант флота Александр Васильевич Колчак, второй офицер, гидролог, гидрохимик, топограф, магнитолог. Кроме них на судне старший зоолог А.А. Бялыницкий-Бируля и физик Ф. Зееберг, который просился даже кочегаром. Команда матросов-добровольцев во главе с боцманом Бегичевым.
Лейтенант Коломийцев, командир шхуны занес в отчет: "Все участники Русской полярной экспедиции были осчастливлены Высочайшим посещением Венценосным Вождем Государства Российского Императором Николаем II шхуны "Заря" 11 июня 1900 года. Его Величество подробно осматривал судно и в конце обратился к начальнику экспедиции барону Толлю с милостивым вопросом: не нужно ли чего-либо для экспедиции? А нужда была настоятельная. Экспедиции не хватало угля. В следствии Монаршей милости уголь был отпущен из складов Морского ведомства, как и многие другие материалы, которые нельзя было достать в продаже".
19 июня 1900 года на шхуне "Заря" отслужили молебен в присутствии Ее Величества королевы эллинов Ольги и ее брата августейшего президента Императорской Академии наук Великого князя Константина Константиновича. Королева благословила участников экспедиции и подарила каждому молитвенник и Евангелие.
экипаж яхты "Заря"
Через два дня шхуна "Заря" покинула С.-Петербург. Могли кто-либо на свете предположить, что на ее борту лейтенант с орлиным профилем через 19 лет станет Верховным правителем России.
В Кронштадте "Зарю" тепло провожал командир порта адмирал Макаров.
"Заря" ушла в плавание под флагом Императорского Невского яхт-клуба. Она обогнула Скандинавию и пришла в порт Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный). В Александровске взяли на борт ездовых собак, которые добыл в Усть-Янске якутский казачий урядник Степан Расторгуев, давнишний знакомый барона Толля. Расторгуев при скромности своего чина незаменимый для всех исследователь. Рослый, мастеровитый, отважный и двужильный казак Расторгуев - носитель землепроходческой культуры времен Семена Дежнева. Без таких казаков, как Расторгуев, не была бы возможна ни одна экспедиция на севере России. Подробное описание экспедиции Толля дал в своей книге "Колчак. От исследователя Арктики до Верховного правителя России" писатель и исследователь В.В. Синюков.
После посещения острова Диксона "Заря" вынуждена зазимовать в Таймырском заливе. Позже Э. Толль со спутниками решил дойти до острова Беннетта и устроить там базу для дальнейших поисков земли Санникова. Толль не вернулся. "Заря" осталась навеки в бухте Тикси. В середине 60-х автор этих строк еще видел в бухте Тикси то, что осталось от яхты "Заря" В декабре 1902 года, через два с половиной года, члены экспедиции посуху вернулись в Петербург, но без барона Толля.
Полярники надеялись, что Толль жив. Они успокаивали себя тем, что "Фрам" Нансена дрейфовал три года, и норвежцы все три года не имели от него вестей. 22 февраля 1903 года Колчак выехал в Иркутск с добровольцами на поиски барона Толля. К нему присоединился лейтенант Матисен. С ними боцман Бегичев и верный урядник Степан Расторгуев, который помог приобрести 160 собак и нарты. В экспедиции 17 человек, в том числе восемь каюров на десяти нартах по 13 собак в каждой и на двух нартах тяжелый вельбот в 600 килограмм.
Семимесячный спасательный поход Колчака сам по себе выдающееся тысячеверстное предприятие со смертельными опасностями. Особенно опасен был 90-дневный санно-шлюпочный переход. Маршрут - село Аджергайдах - остров Беннета. Толля не нашли. Когда Колчак вернулся в Якутск, он узнал, что началась русско-японская война. Лейтенант Колчак решительно попросился на войну, где он в Порт-Артуре заслужит боевые награды.
Среди знаменитых полярных исследователей, получивших высокую награду Русского географического общества, лейтенант Колчак был четвертым, кто получил золотую медаль. Это произошло 30 января 1906 года "За участие в экспедиции барона Э.В. Толля и за путешествие на остров Беннета, составляющее важный географический подвиг, совершение которого было сопряжено с большими трудностями и опасностью для жизни, свою высшую награду - Константиновскую медаль".
