Среди самолетофилов в этих наших интернетах давно уже своеобразную роль идеальной макивары играет американская программа JSF (Joint Strike Fighter). Разрабатываемый в её рамках истребитель пятого поколения F-35 "Лайтнинг-2" (Lightning англ., молния) - второй самолет с таким названием после легендарного
Р-38. Именно на такой машине отправился в свой последний полет над Средиземным морем человек, подаривший нам "Маленького принца", а однотипные с ним над Тихим океаном прервали последний полет адмирала Ямамото.
Но, несмотря на прекрасную наследственность, с преемственностью у второй "Молнии" пока что-то не срастается. И это очень сильно мягко говоря. Задолго до своего рождения F-35 начали преследовать громкие скандалы, которые не прекращаются до сих пор. В конце-концов народу настолько приелось с удручающей регулярностью транслировать в рунет сообщения об очередных эпических фейлах программы, что в моей френд-ленте один только коллега
alex_leshy пока не утратил интерес к
этому развлечению.
Но на общем фоне тотальной засады даже он уже не реагирует на такие "мелкие происшествия", вроде недавнего прекращения полетов последней партии серийных самолетов из-за проблем в системе охлаждения топлива. Сам я до недавних пор не сильно стремился к этому сомнительному развлечению, но теперь восполню пробел. Все равно начинать когда-нибудь надо, а история в этот раз непосредственно касается моих горячо любимых скандинавов. Но и формат выберу несколько иной.
Начнем с обстоятельств самого инцидента. В конструкции F-35 предусмотрена система предупреждения нагревания авиационного керосина путем прокачки хладагента через трубки внутри топливных баков. На прошлой неделе на АвБ ВВС США Люк (штат Аризона) выявлена неисправность этих трубок у 15 F-35 модификации "С", из которых 13 американских и
два норвежских. Неисправность обнаружили во время плановой проверки сначала на одном самолете. Затем аналогичные проблемы диагностировали на всех остальных из той же партии. Выяснилось, что под воздействием агрессивной среды частично разрушилась внешняя изоляция вокруг некоторых из трубок, что привело к загрязнению топлива в баках продуктами химического распада и частицами изоляционного материала. Подчеркивается, что это не является недостатком конструкции самолета, а произошло исключительно по вине изготовителя трубок из-за несоблюдения им технологии производства.
Аналогичные детали устанавливаются и на 42 следующих серийных F-35А (из которых еще три - норвежские), находящихся в настоящее время в постройке на производственной линии завода "Локхид-Мартин" в в Форт-Уорт (Техас), которые планируются к поставке весной 2017 года.
К настоящему времени для ВВС Норвегии построены четыре машины нового типа. Интересно, что на первых двух норвежских машинах ранней модификации АМ-1 и АМ-2 (серийные номера 163 и 165, зав. №№5087, 5088) проблем с охлаждающими трубками нет. Церемония выкатки АМ-1 состоялась в августе 2015-го, а в первый раз он поднялся в воздух
в октябре , но тогда на нем летал американский пилот. Второй
взлетел в декабре, уже с норвежским летчиком. К настоящему времени их суммарный налет превысил 200 часов.
Выкатка первого F-35 ВВС Норвегии с завода компании "Локхид-Мартин" в Форт-Уорт (Техас) 19 июня 2015 года (с)
Foto: Lockheed Martin
Взлет AM-1 в ходе первого испытательного полета 7 октября 2015 года (с) Foto: Lockheed Martin
AM-2 (сер. №165, зав. №5088) на рулежке перед первым полетом норвежского пилота в декабре 2015 года (с) Foto: Lockheed Martin
Неисправности с трубками выявлены на обоих истребителях АМ-3 и АМ-4 из второй поставки (серийные номера 200 и 203, заводские 5110 и 5111), которые были произведены осенью 2015 года и доставлены на АвБ Люк весной-летом этого года.
Норвежский F-35 АМ-4 (сер. №203, зав. №5111) отправляется в свой первый полет 17 июня 2016 г. (с) Foto: Randy A. Crites
Четыре первые машины будут оставаться на территории США и использоваться при переучивании на новую технику будущих инструкторов строевых пилотов Норвегии. Три следующих должны быть осенью 2017 года переброшены на АвБ ВВС Норвегии Эрланн (Ørland), где в течение следующих двух лет планируется проведение их всесторонних эксплуатационных испытаний.
Три из четырех норвежских F-35 на АвБ Люк в Аризоне (с) Foto: Torbjørn Kjosvold, Forsvaret
Интересно, что Норвегия стала первой и пока единственной страной, закупающей F-35С в комплектации
с тормозным парашютом. По мнению заказчика, это должно обеспечить бóльшую безопасность при эксплуатации самолетов нового типа в сложных погодно-климатических условиях субарктического региона, для которого часто характерны обледенение и заснеженность взлетно-посадочной полосы. Первые четыре машины в пустынях Аризоны останутся без парашютов, хотя конструкция и позволяет их установку. С дополнительной опцией пойдут только те F-35, которые предназначены для использования непосредственно на территории самого королевства.
Капсула тормозного парашюта будет устанавливаться под обтекателем над верхним гаргротом двигателя. Первый полет и посадка F-35 с тормозным парашютом запланирована на 2017 год (с) Foto: Lockheed Martin
А теперь самое главное, собственно, из-за чего я все это и затевал.
Следует отметить, что демонстративно норги сохраняют олимпийское спокойствие, откровенно иронизируя над международной ололо-истерикой по поводу программы JSF.
По свидетельству успевших полетать на новой птичке, второй "Лайтнинг" по всем статьям обходит всех тех конкурентов, с которыми они лично были знакомы до этого. Особенно старичка F-16. Скороподъемность, тяговооруженность, маневренность, полет на больших углах атаки - все вызывает их превосходные отзывы. Что же до многочисленных технических недостатков, проблем с программным обеспечением, прочих "косяков" и "багов", выявленных при налаживании серийного производства и проведении начальных испытаний - положа руку на сердце скажите, а какая новая машина избавлена от них?
Виной всему они называют... беспрецедентную открытость реализации международной программы, ранее не известную мировому самолетостроению, особенно военному.
- Поверьте, если бы в подобной обстановке проходило принятие на вооружение того же F-16 - давно уже признанного и заслуженного ветерана "Холодной войны" - алармистских заявлений было бы не меньше, а может даже и больше, -
рассказали норвежские пилоты после очередной волны публикаций по проблемам со скольжением F-35 при открытом люке бортовой пушки. - "Файтинг Фалкон" избавлялся от своих "детских болезней" не один год, уже после принятия его на вооружение. А некоторые из "темных родовых пятен" так и остаются с ним до сих пор, и вряд ли уже когда-нибудь будут устранены. Просто мы прекрасно знаем о таких проблемах, давно научились их тем или иным способом избегать, компенсировать. А главное, даже сейчас мы не особенно стремимся их афишировать. То же самое ждет и новую машину, - уверены они. - Ну, разве что за исключением "афишировать". Такой антирекламы еще никогда не было, и вряд ли нужно повторять в будущем такой негативный опыт.
Что же, зерно истины в этом есть. Тот же Су-27 пошел в серию в 1981-м, в эксплуатации был с 1985-го, официально приняли на вооружение его в 1990 году, когда устранили основные недостатки, а "допиливать" под разными соусами его продолжают по сей день и вряд ли скоро закончат.
А как оно там выйдет с F-35 у международных партнеров? Поживем, увидим.
UPD
Еще статья (продолжение следует)