До 2010-х годов вся основная техника бронеинженерных подразделений норвежской армии использовала шасси основных боевых танков (ОБТ) Leopard 1, включая мостоукладчики NM190 Leguan (aka Biber), бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) NM217 Bergepanser (aka Bergepanzer 2) и боевые инженерные машины (БИМ) NM189 Ingeniorpanservogn (aka Dachs). Однако в дальнейшем признали, что эти машины, разработанные в 1980-х - 1990-х гг., уже не в полной мере соответствуют современным требованиям. В связи с этим Норвегия с 2013 г. реализует три программы для полного перевода гусеничной техники бронеинженерных подразделений на шасси ОБТ Leopard 2. Более подробно с предысторией вопроса можно ознакомиться
по ссылке, а здесь только обобщенка на текущий момент.
Боевые инженерные машины WiSENT 2AEV © Forsvaret
1. "Проект 5045" - закупка у немецкой компании Krauss-Maffei Wegman (KMW) шести мостоукладчиков, вроде бы как названных Leguan 2. В соответствии с подписанным в марте 2019 г. контрактом стоимостью 488 млн. крон (54 млн. долл.) передача машин заказчику спланирована в 2021-2023 гг. Конструкция норвежских машин будет в максимально возможной степени унифицирована с модификацией Panzerschnellbrücke LEGUAN, которую ранее приобрели Германия и Нидерланды. Это должно существенно сократить время и затраты на подготовку к производству. Сборка и заводские испытания первой норвежской машины
завершилась 22 октября 2021 г.
Выкатка первого норвежского мостоукладчика Leguan 2 на заводе KMW (22 октября 2021 г., Мюнхен, Германия) © Krauss-Maffei Wegman
В 2023-2024 гг. по три Leguan 2 поступят на вооружение групп мостоукладчиков во взводах специальной бронетехники 3 и 5 бронеинженерных рот (бринжр) инженерного батальона (инжб) механизированной бригады (мбр) "Север".
При этом компания KMW также поставит Норвегии мобильный тренажер-симулятор для подготовки экипажей без расхода моторесурса мостоукладчиков, что позволит сократить эксплуатационные расходы.
© Krauss-Maffei Wegman
2. "Проект 5430" - закупка шести БРЭМ WiSENT 2ARV (Armoured Recovered Vehicle) у немецкой компании Flensburger Fahrzeugbau Gesellschaft mBH (FFG) на сумму 360 млн. крон (43 млн. долл.). В соответствии с контрактом FFG поставила Норвегии все заказанные машины WiSENT 2ARV
в 2017-2019 гг. После дооборудования по норвежским требованиям в декабре 2020 г. первые три из них
передали на вооружение 5 роты боевого обеспечения (рбо) механизированного батальона (мехб) "Телемарк" мбр "Север" (военный лагерь Рена, гарнизон Эстердал).
Демонстрация возможностей БРЭМ WiSENT 2ARV 5 рбо мехб "Телемарк" мбр "Север" (декабрь 2019 г., военный лагерь Рена) © Forsvaret
Еще три БРЭМ в 2020 г. приняты на вооружение 6 рбо мехб "Бронебатальон" мбр "Север" (военный лагерь Сетермуен, гарнизон Хеггелия).
БРЭМ WiSENT 2ARV 6 рбо мехб "Бронебатальон" (зима-весна 2019 года) © Øivind Baardsen/ Forsvaret
3. "Проект 5049" - закупка шести БИМ WiSENT 2AEV (Armoured Engineer Vehicle) также у компании FFG. Реализация проекта рассчитана до 2023 года, с поставкой первых машин в 2021 году.
