Продолжение, начало
см. здесь
В
5-й части уже упоминалось, что подразделения, предназначенные для обеспечения действий сил СпН ВС (Försvarsmaktens specialförband - FM SF) в шведской военной терминологии носят название Силы специальных операций вооруженных сил (Försvarsmaktens Specialoperationsförband - FM SOF). Так как в этом случае прямой перевод представляет определенное неудобство, с учетом уже давно занятого названия для всех ССО, в рамках данного материала будем все-таки именовать их Силы обеспечения специальных операций.
В соответствии с административной организацией подразделения сил обеспечения числятся в составе других видов вооруженных сил, родов войск, а также служб и управлений центрального подчинения. Но по оперативной организации все они находятся в подчинении УССпН и действуют в интересах проведения специальных операций.
К их числу относятся шесть подразделений, из которых открыто засветились пять: две группы, два отдела и одно отделение - группы транспортных самолетов и вертолетов СпН (Special Operations Air Task Unit - SOATU англ.), отделы морской переброски и специальной радиосвязи, а также отделение оперативной техники.
При этом известно, что другие вспомогательные подразделения SOG отвечают за материально-техническое, тыловое и медицинское обеспечение (tekniskstöd-, logistic- og sjukvård). Поскольку два первых направления вроде бы закреплены за
управлением SOG, не исключено, что шестым подразделением сил обеспечения специальных операций ВС Швеции может быть медицинская служба сил СпН, про которую точно известно, что она есть, но нет четкой привязки к организационным структурам ССО - вроде бы и сидят они в Карлсборге вместе с остальными отделами SOG, но все-таки как-то наособицу.
Впрочем, это могут быть и засветившиеся
относительно недавно парашютно-десантный отдел или логистический отдел. Но поскольку о них пока ничего конкретного нет, подождем еще пару годиков, пока появятся более-менее достоверные сведения.
Теперь немного подробнее о тех, про кого точно известно.
Группа транспортных самолетов СпН
Särskilda transportflyggruppen (STG) - по административной организации относится к 7-й авиационной флотилии (Skaraborgs flygflottilj F7) на авиабазе Сотенэс. До 2012 года самолеты военно-транспортной авиации были отдельным подразделением ВВС Швеции (71. Transportflygdivisionen). Потом их свели в авиаотряд транспортных и специальных самолетов 7-й флотилии (7. Transport- och specialflygenheten - 7. TSFE или F7/TSFE), а в начале 2021 года на базе отряда сформировали 73-ю эскадрилью (73. transportflygskvadronen - 73. tpflygskv).
Основное предназначение группы транспортных самолетов СпН - стратегические и тактические воздушные переброски личного состава, техники и оборудования, а также участие в эвакуации раненых.
В состав группы выделяются тактические транспортные самолеты TP 84 Herkules (они же
Lockheed C-130Е/H Hercules) из состава 73-й эскадрильи. Всего в ВВС Швеции восемь машин этого типа, из которых одна переоборудована в заправщик, а две выведены из эксплуатации. Из пяти оставшихся 1-2 самолета постоянно находятся в готовности к участию в специальных операциях. Они находятся в наилучшем техническом состоянии, а их экипажи предварительно тщательно отбираются и проходят дополнительную подготовку, после которой способны с высокой точностью производить парашютное десантирование людей и грузов со сверхнизких и экстремально больших высот, независимо от времени года, в светлое и темное время суток, при любых метеорологических условиях в районе высадки.
Кроме того, Швеция является одним из участников программы НАТО NAM (NATO Airlift Management) в рамках которой в июле 2009 года на авиабазе Папа в Венгрии сформировано многонациональное тяжелое транспортное авиакрыло НАТО HAW (Heavy Airlift Wing) в составе трех самолетов Boeing C-17А Globemaster III.
