В продолжение
темы Весной этого года командование Хемверна Норвегии обратилось в министерство обороны с инициативой рассмотреть возможность возобновления эксплуатации части подземных сооружений и фортификационных укреплений оборонительной линии "Фрёй" (forsvarslinjen Frøy) на участке от пересечения госграниц Норвегии, Финляндии и Швеции до берега залива Люнген-Фьорд.
И вот, муниципалитет округа Тромс получил от правительства Норвегии "стоп-приказ": прекратить экскурсии и другие культурные мероприятия на всех объектах линии "Фрёй", которые будут возвращены министерству обороны.
Как считается, это едва ли не первый случай в Норвегии, когда вооруженные силы будут использовать музейные объекты для оперативных целей.
Очевидно, что явное влияние на принятие решения оказали итоги
исследования потребностей наземных сил.
Источник:
Forsvarets forum Facebook post Для тех кому лень сходить по ссылке в начале страницы напомню, что в 2006-2014 годах успешно утилизировали 75% из 299 капитальных подземных сооружений разной степени защищенности, в том числе, от химического и ядерного оружия. Собственником оставшихся по прежнему является Министерство обороны, при этом некоторые из укреплений все еще числятся в консервации на балансе военно-строительной службы, в то время как другая часть уже была передана в ведение Управления музеев ВС Норвегии. И в тех и в других бункерах до настоящего времени функционируют основные системы жизнеобеспечения (вентиляция, связь, электро- и водоснабжение, водоочистка и т.п.).
В рамках инициативы командования Хемверна, часть сооружений предполагается использовать в качестве складских комплексов, а также для временного размещения личного состава на период проведения мероприятий ОБП. Как считается, потребуются минимальные инвестиции для продолжения эксплуатации оставшихся укреплений линии "Фрёй". В частности, для нормальных условий обитаемости и хранения необходимо в первую очередь снизить уровень влажности в подземных помещениях .
С видом на Шиботн - туристы у восстановленного ДОТа германской оборонительной линии "Линген", ставшего позднее наблюдательным пунктом норвежской линии "Фрёй" © Foto: Torbjørn Løvland
Еще один объект линии "Линген" на вершине горы Фальснес-фьёлль у берега залива Стур-фьорд © Foto: Torbjørn Løvland
Комментарий: Еще одно
"простое решение" норвежского руководства, демонстрирующее народу неустанную заботу об обороноспособности страны в условиях "постоянного роста агрессивности северного соседа". А самое главное, при этом не требуется никаких особых затрат. Финансирование просто перебросят со статей Управления военных музеев и Военно-строительной службы в бюджет Сухопутных войск, а те будут возвращать их обратно в виде так называемой "простой арендной платы " за поддержание текущего состояния объектов.
Надо сказать, что в Объединенном оперативном командовании (Forsvarets operative hovedkvarter) такой уж особой радости не испытывают. "Мы немного не уверены в будущем "Фрёй". Для возобновления использования оборонительной линии должны быть разработаны конкретные оперативные планы и соответствующие задания. Я думаю, что это будет еще не скоро", - осторожно прокомментировал изданию Forsvarets forum подполковник Пол Р. Веструм (Pål R. Westrum) из штаба командования.
Зато в Хемверне довольны. Скорее всего, им теперь разрешат использовать любой объект линии, какой они пожелают. Но в отсутствие тех самых оперативных планов по инфраструктуре будет сохранятся статус-кво, хотя можно надеяться, что удастся выбить дополнительные средства на осушение и снижение влажности.
Таким образом, единственным обманутым в этой ситуации чувствует себя тот самый народ - раньше муниципалитеты сами выступали инициаторами сохранения объектов, именно в интересах развития туризма и получая с этого хоть какой-никакой профит. А теперь этот источник дохода им перекрыли из Осло.
Facebook post"Последний тур по Kommøyoplass Frøy в этом году" написал музей Северного Тромса на своей странице Facebook. "В этом году" звучит обнадеживающе. Мол, не все еще потеряно
Недовольны и местные строительные компании Северного Тромса, выполнявшие подряды на демонтаж бетонных конструкций. С 2006 года они таким образом заработали 37,1 миллионов крон. После получения "стоп-приказа" выплаченные им неустойки за прекращение работ составили несколько миллионов. Конечно, это хорошо, но твердые заказы лучше. И куда теперь прикажете девать тяжелую строительную технику, которую брали в расчете на многолетние контракты для разборки остававшихся 10-12 тысяч квадратных метров площадей?
И вы таки еще удивляетесь, что на выборах в северных провинциях раз за разом побеждают оппозиционные партии, вплоть до коммунистов?