В числе награжденных такие знаменитости, как Н.А.З. Норденшельд (1879), Н.Д. Юргенс (1885), Ф. Нансен (1897). Колчак - четвертый за бурные четверть века.
С 1906 года после Цусимы и до 1917 года станут самыми великими, переломными и плодотворными годами после царствования Петра I. Особое внимание было уделено новому линейному флоту дредноутов и Северному морскому пути.
Председателем комиссии по изучению Северного Ледовитого океана назначен адмирал Владимир Павлович Верховский. Морской министр, вице-адмирал А.А. Бирелев направил ему письмо, начинающееся со следующего утверждения: "Исследования наших вод Северного Ледовитого океана, произведенные Гидрографической экспедицией, организованной в 1894 году по инициативе Н.М. Чихачева, показали, что ..., плавание Карским морем к устьям рек Оби и Енисея следует признать вполне возможным.
Правда, первые шаги в этом направлении, сделанные самой экспедицией, за отсутствием лиц, знакомых с местными условиями, чуть не привели к гибели всего состава экспедиции, но затем дальнейшие плавания по этому пути проходили все с большей удачей, и в прошлом году, как вам известно, был проведен благополучно в реку Енисей караван из 32 судов".
В следующем письме адмирал ссылается на офицеров экспедиции Толля, Коломейцева, Колчака и Матисена, которые характеризуют путь вокруг Таймыра, изобилующий множеством островов, носящих характер шхер с плесами, бухтами и с природными, очищенными ото льда стоянками. Там же адмирал Верховский пишет: "Эти офицеры, и подобные им, составляющие счастье Русского государства и Морского ведомства, не сомневаются, что указанные средства окупятся скоро". И там же: "Можно утверждать, с вероятностью почти в 100%, что через два года (…) русские отряды и эскадры боевых кораблей будут ежегодно делать переходы Ледовитым океаном во Владивосток, переплывая скорее и с меньшими расходами 400 миль, чем теплыми водами 12 000 миль. Для открытия Россией этого короткого морского пути ничего кроме знаний не требуется, а эти хотя бы небольшие, но положительные знания можно приобрести только путем практического исследования, для чего необходимо снарядить экспедицию. Все дело в решимости начать".
Такие речи в устах ответственных адмиралов после Цусимы звучат, как победная песнь. Никогда после Великой Северной русские военные моряки не работали с такой удесятеренной энергией. За год они теперь делали то, что умещалось в десять лет. А за последние десять лет, перед 1917 годом, военные моряки прошли, считай, почти столетний путь в сравнении с XIX веком.
Когда-то Карл фон Клаузевиц имел мудрость и мужество заявить, что разгром Пруссии Наполеоном под Йеной "было подарком судьбы". Пруссия не сникла, но преобразилась и заработала с неслыханной энергией над укреплением Пруссии и ее Вооруженных Сил. В русском военном флоте нашлись силы, которые, несмотря на горечь Цусимы, восприняли ее, как исторический вызов России, на который она даст достойный ответ и создаст первый в мире флот. Офицеры, о которых писал Верховский, "составляющие счастье Русского государства", стали со времен Великой Северной экспедиции ледовыми лоцманами Святой Руси.
29 мая 1908 года Император Николай II подписал приказ о назначении Матисена командиром военного транспорта "Таймыр", а Колчака командиром транспорта "Вайгач". Весной 1909 года оба транспорта ледового класса спущены на воду в Петербурге специально для исследовательских плаваний по Северному морскому пути.
28 октября 1909 года оба транспорта покинули Кронштадт и южным путем через Суэц направились во Владивосток, куда прибыли 3 июля 1910 года. В августе "Таймыр" и "Вайгач" после ремонта и доводки котлов направились к Берингову проливу. В октябре капитан 2 ранга Колчак вызван в Петербург. Ему начальник Морского Генерального штаба князь Ливен предложил высокую должность начальника 1-й оперативной части Морского Генерального штаба. На языке соратников фон Мольтке такая должность именовалась "Первый офицер штаба".
взято здесь с небольшими сокращениями:
http://www.zlev.ru/63_14.htm Так неужели кроме как преподаванием религий в школах и ВУЗах нечем воспитывать подрастающее поколение? Кто сейчас из школьников знает эти имена, молодых, практически ровесников нынешних студентов и старшеклассников, знает их дела, поистине заслуживающие всемерного почитания и пропаганды. Делами и примерами воспитывается человек.