Эта сказка, детишки, несмотря на свою относительную краткость, содержит одно из наиболее полных и ярких описаний сельского менталитета. Напомним сюжет. Живут два брата - бедный и богатый. Причины, по которым у братьев разное имущественное положение, не уточняются. Младший неоднократно обращается к старшему за помощью, а тот, совершенно не задумываясь, применяет по отношению к младшему ростовщический грабительский процент и с лёгкостью идёт на обман ближнего.
Это родного-то брата! Представим себе, какие отношения будут проявлены к посторонним. Потом младший волшебным, то есть нетрудовым, путём достаёт себе сказочные предметы для неограниченного добывания еды и золотых монет. Старший брат обманом выманивает дивные вещицы. Младший достаёт третье приспособление с волшебными дубинками. Сначала сам подвергается порке и вследствие этого быстро умнеет, потом организует телесные наказания для старшего брата и забирает назад своё добро.
Итак, перечислим основные черты сельского менталитета, описанные в сказке.
Во-первых, совершенно ясное осознание, что ежедневным честным трудом достичь устойчивого благосостояния не удастся. Если не будет волшебного вмешательства, то всю свою жизнь селянин будет обречён на нищету. Тут следует напомнить Старуху из сказки Пушкина про Золотую Рыбку. Старуха спокойно жила и мирилась с крайней бедностью, показателем которой служило разбитое корыто, пока у неё не появилась сказочная возможность реализовывать все свои немыслимые желания. Неограниченная, как ей казалось. С закономерным печальным финалом.
Богатый брат, несмотря на своё богатство, тоже не может удержаться от обмана ближнего с целью дальнейшего бесконтрольного обогащения.
Бедный брат также приобретает устойчивое благосостояние исключительно за счёт волшебных объектов, полученных со стороны.
Очень ярко проявляется эта черта сельского менталитета по отношению его носителей к получению образования и повышению своего профессионального уровня. А именно - носитель такого мышления не видит никакого смысла в образовании, превышающего собственные ежедневные бытовые потребности. В эмиграции, например, «селянин» совершенно не стремится к изучению языка страны пребывания. Примитивный набор команд и названий предметов и инструментов, нужных для работы, и ни слова больше! Про грамматику и говорить не приходится.
Во-вторых, даже в мечтаниях о достижении справедливости у носителя сельского менталитета подразумевается, что справедливость устанавливается только силой, но по возможности без убийства. То есть обмануть и уморить голодом ближнего со всей его семьёй допускается, но вот убивать - уже грех. Это для аристократии завалить ближайшего родственника считается в порядке вещей, а крестьяне к смертоубийству относятся всё-же серьёзнее. В реальной жизни добиться правды обычно не удаётся, но это уже совсем другая сказка.
В эмиграции откровенная эксплуатация и обман «своих» процветает махровым цветом именно среди выходцев из сёл и маленьких городков. Среди носителей сельского менталитета. Например такое уродливое явление, как продажа работ друг другу Продают работы и друзьям, и знакомым, и близким родственникам, и не видят в этом ничего неправильного и предосудительного.
Анекдот в тему:
Когда крепостному крестьянину врёт барин, то он ему верит.
Когда крепостному крестьянину одновременно врут два барина, то он верит тому барину, который солиднее выглядит.
Вернуться к оглавлению