Следует отметить, что конструкции БРЭМ и БИМ WiSENT 2 практически идентичны и отличаются только
составом части навесного оборудования. Многофункциональность модульной конструкции WiSENT 2, позволяет менее чем за пять часов переоборудовать БРЭМ в БИМ и наоборот. Однако такая возможность не заинтересовала командование СВ Норвегии, потому что машины WiSENT 2 будут использовать различные подразделения - БРЭМ WiSENT 2ARV в рбо основных батальонов мбр "Север", а БИМ WiSENT 2AEV в бронеинженерных группах взводов специальной бронетехники из состава 1 и 3 бринжр инжб мбр "Север".
Представители МО Норвегии в сентябре 2018 г. подписали контракт с компанией FFG на сумму 450 млн. крон (53 млн. долл.) для покупки шести БИМ WiSENT 2AEV, а также опцион ещё на несколько машин в случае возникновения дополнительных потребностей. В FFG обязались начать поставки БИМ WiSENT 2AEV в течение года. Однако уже на этом этапе появились задержки в реализации программы и первую машину
передали представителям МО Норвегии только в ноябре 2019 года.
Передача первой БИМ WiSENT 2AEV СВ Норвегии на предприятии FFG (ноябрь 2019 г., г.Фленсбург, Германия) © Forsvarsmateriell
17 декабря 2019 г.
ее доставили в Норвегию, для установки дополнительного оборудования, предусмотренного национальными стандартами перед началом проведения полного цикла испытаний специалистами центра вооружений сухопутных войск (ППД Рена).
© Forsvaret
После завершения испытаний и подготовки экипажей первые три БИМ WiSENT 2AEV 30 сентября 2021 г. передали на вооружение 3 бринжр инжб мбр "Север", обеспечивающей боевое применение мехб "Телемарк" (ППД Рена). Одновременно две из них провели демонстрацию своих возможностей на полигоне Редсмуен
(видео).
Демонстрация возможностей БИМ WiSENT 2AEV (полигон Редсмуен, сентябрь 2021 г.) © Forsvaret
Еще три БИМ WiSENT 2AEV в первой половине 2022-го передадут 1 бринжр инжб мбр "Север" (ППД Шольд, гарнизон Хеггелия), обеспечивающей действия мехб "Бронебатальон" (ППД Сетермуен, гарнизон Хеггелия).
15 отличительных особенностей норвежских БИМ WiSENT 2AEV:
1. В сравнении с 70-тонными машинами первых модификаций других заказчиков (Канада, Катар и ОАЭ), норвежская версия легче на 8 тонн, и ее боевая масса не превышает 62 тонны, что соответствует весовым требованиям национального дорожного управления для гусеничной техники, позволяя без ограничений использовать БИМ WiSENT 2AEV на автодорогах общего пользования. Снизить массу удалось за счет отказа от буксировочной лебедки, необходимой в варианте БРЭМ. При этом оставлена вспомогательная лебедка для самовытаскивания. Кроме того, масса снижена, благодаря замене стальных гусениц на резиновые со стальным кордом.
2. Резиновые гусеницы со стальным кордом дочерней KMW компании DST (Defense Service Trucks) легче их стальных аналогов на 430 кг. Они будут находиться в опытной эксплуатации на норвежских БИМ WiSENT 2AEV, пока производитель не обеспечит их достаточную живучесть, заявленный ресурс которой составляет 4000 км. В случае успеха, такими же гусеницами оснастят БРЭМ WiSENT 2ARV.
3. Баллистическая защита усилена до уровня IV STANAG 4569 (круговой обстрел 14,5×114-мм пулями со стальным сердечником с дистанции 200 м, осколки подрыва 155-мм осколочно-фугасного снаряда на дальности 30 м), а противоминная до уровня III STANAG 4569 (подрыв под катком или днищем противотанковой мины фугасного действия с массой заряда 8 кг в тротиловом эквиваленте). Кроме того, изнутри стены боевого отделения БИМ WiSENT 2AEV покрыты противоосколочным подбоем.
4. Машина оборудована гидропневматической подвеской и двухконтурной тормозной системой, а также установлено электронное управление гидравлической системой.
