Среди множества минусов и плюсов жизни в условиях трудовой иммиграции стоит выделить один фактор - возможность взглянуть на некоторые события со стороны, оценить их с позиции, отличной от точки зрения местных жителей.
Каждую осень в Италии можно наблюдать манифестации и волнения студенческой молодёжи, длящиеся примерно месяц.
Полный комплекс протестов включает в себя: массовые демонстрации с флагами и транспарантами, митинги, «оккупации» учебных зданий.
Что видят итальянцы в этих ежегодных протестах? Многотысячные толпы возбуждённой молодёжи, демонстрации, перекрытые улицы, неудобства в дорожном движении. Шум, крики, свистки. Пожалуй, ничего больше.
Теперь рассмотрим чуть подробнее действия и последствия для всех участников волнений.
Прежде всего, следует отметить, что в Италии действует трёхступенчатая система образования. Существует базовое обязательное восьмилетнее образование, «средняя школа». Далее идёт пятилетняя так называемая «средняя высшая школа», это лицеи и профессиональные училища. Третьей ступенью является университет. Обязательной является только восьмилетка.
В волнениях принимают участие только студенты «средней высшей» и высшей школы - из лицеев, профессиональных училищ и университетов. Учащихся восьмилетней школы эта веселуха не затрагивает.
Сценарий «борьбы за права молодёжи» всегда примерно одинаковый. Через несколько недель после начала учебного года, который начинается в Италии во второй половине сентября, среди молодёжи начинают циркулировать «протестные» идеи, чаще всего совершенно безобидные и невнятные. Что-то типа борьбы за изменение учебной нагрузки на учителей и преподавателей. Педагогический персонал довольно активно подогревает эти студенческие настроения.
Студенты начинают организованно выходить на манифестации. Преподаватели сидят дома, зарплата им благополучно начисляется.
На манифестациях откуда-то появляются изготовленные фабричным способам транспаранты и флаги, участникам раздаются свистки. Спереди, сзади и по бокам идут вооружённые карабинеры. Со стороны вся эта процессия выглядит очень живописно, внушительно и устрашающе, но в действительности совершенно безвредна и безопасна.
Через несколько дней манифестаций начинается период так называемых «оккупаций». Студенты собираются в учебных корпусах, выбирают актив, который берёт на себя ответственность за последствия. Проводится общий митинг, где голосуют за или против. Большинство, естественно, голосует за оккупацию. Преподаватели расходятся по домам, зарплата им продолжает начисляться.
К вечеру первого дня оккупации появляется наряд полиции, которому студенческий актив предъявляет свои «требования», глобальные и изначально невыполнимые. Полицейские составляют протокол, который подписывают представители актива. Подписывающимся не может быть меньше восемнадцати лет.
Пару недель студенты сидят в учебных зданиях и никого из посторонних туда не пускают. Впрочем, никто и не пытается зайти. Определённый процент студентов там и ночует на столах, остальные приходят и уходят.
Наконец принимается решение о прекращении «оккупации». Является комиссия, состоящая из полицейских и представителях администрации учебных заведений, оценивается материальный ущерб, практически всегда минимальный, и через день-другой начинается нормальная учёба. Ущерб минимален, поскольку есть конкретные материально ответственные представители студенческого актива, подписавшие полицейский протокол, они строго следят за порядком во время оккупации.
Все без исключения родители студентов лицеев и технических училищ вызываются в школу. В кабинет директора последовательно вызываются по одному студенты и их родители. Проводится «разбор полётов», с обсуждением поведения каждого студента во время волнений и его «социальная роль» во всех этих событиях. Родители расписываются в журнале, и учебный процесс благополучно возобновляется.
В университетах обходятся без вызова родителей, да и доля активных участников значительно ниже, поскольку основная часть студентов уже наигралась досыта в эти игры за пять предыдущих лет обучения в лицеях.
Единичное волнение можно было бы списать на случайно возникшие протесты, но ежегодное повторение по единому сценарию в эту схему не укладываются.
Становится очевидно, что это тщательно продуманная и разработанная программа, являющаяся неотъемлемой частью получения среднего специального и высшего образования.
В результате студенты приобретают опыт организованных протестов, происходящих в цивилизованных формах.
Основная часть из них приучается к мысли, что конечный итог любых волнений - негативен. Поставленные цели таким путём не достигаются.
Выявляются потенциальные лидеры и вожаки протестных движений.
Для преподавателей ежегодные волнения являются частью педагогической деятельности. Что-то вроде практикума социальной жизни.
Для полиции - это регулярные тренировки.
Правительство в целом лишний раз демонстрирует населению свою устойчивость.
Случайно или нет, но последний раз явление, которое можно было бы назвать революцией, в Италии произошло в 1848-1849 годах.