Авиакрыло создано для организации стратегических авиационных перевозок SAC (Strategic Airlift Capability) 12 стран, включая 10 стран НАТО - Болгарию, Эстонию, Венгрию, Литву, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Румынию, Словению и США, а также двух членов программы "Партнерство ради мира" - Швецию и Финляндию. Поначалу в программе участвовала и Дания, но в конце 2007 года вышла из нее. Между оставшимися 12 странами распределены расходы на приобретение трех самолетов С-17 и их эксплуатацию в течение 30 лет. В результате это тяжелое транспортное авиакрыло сможет выполнять задания по авиаперевозкам для НАТО, ООН и Европейского сообщества, предоставляя малым странам НАТО и партнерам Альянса транспортные возможности, которые они в одиночку не могли себе позволить.
Швеция присоединилась к NAM в 2008 году и финансирует 17,4% расходов. Поэтому из общего налета в 3165 часов в год в той же пропорции отвечает за свою долю в комплектовании специалистами штатного расписания и может использовать около 550 летных часов, то есть, больше всех остальных после Соединенных Штатов. В составе авиакрыла HAW у Швеции 20 военнослужащих, еще один офицер сидит в SWE NSE (National Support Element). Вместе с семьями на авибазе Папа в Венгрии их 65 человек, включая 15 школьников.
Из 550 шведских часов около десяти процентов, то есть, 55 зарезервировано для тренировок и учений по национальным планам. Это могут быть ночные полеты, дозаправка в воздухе, полеты на малых высотах, в том числе, регулярно производится также парашютное десантирование.
Парашютное десантирование с борта С-17 НАТО над авиабазой Папа (6 февраля 2018 г.)
При необходимости операторы SOG могут пользоваться и этой возможностью.
Группа вертолетов СпН
Särskilda helikoptergruppen (SHG) - по административной организации относится к вертолетной флотилии (Helikopterflottiljen - Hkpflj) ВВС Швеции и предназначена для тактических воздушных перебросок, авиационной огневой поддержки, ведения разведки и наблюдения, а также поисково-спасательного обеспечения в интересах специальных операций. Перед включением в состав группы экипажи вертолетов проходят тщательный отбор, а затем интенсивную дополнительную подготовку, включая регулярные совместные тренировки с личным составом SOG.
В состав группы выделяются вертолеты боевого обеспечения типа Hkp15А и Hkp16А из состава 2 вертолетной эскадрильи (2 Helikopterskvadronen - 2 Hkpskv) с авиабазы Мальме (Линчёпинг).
Hkp15 (Helikopter 15) является национальным шведским обозначением для A.109С/Е LUHS (Light Utility Helicopter System), который в свою очередь представляет собой военную версию вертолета Agusta-Westland AW109.
Из 20 единиц машин этого типа в ВВС Швеции 12 относятся к модификации Hkp15А армейской авиации сухопутных войск, а еще восемь Hkp15В - морской авиации ВМС, способных к временному базированию на борту корветов типа Visby. Основным конструктивным отличием между этими двумя версиями является возможность оборудования Hkp15B противолодочным оборудованием - системой постановки РГАБ и аппаратурой приема их сигналов. Основное внешнее отличие - черно-зеленый камуфляж Hkp15A и серая окраска Hkp15В.
В общем случае к обеспечению действий ССО ВС Швеции привлекаются вертолеты Hkp15A. Базовый вариант его загрузки включает экипаж из двух пилотов и места для шести пассажиров, но может быть изменен путем установки дополнительного вооружения и оборудования различного предназначения, в зависимости от решаемых задач.
Вертолеты Hkp15A группы вертолетов СпН ВВС Швеции
Обозначение Hkp16А (Helikopter 16) используется в ВС Швеции для вертолетов боевого обеспечения UH-60M Black Hawk американского производства компании Sikorsky. В конце 2000-х годов
закупили 10 машин этого типа в соответствии со специфическими требованиями действий в Афганистане. Именно в связи с этим считается, что при обеспечении специальных операций Hkp16А более универсален по решаемым задачам в сравнении по тактико-техническим, летным и эксплуатационным характеристикам c Hkp15А. Но, как и во многих других случаях, наилучший результат дает комплексное сочетание применения вертолетов обоих типов.
