Описываемые события происходили в эпоху Просвещения, когда Неаполь ещё являлся одной из великих культурных столиц Европы.
История эта начинается в одном из старейших районов города, возле площади Сан-Доменико. Это место не сильно изменилась за последние два столетия, но есть одно важное отличие: сегодня проходящие мимо люди, не ускоряют шаги, низко опустив голову, и не крестятся тайком, проходя мимо двери старинного здания. Уже давно за этой дверью не живёт Раймондо ди Сангро, легендарный князь Сансеверо, человек, который смог реализовать ужасные, а по мнению некоторых, даже дьявольские эксперименты.
Раймондо ди Сангро родился в Торремаджиоре, в провинции Фоджия, 30 января 1710 в семье, которая может похвастаться происхождением от самого Карла Великого, основателя Священной Римской империи. Его мать Сесилия умерла, когда ребёнку был всего год от роду. А вскоре Раймондо был оставлен и отцом. Возможно из-за смерти жены, возможно, в муках раскаяния о своей грешной жизни, Антонио ди Сангро вдруг решил уйти в монастырь, оставив ребенка на воспитание бабушкам и дедушкам. Потом ребёнка отдают на учение в Рим в иезуитский колледж, где он показал себя блестящим, но крайне недисциплинированным учеником. В двадцать лет Раймондо, уже удостоен звания князя Ди Сансеверо, и переезжает во дворец своих предков в Неаполе.
Еще задолго до прибытия князя дворец был окружен зловещей репутацией: его стены буквально обливались кровью в 1590 году, когда тогдашний владелец дворца убил свою жену и её любовника, а затем выложил изуродованные тела на балконе.
Кроме того, почти две тысячи лет назад, в том же районе находился египетский квартал в Неаполе, и на месте, где сейчас находится часовня, высился храм, посвященный богине Исиде.
Уже через несколько лет после прибытия в Неаполь князь Ди Сангро заставил говорить о себе. Раймондо получил прекрасное образование и был большим ценителем искусства и науки, он безусловно был ярким представителем интеллектуального просветления.
Князь, однако, проводит серию странных опытов в своей лаборатории, находящейся внутри дворца. Ночью, когда весь город погружался во тьму, наблюдалась необычная суета. Ночью странные фигуры появлялись на площади Сан Доменико. Случайных прохожих беспокоили и пугали странные шумы и запахи из дома. Что тайком мастерил князь, чем в действительности занимался? Никто ни тогда, ни позже этого не знал.
Изобретения, которые народная традиция приписывает фантазии князя Сан Северо, принадлежат к самым различным областям человеческой деятельности.
Например, был широко известен "вечный свет", пламя, которое горит ярко и потребляет ничтожное количество горючих материалов. Возможно это химическое соединение на основе фосфата кальция и фосфора при высокой концентрации. Но есть одна мрачная особенность этого изобретения: горючую смесь получали путем измельчения костей человеческого черепа.
Специально для короля Карла III Бурбона изобретает плащ из водонепроницаемой ткани: новинку для того времени, незаменимую вещь для войны и охоты.
В военном деле он тоже проявил свои способности, создав заряжаемое с казённой части ружьё, предвосхищая технологии на полвека.
Наконец он поражает весь Неаполь, переплыв на специальной карете залив от одного берега до другого.
Но самые знаменитые произведения, которые сделали легендарным имя принца Сансеверо, находятся внутри семейной часовни семьи ди Сангро, которая была восстановлена с помощью лучших скульпторов того времени.
В центре часовни находится скульптура Христа, покрытого тканью. Христос в акте воскресения, полностью завернутый в покрывало из мрамора. Черты лица Христа прекрасно видны под тканью, которая кажется прозрачной. Создаётся полное впечатление, что статуя была сначала вырезана, а затем впоследствии покрыта тканью из мрамора. Как можно реализовать такую работу? До сих пор никто не может дать ответ. Эта скульптура завуалированного Христа - Cristo velato, является сегодня одним из символов Неаполя.
Другие две скульптуры представляют фигуры Целомудрия и Разочарования. Первая изображает обнаженную женщину, одетую в тонкую вуаль. И тут используется эффект полупрозрачного мрамора, как и в случае накрытого тканью Христа.
Статуя Разочарования представляет мужчину, который освобождается с помощью ангела от связывающей его сети. Сеть выполнена с мельчайшими деталями.
Традиционно считается, что это представление классических элементов католической веры, христианских добродетелей и пороков.
Но есть и другой вариант. Князь был членом ордена масонов, и многие ученые утверждают, что его часовня на самом деле использовалась в качестве храма для масонских обрядов. Завуалированные Христос, Разочарование и Целомудрие: все аллегории, которые могут указывать на человека, который с помощью разума пронзает завесу ложных истины.
Существует и толкование, связанное с психоанализом. По мнению некоторых ученых, Целомудрие и Разочарование представляют соответственно отца и мать принца.
Князь всегда был одержим темой бессмертия и воскресения.
В Неаполе, популярная легенда гласит, что Раймонд убил или ослепил скульптора, создавшего завуалированного Христа. Но эта версия полностью необоснованная, учитывая, что скульптор Христа умер почти два десятилетия после принца Сансеверо.
Возможно, сам князь сознательно подпитывал эти слухи, чтобы создать ауру ужаса и таинственности вокруг своей фигуры.
Но самые жуткие и таинственные объекты, которые и сегодня можно видеть всем посетителям, находятся в подвальном помещении часовни.
В документе 1766 года, вероятно написанным самим князем, указано, что в часовне можно увидеть две анатомические машины, или скорее два скелета мужчины и женщины, в которых наблюдаются все жилы, и все артерии человеческие тела, сделанные при помощи инъекций. Фигуры выполнены с необычайным мастерством и усердием, и без сомнения являются единственными в Европе на то время.
Фигуры действительно производят страшное впечатление. Представлены все кровеносные сосуды, почти каждый капилляр, даже вены языка. Женщина беременная, и видны кровеносные также и плода.
Одна из легенд рассказывает о садистских наклонностях Раймондо, который ввёл в вены двух своих ещё живых слуг таинственный препарат, который "металлизировал" кровь. Косвенным подтверждением этой версии являются некоторые документы, хранящиеся в Архиве Неаполя, которые указывают на существование договора между князем Сансеверо и врачом Джузеппе Салерно.
Другая легенда говорит о двух телах, которые уже мертвыми купил врач Салерно, и в которые принц ввёл в 1739 году загадочную алхимическую жидкость.
Некоторые считают, что одной из анатомических машин является сам князь, отравленный сначала своей служанкой, которую потом убил Джузеппе Салерно при помощи инъекции ртути. И Салерно затем был убит таким же образом, как и служанка, чтобы устранить любых свидетелей.
Был ли врач Джузеппе Салерно человеком, который помог князю Раймондо в создании этих удивительных предметов? Действительно ли они получились в результате жуткого алхимического эксперимента? Служили они для анатомических лекций или для эзотерических или дьявольских ритуалов? На самом деле это человеческие вены и артерии, или это просто искусно обработанные шпагат и воск?
Никто не может с уверенностью ответить. Фигуры открыты для обзора, но никому не разрешается взять образцы и проделать анализ. Частная собственность древней благородной семьи.
Часовня не раскрывает своих секретов.
Вернуться к оглавлению