ТРИ МУШКЕТЁРА
«Только мужеством - слышите ли вы, единственно мужеством! - дворянин в наши дни может пробить себе путь. Кто дрогнет хоть на мгновение, возможно, упустит случай, который именно в это мгновение ему предоставляла фортуна. Вы молоды и обязаны быть храбрым по двум причинам: во-первых, вы гасконец, и, кроме того, - вы мой сын. Не опасайтесь случайностей и ищите приключений. Я дал вам возможность
научиться владеть шпагой. У вас железные икры и стальная хватка. Вступайте в бой по любому поводу, деритесь на дуэли, тем более что дуэли воспрещены и, следовательно, нужно быть мужественным вдвойне, чтобы драться. Воспользуйтесь всем этим и живите счастливо и долго...»
Александр Дюма.
Это, детки, одна из самых известных и любимых всеми от мала до велика сказка.
Множество прочтений великой сказки породило бесчисленное количество экранизаций от детских мультфильмов с животными в виде героев, до мрачных фантастических триллеров, от тщательных экранизаций до самого вольного трактования сюжета. И вряд-ли этот поток будет уменьшаться, ведь практически каждый читатель находит что-то своё, близкое к своему мировоззрению в этом повествование о дружбе, любви, коварстве, предательстве.
Но в любимой всеми сказке на удивление мало приключений и подвигов. Особенно это относится к первой и самой знаменитой части - к собственно «Трём мушкетёром». Ну в самом деле, для произведения, описывающего историческую эпоху с весьма бурными событиями, как-то мало битв и грандиозных событий, и гораздо больше описаний пирушек, балов, дуэлей и любовных интриг.
Анекдот в тему:
Миледи и граф Де Ла Фер. Первая брачная ночь. Граф снимает брюки.
Миледи:
- Нет, ну для графа Де Ла Фер это довольно много, но для мушкетера Атоса этого слишком мало...
Единственной масштабной батальной сценой является завтрак главных героев на бастионе у Ла-Рошели с последующей перестрелкой и отступлением. Событие происходило на виду всей армии, все были в восхищении, но особого подвига в этом никто не увидел.
Во второй части событий уже больше. Тут и гражданская война, и похищение кардинала, и реализация мечтаний героев.
Третья часть уже явно мало связана с насыщенными яркими событиями первыми книгами. Ну погнался мэтр Дюма за объёмом, так ведь ему и платили построчно, надо же было как-то объём нагонять, он и постарался, используя бесконечные описания мельчайших событий и незначительных персонажей.
Была и история с подвесками. В книге всё приключения с драгоценностями королевы описаны истинным подвигом Д’Артаньяна и мушкетёров, но при более тщательном рассмотрении это вызывает большие сомнения. Они спасли королеву? Ой, не смешите. Вот чего проще было бы той же королеве, в случае малейшей опасности для себя, объявить воровкой любую фрейлину или служанку, да хоть бы и ту самую Констанцию Бонасье, тем более, что знатностью и богатством последняя не отличалась. По тем временам следствие было бы быстрым и эффективным. Период между обвинением и повешением вряд ли составил бы более пары суток, только необходимое время для интенсивных пыток и неизбежных признаний в чём угодно. Видимо сама Констанция что-то подобное подозревала, поэтому срочно начала искать любого, который смог бы помочь ей избежать петли. Доверить страшную тайну королевы первому встречному - ну явно не свою правтельницу она стремилась спасти.
Да и королева потом более тридцати лет наблюдала Д’Артаньяна в личной охране, и никаких попыток как-то отблагодарить или возвысить его не предпринимала. Видимо не считала его поступок чем-то таким уж ценным или героическим.
Сам Д’Артаньян с друзьями никаких особых благ от всей этой истории не приобрёл. Даже пришлось продавать подаренных английским герцогом коней, чтобы расплатиться с долгами, впрямую связанными с поездкой. Арамис получил пулю в плечо, Портос рану шпагой в грудь глубиной три дюйма, Атос пьянствовал не просыхая в подвале три недели, что тоже не способствует здоровью.
Анекдот в тему:
Просыпается Атос утром в развороченном погребе. Удивленно оглядываясь по сторонам, он поднимается вверх по лестнице. В общем зале тоже разгром: сломано все, что можно было сломать. Посреди этого хаоса прямо на полу, обхватив голову руками, сидит трактирщик. Атос участливо обращается к нему:
- Скажи, любезный, кто тут так все разворотил?
Трактирщик тяжело вздыхает.
- Ох, сударь, какой Вы добрый, когда трезвый!..
Герои не выведены идеальными и безгрешными болванчиками, у них хватает недостатков и отрицательных черт.