Вертолеты Hkp16A группы вертолетов СпН ВВС Швеции
Отдел морской переброски
Sjötransportenheten (STE) - по административной организации относится к 1-й флотилии подводных лодок (Första ubåtsflottiljen - 1.ubflj) с базированием в главной военно-морской базе ВМС Швеции Карлскруна.
Основными задачами боевых подразделений этого отдела при поддержке сил СпН являются тактические морские переброски, огневая поддержка групп на берегу и эвакуация раненых. Кроме этого они активно привлекаются к морским досмотровым действиям и абордажным атакам плавсредств.
Основные технические средства отдела - быстроходные надувные катера с жестким корпусом RHIB (Rigid Hull Inflatable Boat), в основном, производства
финской компании Boomeranger. ССО ВС Швеции используют не менее пяти типов таких плавсредств. Условно их можно разделить так:
…с двумя подвесными двигателями
…с тремя
…с закрытым моторным отделением
…и парочка корабельных вариантов
Как правило, каждый катер обеспечивает одну группу СпН (4 чел.) с возможностью ее усиления несколькими дополнительными специалистами. При этом экипаж катера может состоять из двух или трех человек, в зависимости от сложности условий окружающей обстановки и поставленных задач.
Основные требования к членам экипажей катеров включают:
• умение энергично управлять маневрами и эволюциями катера на высокой скорости, днем и ночью, в сложных гидрометеорологических и в стесненных навигационных условиях;
• готовность длительно действовать автономно, на значительном удалении от своих баз, в непосредственной близости от побережья противника;
• готовность немедленно оказать огневую поддержку силам на берегу, ведя огонь в движении из всех видов штатного вооружения катера и личного оружия;
• готовность и умение действовать не только с борта катера, но и при высадке на берег;
• умение оказывать первую медицинскую помощь в объеме расширенного курса десмургии (раздел медицины, изучающий технику наложения повязок и шин);
• умение использовать штатные средства связи.
Соответственно, это предъявляет высокие требования к физическим и психическим качествам членов экипажей, а также состоянию их здоровья. При этом специализация их относительно невелика, а знания и навыки, наоборот, во многом должны быть универсальны. Этим определяется и высокая степень унификации базовой программы подготовки по специальности "катерник" (båtoperatör).
Требования к кандидатам во многом идентичны (состояние здоровья, психическая устойчивость и умственные способности) или сходны (физподготовка) с аналогичными при подготовке военнослужащих для основных боевых подразделений SOG. Отбор также включает в себя ряд тестов, испытаний и экзаменов, проходит ежегодно в конце сентября - начале октября (38-39 недели) и разделен на два этапа.
Первый этап проводится в полевых условиях и включает
как индивидуальные, так и групповые физические упражнения, испытания на стрессоустойчивость и способность к коллективной работе, а также проверку умения выживать в сложных условиях и ориентироваться на местности по карте масштаба 1:50 000. Минимальные физические требования к кандидатам -
в таблице. Ниже немногочисленные официальные фото с отбора кандидатов для службы в отделе морской переброски:
Второй этап. В случае успешного прохождения экзамена по физподготовке кандидаты направляются для продолжения отбора сначала в Стокгольм, затем в Линчёпинг, где проходят психологическое тестирование и медицинское освидетельствование соответственно.
По завершении второго этапа приемная комиссия объявляет каждому кандидату его комплексную итоговую оценку. К дальнейшему обучению допускаются только продемонстрировавшие наилучшие результаты. Курс базовой подготовки в отделе морской переброски рассчитан на срок около 18 месяцев, по завершению которого военнослужащему присваивается квалификация "катерник" и он назначается на первичную должность в одно из боевых отделений.
Кроме них в отделе морской переброски открыты несколько штатов для военных и гражданских специалистов в области управления и логистики. Хотя военнослужащие на эти должности также набираются на конкурсной основе, требования к ним существенно ниже, чем в экипажах катеров.
Отдел специальной радиосвязи
Särskilda sambandsenheten (SSE) - формируется из военнослужащих подразделений
полка связи и управления LedR (ППД Энчёпинг) с основной задачей гарантированного обеспечения ССО Швеции устойчивой, надежной, оперативной и скрытной связью, включая спутниковые и радиоканалы, а также обмен цифровыми данными в информационно-компьютерных сетях.
