По норвежской прессе прокатилась волна обсуждений горячей новости. Застрельщиками выступили местные СМИ - газета Andøyposten и ее интернет-версия vol.no:
"Соединенные Штаты хотят проверить свои дроны в Аннёйе, считая Эвенес непригодным для этого",
"По визиту ВМС США: С учетом всех обстоятельств, скорее всего американские самолеты посадят в Аннейе",
"Американцы так пока и не сказали, откуда они будут летать". Потом подключилась и тяжелая артиллерия в лице центрального tv2
"США хотят, чтобы их базовые патрульные самолеты были в Норвегии". И несколько не в общем тренде в vg.no выдали:
"Эвенес может стать базой и для авиации США".
Подготовка к вылету и взлет с АвБ Аннёйя патрульного самолета P-3N "Орион" Hjalmar Riiser-Larsen (с) Foto: TORBJØRN KJOSVOLD/FORSVARET
В октябре 2014 года из штаба ВС передали министерству обороны долго и мучительно рождаемые рекомендации по перспективному плану военного строительства на период после 2015-2035 годов (Forsvarssjefens fagmilitære råd - FMR). Разработка рекомендаций велась в течение нескольких лет, начатая еще при прежнем премьер-министре. Правительство Эрны Сульберг и не подумало отрекаться от наработок предшественников, приняв документ к исполнению.
Главком торжественно передает министру те самые рекомендации
Разработанный на их основе новый План долгосрочного военного строительства передали на обсуждение в норвежский парламент в весенней сессии 2016-го.
Среди всех многочисленных предложений наиболее неприятными традиционно стали планы очередной оптимизации оргштатных структур с закрытием многих военных объектов, с расформированием подразделений и частей. Среди них самым обсуждаемым, буквально всенародно, стало предстоящее прекращение эксплуатации базовых патрульных самолетов Р-3С/N, расформирование 333 эскадрильи и закрытие авиабазы Аннёйя (Andøya). У специалистов до сих пор нет единого мнения в выборе замены для "Орионов". Для общего представления возможные варианты удачно скомпонованы и представлены на рисунке.
Поначалу активно продвигали идею "одни только беспилотники!" Но когда выяснилось, что реальных возможностей по борьбе с подводными лодками у них нет даже в перспективе, начали подумывать о возможной закупке хотя бы парочки новых Р-8 "Посейдон". Благо, американцы пообещали самые выгодные условия. Но даже с учетом этого, когда посчитали, во что такое удовольствие выльется, и приняли к сведению ТТХ новых птичек, начали подумывать о возможном продолжении эксплуатации "Орионов". Тем более, что после закончившейся в прошлом году модернизации их летный ресурс продлили до 2035 года, а немцы выражали готовность разделить расходы. Но обо всех этих перипетиях более подробно как-нибудь в другой раз, а для нашего сегодняшнего рассказа важно только одно: приговор АвБ Аннёйя выглядел окончательным и обжалованию не подлежал.
Еще 15 июня кто-то из МО Норвегии слил в СМИ информацию о том, что какой бы вариант не выбрали на замену старым самолетам, разместить все это планируют на Эвенесе. И добавили, что основное финансирование впредь будет выделяться преимущественно на военные объекты, используемые совместно с США и НАТО.
Судьба АвБ Аннёйя висела на волоске.
Тут в домашние разборки маленькой, но гордой Норвегии вторглись глобальные геополитические процессы. Так и не добившись каких-то особо зримых результатов в своем широко распиаренном "развороте в АТР", Соединенные Штаты весной 2014-го вынуждены были вспомнить о европейском "заднем дворе". Понятное дело, как обычно, денег на все не хватает, но какие-то реальные шаги делать было нужно. Среди первоочередных задач назвали эффективный контроль за активностью подводных сил ВМФ РФ на Атлантике:
"...отражает наши многоплановые усилия по взаимодействию с конкретными союзниками по НАТО. Учитывая повышенную активность российских подводных лодок в Северной Атлантике, такие мероприятия включают в себя строительство непрерывной дуги патрулирования высоко-эффективных базовых патрульных самолетов на рубеже Гренландия-Исландия-Великобритания, и вплоть до мыса Нордкап в Норвегии" (
из докладов МО и КНШ США).