5. Машины этого типа впервые в ВС Норвегии оснащаются гелевым аккумулятором, обеспечивающим работу основных бортовых систем в течение шести часов при выключенном двигателе. В электролите батареи вместо дистиллированной воды к кислоте добавлен специальный силиконовый загуститель, который превращает жидкость в желеобразную массу. Такие аккумуляторы не требуют особых условий хранения и обслуживания, но при этом дольше держат заряд и менее чувствительны к просадке до полной разрядки. В отличие от обычных аккумуляторов, которые в условиях зимней эксплуатации при постоянной недозарядке быстро теряют ёмкость, гелевые держат ее значительно дольше, выдерживая до 400 циклов "заряд-разряд", что в три раза больше потенциала обычных. Гелевый аккумулятор менее чувствителен к мощному электрооборудованию, а после разрядки полнее восстановает прежний заряд. Основным и единственным его недостатком является в два раза большая стоимость по сравнению с традиционными АкБ.
6. В качестве вспомогательного источника питания на БИМ WiSENT 2AEV используется дополнительная литий-ионная аккумуляторная батарея (АкБ) из четырех модулей по 103 А·ч американской компании Bren-Tronics. Они обеспечивают электроснабжение всех бортовых систем машины при стоянке в течение 10 часов и сохраняют при этом достаточный запас мощности для последующего запуска двигателя. Считается, что такое решение более выгодно по сравнению с вспомогательным дизель-генератором, так как снижает шумность и повышает скрытность применения машины.
С начала 2019-го концептуальные испытания нового вспомогательного источника питания успешно проведены на одной из норвежских БРЭМ WiSENT 2ARV.
АкБ Bren-Tronics размещается в бронированном пожаробезопасном отсеке на правой надгусеничной полке. С учетом сохраняющейся опасности самовозгорания Li-Ion АкБ, отсек оснащен собственной системой автоматического пожаротушения. Её независимые сертификационные испытания провел технический центр сухопутных войск Германии военно-технического отдела WTD 41 (Wehrtechnische Dienststellen) федерального агентства по закупкам вооружения, информационным технологиям и их эксплуатации в Бундесвере BAAINBw (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr).
7.
Штатный для всей современной норвежской бронетехники дистанционно управляемый боевой модуль Protector Nordic 1+ норвежской компании Kongsberg Defence & Aerospace с 12,7-мм пулеметом М2 Browning, который обеспечивает эффективную самооборону машины, а блок его оптикоэлектронной аппаратуры повышает ситуационную осведомленность экипажа на поле боя.
Оптикоэлектронные блоки видеосистемы компании Kappa optronics и модуля Protector Nordic 1+ © Forsvaret
8. БИМ WiSENT 2ARV оснащена видеосистемой немецкой компании Kappa optronics, вместо поставленных ранее на БРЭМ камер переднего и заднего обзора шведской компании Saab.
В отличие от обычной задачи помощи при вождении
(обязательная опция для норвежской бронетехники), новая система обеспечивает круговой обзор в светлое и темное время суток за счет нескольких бронированных оптикоэлектронных блоков, разнесенных по периметру машины.
9. Рабочее место каждого члена экипажа оборудовано видеомонитором, позволяющим вести круговое наблюдение, не покидая машины.
Мониторы системы видеонаблюдения в боевом отделении БРЭМ WiSENT 2ARV © Forsvaret
10. Радиоаппаратура национальной системы КВ-связи
MRR (Multi Role Radio) обеспечивает обмен голосовой информацией и цифровыми данными с другими тактическими единицами по каналам боевой информационно-управляющая системы/автоматизированной системы боем
ICS/BMS (Integrated Combat Solution/Battle Management System) компании Kongsberg Defence & Aerospace. Аналогичными системами в настоящее время оснащены все бронемашины на шасси БМП CV9030N модификации Mk.3b, 155-мм САУ К9 Vidar, а в перспективе ее получат новые ОБТ, что позволит всей боевой технике Норвегии действовать на поле боя в едином сетевом пространстве с другими тактическими единицами сухопутных войск.