Структурно организация отдела включает группу управления (ledningsgrupp) и несколько специализированных отделений. В свою очередь, штаты каждого отделения включают должности операторов систем связи (signaloperatörer).
Парашютный отдел СпН
Särskilda fallskärmsenheten (SFE) - подразделение, основной задачей которого является обеспечение парашютно-десантной подготовки личного состава, а также подготовка воздушной переброски групп СпН в район проведения специальных операций парашютным способом.
Больше никакой информации по отделу нет, скорее всего действует на базе 3-го десантно-штурмового (гусарского лейб-гвардии) полка (Livregementets husarer - K3) в Карлсборге.
Отдел логистики СпН
Särskilda logistikenheten (SLE) - подразделение, основной задачей которого является материально-техническое и тыловое обеспечение деятельности группы специальных операций. За всю повседневную и текущую логистику отвечает управление ГСО, а на SLE, видимо, возложены более глобальные задачи со средне- и долгосрочными перспективами.
Больше никакой информации по отделу нет, скорее всего действует на базе отделения единой службы обеспечения МО Швеции FMV (Försvarets materielverk) в Карлсборге.
Отделение оперативной техники
Sektionen för operativ teknik (SOT) - подразделение, основной задачей которого является обеспечение квалифицированных рекомендаций на этапе подготовки и технической поддержки во время проведения специальных операций. Сфера ответственности отделения охватывает довольно широкий спектр технологических областей с главным акцентом на радиоэлектронных и компьютерных системах, включая средства оптического наблюдения, радиоэлектронной разведки, вычислительной техники, специализированные программно-аппаратные комплексы и т.п.
Пункт постоянной дислокации отделения специальной техники - Стокгольм.
Комплектование осуществляется как гражданскими, так и военными специалистами (действительной службы или запаса). Основные специальности отделения оперативной техники по обеим категориям персонала - "технический оператор" и "технический специалист" (teknisk operatör/specialist). Они предполагают наличие квалифицированной подготовки в широком диапазоне современных высокотехнологичных знаний, соответствующее образование и профессиональный опыт. Поэтому специальными требованиями к кандидату являются:
• высшее техническое образование в области компьютерных технологий и телекоммуникаций;
• комплексные знания в области передачи данных, системного администрирования, радиосвязи, информационно-компьютерной безопасности;
• доказанный опыт в любой из вышеперечисленных технологий;
• не менее одного завершенного контракта на действительной военной службе или в запасе вооруженных сил с хорошими отзывами и характеристиками;
• образование или опыт службы/работы в государственных/частных службах разведки и безопасности.
Поскольку обеспечение действий SOG подразумевает не только кабинетную работу, но и регулярные полевые выходы, вплоть до непосредственного участия в военных действиях, к военнослужащим отделения дополнительно предъявляются высокие требования по уровню боевой подготовки, медицинским показателям, психологической устойчивости и мотивации, сравнимые с аналогичными в
других подразделениях ССО.
Сходным с ними образом организован и отбор кандидатов. Приемная комиссия проводится ежегодно во второй половине января (3-4 неделя) в два этапа. Основное содержание первого из них - проверка в течение трех дней в полевых условиях физических способностей, инженерной подготовки и мотивации кандидатов. Особенностью данного этапа является то, что к типовым упражнениям и нормативам (бег на 10 км, плавание 400 метров, спасение утопающего, отжимания, подтягивания, приседания, марш-бросок и ориентирование) для приема в отделение оперативной техники дополнительно проверяются базовые навыки солдата, технические знания и способность быстро осваивать незнакомую радиоэлектронную аппаратуру. На втором этапе в течение двух дней проходит медкомиссия и психологическое тестирование. Оба этапа отбора проводятся в Стокгольме.
При приеме в отделение сотрудники обязаны подписать письменное согласие на готовность к регулярным командировкам как на территории своей страны, так и за ее пределами.
Кроме технических операторов и специалистов в отделении оперативной техники открыты несколько штатов для военных и гражданских служащих в области управления и обеспечения.
(окончание следует)