Сначала повинились, извинились перед Исландией, обещали впредь никогда больше не забывать про Договор об обороне. А то, что раньше отказались от всех своих обязательств, банально кинув союзника - так это не мы, то наши "попередники" виноваты. Исландцы - народ гордый, вон, на Евро-2016 как себя прекрасно показали, а
американских военных давно и откровенно недолюбливают. Но янки удивительным образом в очередной раз смогли нащупать какую-то тончайшую струнку в их душах. И уже в феврале США начали восстановление части инфраструктуры на аэродроме Кефлавик,
рассматривая вопрос воссоздания там полноценной авиабазы.
Сейчас, как и ранее, пока на Кефлавик только периодически залетают все те же "Орионы", но модернизация оборудования ангаров уже в скором времени позволит включить в поисковые операции и самые современные P-8 "Посейдон".
И если кто-то думает, что на этом та самая "дуга патрулирования" закончилась, то он ошибается. Так, еще в ноябре прошлого года американский военно-морской министр Рэй Майбус (Ray Maybus) посетил Норвегию для переговоров с политическим руководством министерства обороны. Но при этом в условиях хронического дефицита времени, качестве обязательной "культурной программы", из всех возможных вариантов он отчего-то выразил желание
посетить только АвБ Аннёйя… Кстати, именно тогда он и пообещал баснословные скидки на "Посейдоны", как самому привилегированному клиенту.
А уже этим летом, аккурат, в параллель со "сливом" информации по переносу норвежской авиабазы в Эвенес, все те же анонимные источники в министерстве обороны Норвегии сообщили охочим до сенсаций журналистам, что этот вариант совсем не устраивает главного стратегического союзника Норвегии - США. Якобы, они уже вовсю планируют проверить возможность использования территории Норвегии в качестве аэродрома подскока для своих стратегических БЛА RQ-4 "Глобал Хок" и MQ-4C "Тритон". Но инфраструктура на Эвенес явно не соответствует таким планам, в первую очередь, по условиям захода на посадку. Хотя ВПП Эвенеса и большей длины, но на неё сложно выходить с юга. А отсутствие поперечной полосы заметно усложняет посадку при сильном боковом ветре. Если кто еще не знает, сообщаю великую тайну: сколь бы ни были совершенны современные БЛА, для них это пока критично.
Справка:
Аэродром Эвенес (
Викимапия)
Назначение - совместное использование для местных и международных авиаперевозок компанией Avinor (коммерческая компания со 100-процентной долей государства в уставном капитале под контролем Министерства транспорта и коммуникаций) и ВВС Норвегии - в качестве мобилизационного аэродрома для сил усиления ОВВС НАТО.
Взлетно-посадочные полосы - одна полоса 2935×150 м (покрытие - асфальт), две дорожки 177,60° и 357,60°.
Авиабаза Аннейя (
Викимапия)
Назначение - аэродром базирования 333 базовой патрульной эскадрильи 133 авиакрыла ВВС Норвегии, используется совместно с компанией Avinor для местных и международных авиаперевозок.
Взлетно-посадочные полосы - две полосы, одна 1672×45 м, (покрытие - асфальтобетон, две дорожки 30° и 210°) и вторая 2468 × 45 м (покрытие - асфальтобетон, две дорожки 150° и 330°).
Но и на этом в Andøyposten/vol.no не остановились, и продолжили срыв всех и всяческих покровов - их анонимные источники в военном ведомстве просто фонтанировали сверхсекретной информацией. Дескать, технологии БЛА "Глобал Хок" и "Тритон" наконец-то почти полностью отработаны, испытаны в Арктике и теперь на пороге их апробация в условиях Скандинавского полуострова.
Передача в эксплуатацию БЛА MQ-4C "Тритон" для ВМС США все откладывается. Ранее планировалось, что машина начнет выполнять патрулирование Тихого океана в августе-сентябре этого года. Теперь речь идет о том, что ВМС США получат свои первые воздушные беспилотники MQ-4C Triton уже только в 2018 году и тогда начнут их операционные испытания. Первые предварительные испытания прошли в марте этого года. В 2018 году две машины будут поставлены на дежурство на базе США на острове Гуам в Тихом океане.