Дружба дружбой, а повоевать между собой они успели немало. Даже странно получается, если посчитать все случаи, когда героям доводилось скрещивать шпаги между собой. Сама дружба началась в первой книге с вызова друг друга на дуэль, потом во второй части, «Двадцать лет спустя», Атос и Арамис сталкиваются в бою со своими друзьями при бегстве опального герцога, а в третьей части военные действия королевских войск против Арамиса и Портоса приводят к смерти последнего. И Д’Артаньян только чудом не участвовал в этой битве против своих друзей.
Анекдот в тему:
Мушкетеры празднуют. Атос открывает бутылку вина и сказав "Один за всех", опустошает бутылку. Все удивились, но промолчали.
То же самое повторяется еще два раза. Наконец Д’Артаньяну это надоело и он гневно спрашивает:
- Атос, а когда же будет "все за одного"??!!!
Изрядно подвыпивший Атос:
- А "все за одного", Д’Артаньян, будет 20 ЛЕТ СПУСТЯ...!!!
Но нам эта сказка сейчас интересна в качестве прекрасного источника типажей для иллюстрации процессов трудовой миграции.
Не верите? А вот присмотримся повнимательнее, что есть общего у всех персонажей.
Первое. Среди главных действующих героев местных нет, все пришлые. И мушкетёры, и их слуги не коренные парижане. Типичная «лимита», как выражались в застойные времена в Москве. Мушкетон был нормандец, Базен берриец, Планше - пикардиец. Только происхождение Гримо неясно, но и он точно не парижанин. Классические трудовые мигранты из разных социальных слоёв общества.
Второе. Все герои отличаются повышенным уровнем пассионарности и положительным импринтингом. Ведут активную и полную приключений жизнь, и им это нравится. Исключение составляет, пожалуй, только Мушкетон, который нашёл полное счастье в сытой и спокойной жизни в имении своего разбогатевшего хозяина и искренне не желавший больше участвовать в похождениях Портоса и его друзей.
Самый пассионарный герой, без сомнения, это Арамис. Он постоянно затевает всякие интриги, карьерный рост его самый впечатляющий. От простого мушкетёра и кандидата в священники достигает звания епископа и генерала ордена иезуитов.
Д’Артаньян тоже достиг немалых высот, и даже несколько мгновений перед смертью побыл маршалом Франции.
Портос сумел реализовать свои планы и разбогател, но при первой же возможности кидается в предлагаемые авантюры.
Самая низкая пассионарность из всех - у Атоса. Ему мушкетёрская полунищая жизнь нравится больше, чем жизнь в родовом графском имении, и ни к камим особым вершинам он не стремится.
Из слуг повышенной пассионарностью отличаются Планше и Базен. У Мушкетона пассионарность явно нулевая. Про Гримо нет данных, это какой-то неживой персонаж.
Третье. Все мушкетёры поначалу снижают свой социальный статус. Их имена, которые они носят на службе у короля, не дают иногда даже возможности драться на дуэли со знатными дворянами - вспоминаем сцену дуэли с англичанами.
Значит, социальный статус и карьерный рост не является самым важным стимулом к переезду в Париж для поступления на военную службу. Приведём пример: у Д’Артаньяна похищают рекомендательные письма написанные отцом. Событие отвратительное, но что делает герой? Он всё-же является к адресату и заявляет о пропаже. В результате реализация его мечты стать мушкетёром отодвигается на очень длительное время. Уточняем: мушкетёром Д’Артаньян стал в срок, прошедший с первого понедельника апреля 1625 года по 5 августа 1628 года. Больше трёх лет понадобилось нашему герою, чтобы реализовать свою мечту стать мушкетёром. Вместо того, чтобы просто-напросто взять новые рекомендательные письма и решить проблему радикально.
Что его остановило? Расстояние от его родной деревни до Парижа около 800 километров. Немало. Но вскоре после этого ему довелось съездить в Англию и назад. До Лондона почти 500 километров, включая море. И на каждом перекрёстке ждали наёмные убийцы, вооружённые до зубов.
Перемещались мушкетёры за подвесками со средней скоростью около 6 километров в час ("В два часа ночи наши четыре искателя приключений выехали из Парижа через ворота Сен-Дени… они добрались до Амьена и в полночь спешились у гостиницы "Золотая лилия") - расстояние от Парижа до Амьена сейчас 143 километра. Вряд-ли оно было тогда больше.
