В воскресенье 12 марта в ходе патрулирования Северо-восточного национального парка Гренландии одна из шести парных групп отряда СпН "Санный патруль "Сириус" ВМС Дании потеряла всех 13 своих ездовых собак из-за обрыва упряжи, связывающей сани с животными.
Остановить их криками не удалось. Пока один из патрульных экстренно разворачивал палатку, второй попытался на лыжах преследовать беглецов по следам, но безуспешно, из-за чего ему в конце концов пришлось вернуться к месту остановки. Вскоре по приказанию из штаба ОАВК к поискам подключилась вторая группа "Сириуса", находившаяся на маршруте патрулирования в соседнем районе.
Но и эти меры не увенчались успехом, поэтому в 20:40 штаб Объединенного арктического военного командования (ОАВК) ВС Дании запросил срочной поддержки у Авиагруппы "Запад", которая выделила для участия в поисковой операции один патрульный самолет CL-604 "Челленджер" 412-й эскадрильи ВВС Дании и один легкий транспортный самолет DHC-6 "Твин Оттер", арендованный у исландской авиакомпании Nordlandair.
Утром в 8:00 понедельника с аэродрома Кангерлуссуак (Kangerlussuaq гренл., Søndre Strømfjord дат.) на север острова вылетел "Челленджер" для поиска пропавших собак с использованием многоспектральной оптикоэлектронной системы. Палатку временного лагеря и сани без упряжки нашли довольно быстро по известным координатам.
Здесь же неподалеку была и вторая патрульная группа. Проведя поиск с земли, они обнаружили следы животных и теперь шли по ним, пытаясь настигнуть.
Благодаря преимуществу в скорости, "Челенджер" смог сделать это в считанные минуты... Увы, они шли по ложному следу. Вместо ездовых собак экраны бесстрастно отобразили лишь стаю белых волков.
Пришлось возвращаться в исходную точку у временного лагеря первой группы и начинать все сначала, расширив район поисков. Наконец, совсем в другой стороне беглецов обнаружили, всех вместе, по-прежнему связанных постромками упряжи.
Большинство из них демонстрировали признаки жизни, но вызывало беспокойство апатичное поведение некоторых собак. Хотя инфракрасная аппаратура свидетельствовала, что в них все еще теплится жизнь. Координаты обнаружения немедленно передали в штаб ОАВК, которые отвечали за координацию действий при проведении спасательной операции, а "Челленджер" ушел для дозаправки на передовой аэродром станции Нор.
В это время там как раз проходил один из этапов очередной ежегодной операции "Нозен фалкон-17" по доставке крупногабаритных грузов с АвБ Ольборг в Дании и годового запаса топлива с АвБ ВВС США Туле на северо-западе Гренландии. В роли "дойной коровы" на аэродроме станции Нор - военно-транспортный самолет Ил-76МД воздушных сил Украины (
борт. № 78820, собственное имя "Martlet").
Но об этом как-нибудь в другой раз. После короткой посадки "Челленджер"
вылетел обратно в Кангерлуссуак, подтвердив свою ценность для операций в Гренландии, хотя и решая при этом совсем несвойственные ему задачи.
А спасательная операция продолжалась.
К этому времени в район уже вылетел "Твин Оттер" с двумя патрульными из резерва отряда "Сириус" на борту, двумя запасными собаками, а также с полным комплектом медикаментов и ветеринарного оборудования, необходимых для оказания любой помощи, которая могла понадобиться пострадавшим животным.
Прибыв на место, самолет сел на снег. Вскоре в штаб операции доложили, что к сожалению, одна из собак погибла, удавленная в запутавшейся упряжи, а еще три получили ранения, хотя и незначительные. Всех собак погрузили на борт и вскоре доставили к временному лагерю основной группы. Патрульные немедленно начали интенсивное лечение пострадавших животных. Не прошло и 24 часов, как во вторник вечером группа снова смогла выйти на маршрут и продолжить патрулирование.
Официальное коммюнике ОАВК
гласит, что оперативные и слаженные действия, а также эффективное взаимодействие всех участников позволили успешно провести поисково-спасательную операции с минимальными потерями и тем самым подтвердить эффективность обеспечения национального суверенитета Гренландии.
От себя еще добавлю, что в этот раз им всем очень повезло с погодой. Будь облачность пониже, да ветер со снегом, кто его знает, как бы оно там еще вышло. Но все хорошо, что хорошо кончается.