К 2021 году эти беспилотники должны заменить оставшиеся в строю самолеты радиоэлектронной разведки EP-3E. Могут ли MQ-4C Triton взять на себя и некоторые функции более современного противолодочного самолета P-8A Poseidon, представители ВМС США отказались комментировать. Подразумевается, что самолет и беспилотник все же будут дополнять друг друга. Кроме Гуама машины Triton будут базироваться на обоих побережьях в США, на Ближнем Востоке и в Италии. Всего в планах ВМС закупка 68 данных беспилотников.
Американцы подобрали четыре аэродрома, которые потенциально могут использоваться для операций стратегических БЛА. В качестве основы для проведения испытаний своих беспилотников в Норвегии США рассматривают авиабазы Аннейя, Будё, Эрланн и аэродром Сула. Причем уже известны не только два кандидата, выходящие в финальный тур этого своеобразного конкурса национальных норвежских "талантов" (Аннейя и Сула), но даже и наиболее вероятный его победитель - кто бы вы думали? Ага, она самая.
Думаете это все? Как бы не так! Оказывается, одними беспилотниками дело не ограничится. Пошли разговоры еще и о размещении на базе отряда американских P-8 "Посейдон", потому что Норвегия пока только рассматривает вопрос о закупке совсем небольшой партии этих машин. Буквально 2-3 штуки - по одной в год в период 2020-2023 гг. А для эффективной противолодочной обороны на рубеже Нордкап - Медвежий - Шпицберген даже в повседневных условиях нужно не менее 5-6 таких самолетов…
…Дорогие читатели, чес-слово, глядя на этот непрекращающийся ливень перезревших "слив" из "кроны" МО Норвегии, я просто тихо фалломорфирую. У меня не хватает слов, чтобы выразить восторг информированностью источников региональных СМИ в военном министерстве, и параллельно нельзя не возмущаться из рук вон плохой организацией работы контрразведывательных органов страны. Да, полиции безопасности PST еще явно есть куда расти над собой. А то, они пока только
среди участковых врачей, русских ОПГ и в этих
наших интернетах шпионов ищут. Как водится, "зрада" свила гнездо на самой верхушке государственного древа. Но сегодня не об этом.
В связи с разворачивающимся новым проектом представители ВМС США должны посетить Норвегию дважды. Из двух запланированных, свой первый визит официальная американская делегация совершила 13-16 июля. Причём сначала они посетили АвБ Аннёйя, проработав там два полных рабочих дня. И только потом отправились в Эвенес - всего на полдня. Чисто чтобы официально подтвердить ранее существовавшие опасения.
По словам корреспондентов vol.no американцы заявили, что приехали именно изучить возможность строительства новых ангаров для своих самолетов. По итогам визита в дополнение ко всем ранее известным недостаткам Эвенеса они выявили еще один - на аэродроме нет места для развития инфраструктуры, поэтому строительство там новых ангаров будет представлять значительные трудности.
Йонни Сольсвик (Jonni Solsvik), мэр Аннёйи, после посещения базы американцами с трудом сдерживает радость и прячет в карманах сжатые на счастье кулачки
Он говорит, что не удивлен признанием Эвенеса непригодным для испытаний американских беспилотников. И напротив, с этой точки зрения его родной Аннёйе явно идет на пользу близость одного из ведущих в стране центров беспилотной авиации, равно как и единственного норвежского ракетного полигона (обо всем этом как-нибудь потом, потом, потом…).
- Тот факт, что Космический центр Аннейя и Арктический центр БЛА - оба являются одними из ведущих мировых сообществ по беспилотным операциям, также является весомым аргументом в пользу испытания и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов именно со станции Аннëйа, - считает Сольсвик.
В период инспекции очередного учения министр обороны Ине Эриксен Сёрейде заехала на АвБ Аннëйя
Она оказалась скупа на комментарии для прессы, заявив, что американские власти пока официально не высказали предпочтения ни Аннёйе, ни Эвенесу. Также они не стали подтверждать, но и не опровергли то, что в Аннёйе в перспективе будет базироваться не менее 5-6 самолетов Р-8 "Посейдон".
Надеюсь, мои читатели заметили изрядную долю сарказма в изложении прошедших событий. Все дело в том, что норвежские военные были прекрасно осведомлены обо всех недостатках аэродрома Эвенес.