Это они спешили и прорывались с боями. Без таких приключений, совершенно не напрягаясь и не загоняя насмерть коня, Д’Артаньян мог проехать в сутки 80-90 километров.Двадцать лье, ежели по-французски. Хорошо, пару недель поездка домой, столько же назад. Теряется максимум месяц. Или ещё проще, можно было бы по почте запросить новое письмо у отца, уж почта-то уже и тогда работала. Ушло бы на это максимум месяц-два. Ну, ведь не три же года! Он этого не делает. Почему? Да просто это ему не интересно.
Периодически Д’Артаньяна посещают мысли вроде: «Мне бы только заработать достаточно, чтобы восстановить Артаньян, пришедший в упадок с тех пор, как мои предки разорились на крестовых походах, да прикупить по соседству акров тридцать земли, - больше мне не нужно. Я поселюсь там и спокойно умру». Но для реализации таких планов он ничего не делает.
Также в сказке хорошо расписаны пути достижения успеха.
Личная храбрость и владение шпагой - это в первую очередь Д’Артаньян, хотя и все остальные герои дворянского происхождения по определению храбры. Смелы и все враги. Но сами по себе храбрость и мастерское владение оружием никому из других героев ничего не принесли в смысле материальных благ.
Брак по расчёту. Это Портос. И Миледи. Что у них общего? Путь достижения цели в эмиграции. Матримониальный способ. Половая эмиграция, выражаясь современным языком. Путь простой, быстрый, эффективный, и иногда смертельно опасный. Портосу удалось таким образом на восемнадцать лет решить все свои проблемы. Миледи на этом пути один раз повесили и один раз голову отрубили, ну и уже по мелочам - клеймили калёным железом, и чуть было на пожизненную каторгу не сослали. Издержки профессии, однако. Это уж как кому карты лягут, или звёзды встанут, или на роду написано, ну кто во что верит.
Анекдот в тему:
Ищу мужа. Найду - убью! Миледи.
Происхождение. Если изначально не сработало, то без дополнительных факторов, типа протекции, и не срабатывает. Атос под псевдонимом не дослужился даже до младшего офицерского звания.
Образованность и хитрость. Арамис. Ришелье. Мазарини. И получается, что это самый надёжный метод достижения своих высоких целей. И, кстати, и среди слуг, кто там у нас хоть чего-то самостоятельно достиг? Только Планше. Между прочим, выучивший самостоятельно целый иностранный язык - голландский, а до этого нахватавшийся минимальных знаний английского.
Это у дворян. У слуг изначально шансов подняться самостоятельно до высокого уровня немного. Да и не стремится большинство добиться чего бы то ни было.
Наиболее характерный для трудовой иммиграции персонаж, это Портос. В книге неоднократно утверждается, что он глуп, не отличается сообразительностью, но авторские оценки персонажа часто не коррелируют с реальными действиями и фактами. Глупым Портос является только по мнению Атоса. Но при этом знает испанский язык и владеет искусством фортификации на высочайшем уровне. Кстати, многие трудовые иммигранты работают именно на стройке. Да, не интеллектуал, но, как выразился много позже знаменитый историк и писатель Лев Гумилёв: «я не интеллигент, у меня профессия есть!» И библиотеки в трилогии упоминались всего у трёх персонажей: у кардиналов Ришелье и Мазарини, а также в замке Портоса. Только вдумайтесь: по тем временам было проще и дешевле собрать коллекцию картин или драгоценных камней. А вот Портос имел библиотеку, книги из которой читал даже его слуга Мушкетон.
Во время своей мушкетёрской службы в Париже сумел решить основную задачу трудовых иммигрантов, разбогател и приобрёл жильё и средства к безбедному существованию до конца жизни. Но полного счастья это ему не принесло, и погиб он в бою, участвовать в котором лично ему не имело не малейшего смысла.
Достаточно распространённый тип иммигранта - Атос. По мнению автора, самый храбрый и благородный персонаж. Обладал обширнейшими знаниями, в том числе «он знал, какими правами пользуются крупные землевладельцы». В мушкетёры попал по зову сердца, после того, как в один прекрасный день на опушке леса повесил свою жену и при этом овдовел. Правда сам он не считал этот день прекрасным. Мнение его жены по этому поводу неизвестно. И остаётся открытым вопрос: миледи после повешения была его бывшей, или настоящей женой?
Д’Артаньян считал это убийством, Атос тоже. Кардинал, помнится, на основании похищенных писем добивается казни дворянина, так его за это все персонажи книги дружно осуждали и считали чудовищем. Все его боятся, но в действительности только один раз приводится пример его злобности и коварства, когда кардинал добивается казни графа де Шале, кстати, за вполне реальный заговор с целью свержения короля. Да и то, голову графу смогли отрубить только с двадцать девятой попытки. Видимо, не было у тогдашних французских палачей достаточного опыта и практики, раз не дотягивали даже до уровня обычного мясника на рынке. Формально Атос даже страшнее смотрится: свою жену он ухитрился казнить аж два раза. Развод по мушкетёрски, однако.