11. Все БИМ WiSENT 2AEV поставляются с летним и зимним комплектами мобильной камуфляжной системы
MCS Barracuda (Mobile Camouflage System) шведской компании Saab. Каждый такой комплект представляет собой специальное многофункциональное многослойное покрытие, оптимизированное по цветам типового норвежского ландшафта. Система предназначена для защиты военной техники на стоянке, во время движения и в бою, в различных условиях окружающей среды. Монтаж покрытия производится силами экипажа, при этом используются только штатные крепления, установка дополнительных не требуется.
Отображение на экране тепловизионной системы бронетехники в камуфляже Barracuda (слева) и без него (справа) © saab.com
Кроме визуальной маскировки, система Barracuda эффективно уменьшает заметность техники в широком диапазоне электромагнитных волн, начиная от ультрафиолетового до инфракрасного участков светового спектра, на частотах радиолокации 1-100 ГГц, а также затрудняет наведение самонаводящихся боеприпасов. При испытаниях в условиях пустынной местности дополнительно отмечена хорошая защита от попадания песка и пыли в салон и двигательный отсек техники.
Стоимость одного базового комплекта в зависимости от типа боевой машины может достигать 25% от её цены.
12. Улучшена обитаемость в условиях низких и высоких температур за счет более мощной системы кондиционирования воздуха с эффективным климат-контролем. Повышению боевой выносливости будет способствовать снижение шума и вибраций, а все три члена экипажа могут использовать специальные вентилирующие жилеты Chiller System (Personal Cooling Vest).
13. В конфигурации БИМ WiSENT 2 оснащается гидравлической двухсегментной стрелой с ковшом. При необходимости он может быть заменен шнековым буром или дисковой пилой для бетона.
14. В передней части машины монтируется бульдозерный отвал шириной 3,54 или 4,04 метра. Норвежские инженеры модернизировали его привод, оснастив двумя гидроцилиндрами, при помощи которых экипаж может регулировать боковой наклон и горизонтальный угол отвала.
БИМ WiSENT 2AEV в стандартной комплектации (слева) и в варианте ИМР (справа) © Forsvaret
15. Для борьбы с минами перед отвалом можно установить катковый трал. В конфигурации инженерной машины разграждения (ИМР) вместо бульдозерного отвала устанавливаются минные плуги - полноширинный FWMP (Full Width Mineplough) или колейный TWMP (Track Width Mine Plough), а также в корме машины две пусковые установки системы автоматической маркировки проходов. Всё оборудование британской компании Pearson.
Прокладка минного прохода БИМ WiSENT 2AEV в варианте ИМР © Forsvaret
Если в завершение попытаться резюмировать все вышесказанное, то кроме дифирамбов о всемерном росте возможностей бронеинженерных подразделений обращает на себя внимание тот факт, что количество закупаемых Норвегией специальных гусеничных машин рассчитано на организационно-штатную структуру механизированной бригады "Север" с двумя механизированными батальонами. Однако начатое в 2018 году развертывание нового мехб "Порсанер" (ППД Лаксэльв) и планируемое переформирование в механизированный батальон 2 легкого пехотного (арктического) батальона (ППД Шольд) потребуют удвоения количества бронеинженерной техники всех типов. Для этого в каждом из трех подписанных ранее контрактов предусмотрена возможность закупки дополнительных машин по фиксированной цене. Скорее всего, Норвегии придется реализовать указанные опционные соглашения в 2025-2030 гг., включая шесть мостоукладчиков Leguan 2, шесть БРЭМ WiSENT 2ARV и шесть БИМ WiSENT 2AEV, для чего потребуется выделить из бюджета около 150 млн. долларов.