Еще в 2011 году, тогдашний верховный главнокомандующий ВС Норвегии, представляя свои профессиональные рекомендации правительству, однозначно исключил аэродром Эвенес из перечня претендентов на статус будущей главной авиабазы страны в связи с предстоящим перевооружением боевой авиации ВВС на истребители пятого поколения F-35 (потом, потом, потом))). Причём именно из-за сложных условий захода на посадку с юга. В своем докладе главком делал однозначный вывод, что АвБ Аннёйя является наилучшим из всех возможных вариантов для базирования истребителей на севере страны…
Ну, так то военные. А политики решили иначе. Извилистый ход их мыслей при принятии решений не всегда постижим простыми смертными.
В общем, я вам расскажу всё как есть для лучшего понимания особенностей национальной психологии норвежских политиков, а вы сами решайте, что это - обычная глупость или непостижимая нам мудрость и дальновидность.
Оказывается, одной из основных причин закрытия Аннейи и переноса в Эвенес всей активности ВВС на севере страны стали… проблемы с шумом. Дескать, заходящие на посадку и взлетающие самолеты чрезмерно нарушают звуковую экологию этого региона. И если народ готов потерпеть, то в своей неизбывной тревоге о судьбах сограждан правительство не может им этого позволить.
Итак, вот вам официальный взгляд на ситуацию. Прошу прощения за стиль, но норвежский бюрократический новояз ничуть не лучше российского. А цитата, она и есть цитата - не хочу ничего додумывать, попробуйте сами понять логику. Внимательно следите за руками:
- Правительство получило комплексную оценку как операционных, так и финансовых последствий в связи с предложением сконцентрировать всю активность военной авиации на Эвенесе. Это решение обеспечивает лучший оперативный потенциал по самой низкой цене. Закрытие авиабазы Аннëйа является тем пунктом этого долгосрочного плана, который обеспечивает наибольшее негативное воздействие на местные общины…
- Полеты истребителей приведут к значительному увеличению шума в н.п. Анденес...
- Небольшие и широко разбросанные здания Эвенеса более устойчивы к проблемам шума, чем это имеет место в Аннейе. Шумовые условия были решающим фактором в выборе Эвенеса вместо Аннëйи в качестве передовой оперативной базы истребителей в предыдущем долгосрочном плане. Также Эвенес является одной из последних выведенных из активной эксплуатации авиабаз ВВС, следовательно, большая часть оставшейся там инфраструктуры может быть использован повторно. Это особенно относится к необходимому для боевых самолетов оборудованию (ангары и укрытия), объектам ПВО, системе охраны и обороны базы и т.п…
- Было рассмотрено несколько вариантов. Наше решение обеспечивает как минимальное воздействие шума, так и самую низкую стоимость, чтобы исключить воздействие поперечного ветра - надо прекратить использование истребителей там. Боевые самолеты более чувствительны к ветру, чем морские патрульные, поэтому чтобы позволить использование обоих классов воздушных судов, для достижения аналогичных закономерностей нужно использовать Эвенес.
И хотя строительство базы для сбора авиации на Эвенесе по оценке правительства потребует немалых инвестиций (около 3,5 млрд. крон - 0,4 млрд. долл.), по их расчетам для Аннейи эта сумма будет более чем в два раза больше (8,7 млрд. крон - 1,1 млрд. долл.).
(весь документ
здесь - Аннёйя и Эвенес со стр 76)
Если кого-то не убедили приведенные выше доводы и выводы, желающие могут также поддержать и конспирологическую теорию. Мол, чутко уловив тончайшие нюансы текущей международной конъюнктуры, традиционно бережливые норги (иногда до неприличия) решили таким оригинальным образом заставить своего военного союзника разделить с ними финансовое бремя такой недешевой "игрушки", как мощная авиабаза за Полярным кругом.
А что? Вполне себе приличная теория. Ничуть не хуже многих других-прочих.
В общем, запасаемся попкорном и следим за дальнейшим развитием событий. Как мы уже не раз убеждались, американцы умеют уговаривать. Авось, и в этот раз получится. А уж примеров того, как по мановению чьей-то воли меняются самые долгосрочные планы, уже отлитые в чугуне и изваянные в мраморе - их и в Норвегии хватает.
(продолжение следует)