Несколько слов о достоверности сведений о Святом Януарии.
Процитируем «Православную энциклопедию»: «ИАННУАРИЙ [лат. Ianuarius; греч. ᾿Ιαννουάριος] († между 303 и 305), сщмч. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.), еп. Беневентский, почитается как покровитель г. Неаполя (Италия). Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. МартинМилостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» (Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum // PL. 53. Col. 861).»
Казнь состоялась в 305 году, ещё до разделения христиан на католиков и православных. Через 125 после смерти появилось первое упоминание. Всё остальное - позднейшие пересказы и легенды с изменениями и дополнениями. Народное творчество, фольклор.
Практически все рассказы о Святом Януарии ни опровергнуть, ни подтвердить невозможно, поэтому на его примере удобно рассматривать особенности менталитета неаполитанцев. В Неаполе святого очень любят и уважают, но это, как легко догадаться, происходят потому, что местные жители наделили его своими собственными особенностями менталитета.
Он не родился в Неаполе, и не умер там, постоянно в Неаполе не жил, а может быть даже никогда и не посещал его. Но в городе его почитают как мученика и считают своим покровителем.
Мученика в своё время в Неаполь пришлось заимствовать со стороны. Ну не получаются из неаполитанцев мученики. Певцы, художники, поэты, инженеры, политики, жулики и мафиози - получаются замечательно, а герои и мученики - нет. Может климат не тот, или в состав питьевой воды из местных источников что-то входит, но герои в их породе не водятся. Это во всех сферах проявляется. Понастроить неприступных крепостей и замков - это пожалуйста, а вот защищать их до последней возможности - ни разу в истории не было. Местным проще сразу сдаться на милость победителя и вместе праздновать победу над собой. Так безопасней и веселее.
Такая черта, как жизнерадостность и неистребимость неаполитанцев, отражены в рассказах об аресте, мучениях и смерти Святого Януария. Первым был арестован один из христиан Поццуоли за отказ приносить жертву Юпитеру. Януарий решил посетить своего друга в тюрьме, и его тоже арестовали. Потом были арестованы все местные христиане. Всех приговорили к смертной казни. Сначала их бросили в раскалённую печь, но они вышли оттуда невредимыми. Потом их пытались отдать на растерзание то ли львам, то ли медведям, но звери отказались рвать христиан. Тогда власти решили применить испытанное средство, и приказали рубить осуждённым головы. Палач занёс меч, но в этот момент он ослеп и руку парализовало. Януарий, видя мучение палача, помолился за него, и тот прозрел и снова смог двигать рукой. И только после этого всем осуждённым отрубили головы.
Отметился Януарий и в иммиграции, постранствовали его мощи по Италии и по Европе. Первоначально он был тайно похоронен неподалеку от дороги, ведущей из Поццуоли в Неаполь. Приблизительно в 420 году по указанию епископа Неаполя Иоанна I тело откопали и перевезли в Неаполь, где поместили в катакомбы, находившиеся у подножия холма Каподимонте. Эти катакомбы с тех пор носят имя святого Януария (Сан-Дженнаро). В 831 году мощи святого были захвачены князем из Беневенто, но череп остался в Неаполе. Останки святого несколько веков перевозились по всей Италии. Во время войны с сарацинами часть мощей попала в 871 году в Райхенау на Боденском озере, оттуда позднее опять часть переместилась в Швейцарию в Райнау, и еще позднее в Прагу. После 1130 года часть мощей святого находились в Беневенто, но около 1154 года сицилийский король Вильгельм I Злой, нанёс поражение папе Адриану IV, владевшему Беневенто, и приказал перевести мощи в монастырь Монте-Верджине, где про них благополучно забыли, и только в 1480 году во время ремонта церкви они снова были обретены. В 1497 году кардинал-архиепископ Неаполя Алессандро Карафа перенёс их в Неаполь, где всё это время оставалась глава Святого Януария. Таким образом, после 1497 года все реликвии Святого Януария находятся в Неаполе.
Политические воззрения неаполитанцев сильно подвержены прагматизму. Фанатизмом они не страдают, и веские доводы вполне способны привести их к смене политической ориентации. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне взяла после небольшого штурма Неаполь. Король Фердинанд IV сбежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. Короля в народе не любили. Власть вообще никто и никогда не любит. Но такое сатанинское изобретение, как республику и богомерзких французов поддерживало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало удобного случая перерезать глотку безбожным революционерам и вольтерианцам. Тогда командир французов Шампионне приказал священникам выставить на всеобщее обозрение ампулы с кровью святого Януария и молить его о чуде, причем если бы чудо не произошло, духовенству пообещали расстрел на месте. Генерал вежливо попросил священников продемонстрировать знаменитые реликвии. Солдаты навели заряженные ружья. Священники достали ампулы с кровью святого, и на глазах изумлённого народа чудо произошло! Случилось это 24 января 1799 года, после чего все неаполитанцы поголовно стали республиканцами.
Доброе слово, в сочетании с угрозой применения огнестрельного оружия, способно творить чудеса!
Определённая склочность местных женщин ярко проявляется в ритуале разжижения, когда «сёстры Януария» очень громко и сильно матерно ругаются на весь собор, если кровь не спешит разжижиться. От такой ругани недозрелые помидоры в момент покраснеют, не только кровь разжижится. Происходит это при огромном скоплении народа и при многочисленных теле-видео камерах. Тут же присутствует множество детей и туристов. А неаполитанский мат, доложу я вам, похлеще русского будет, но это уже совсем другая легенда. К счастью, местный диалект, особенно в его обсценной части, мало кто за пределами Неаполя понимает.
Вернуться к оглавлению