Но: казнить и миловать граф, как представитель высшей аристократии, на тот момент во Франции безусловно имел право. Казнить и миловать по закону, по приговору суда, где аристократ был главой этого суда. Граф являлся высшей феодальной знатью, которой принадлежало право на сеньориальную юстицию, в компетенцию которой входило право рассматривать и карать любые преступления, включая тяжкие, совершенные на его территории. По решению суда. А вот суда-то как раз и не было. Граф повесил свою жену, находящуюся в бессознательном состоянии, без всяких процессуальных заморочек, без заслушивания свидетелей и показаний собственно обвиняемой. Жена его на тот момент являлась дворянкой, а значит по действующим законам её было запрещено казнить через повешение даже по решению суда. Потом-то граф де Ла Фер исправился, и организовал своей бывшей жене казнь с отрубанием головы. Но, по старой привычке, опять без суда. Однако тенденция…
За пару веков до описываемых событий примерно в тех-же местах, за похожие проделки был осуждён и казнён Жиль де Рэ, имевший титулы и барона, и графа. Ему не помогло даже то, что он был маршалом Франции и ближайшим соратником Жанны д’Арк. Поймали, осудили, удавили и сожгли. А в памяти народной он остался, как герой сказки «Синяя борода». Но там он считается персонажем крайне отрицательным, хотя творит примерно то же самое, что и Атос. Различия минимальны: Синяя борода убивал разных жён, а Атос всего одну, но неоднократно.
Анекдот в тему:
"Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром", - размышлял Атос, вешая Миледи.
Так в чём типичность Атоса в качестве иммигранта? А в том, что ему, как и огромному числу людей, скучно сидеть на одном месте. Спокойная, обеспеченная и размеренная жизнь раздражает. Из сельской тихой глуши тянет в шумную и опасную городскую жизнь. Устроить себе вторую молодость, попробовать написать свою жизнь с чистого листа.
Несколько слов стоит сказать и о семейной жизни наших героев.
Ох, детки, тут уже не сказки нужны, не сказочники. Тут другие литературные жанры требуются. И специалисты другие, типа психологов и сексопатологов. Но вот не было этих специалистов в те времена, ни при дворе французских королей, ни во Франции времён мэтра Дюма-старшего. Что однозначно и несомненно - всё грустно и бесперспективно. Ну, это в сказке так, а в реальной жизни всё может и повеселее будет.
Более-менее нормальная семейная жизнь была в какой-то период только у Портоса, и довольно долго - около восемнадцати лет. У остальных никакого даже намёка на семейные отношения.
Наследника сподобился сделать только Атос. Случайно, переспав на постоялом дворе с неизвестной женщиной, и поверив потом в то, что его мимолётная пассия именно от него зачала ребёнка.
Ни у кого из других основных персонажей, кроме миледи, нет детей и наследников. Нет - с большой буквы. То есть, как дворяне убивают друг друга по всякому поводу или вообще без повода - написано много и красочно, а вот как те же самые дворяне размножаются - практически ничего.
В конце первой части трое из четырёх мушкетёров бросают военную службу и начинают заниматься мирными делами. Атос уезжает в своё имение, Портос на деньги жены приобретает поместье и замок, Арамис ударяется в религиозную деятельность. Но уже через какое-то достаточно продолжительное время они вновь возвращаются к авантюрной жизни, без видимых и жизненно важных причин. Не голод и не нищета толкают их на подвиги. В этом принципиальное отличие наших мушкетёров от разбойников с большой дороги. Бандиты, детки, могут осуществить один удачный грабёж или налёт, и потом надолго угомониться, и жить в своё удовольствие. То есть, определённые ограничения они для себя признают. У мушкетёров такой границы нет, они постоянно стремятся к чему-то новому и необычному. Это не хорошо, и не плохо. Это повышенная пассионарность не даёт им сидеть на месте и наслаждаться размеренным, мирным и сытым существованием. Охота на фазанов в парке не может заменить гром пушек, звон шпаг и смертельный риск.
Анекдот в тему:
Ришелье пытается чего-то добиться от четвёрки мушкетёров, а те упираются. Подходит Тревиль, уясняет суть дела, говорит что-то каждому из своих подчинённых, после чего те быстро принимаются за дело. Кардинал удивлён:
- Что вы им сказали?
- Ну, к каждому свой подход.
Атосу я сказал, что это приказ короля.
Портосу - что это модно.
Д'Артаньяну - что за это дадут денег.
А Арамису - что это запрещено.
Вернуться к оглавлению