Янара, в неаполитанской народной традиции, в первую очередь деревенской, является наиболее часто упоминаемой ведьмой. Имя могло использоваться как имя собственное, и тогда оно писалась с большой буквы, или означало некую разновидность ведьм с определёнными характеристиками. В отличие от остальных ведьм, янары были самыми вульгарными, злобными, шумными, агрессивными и неуживчивыми.
Янара появлялась по ночам и часто пробиралась в конюшню, где выбирала себе лошадь и потом скакала на ней всю ночь.
У неё была привычка заплетать гривы у лошадей, оставляя таким образом знак своего присутствия. Очень часто конь, которого Янара заставляла скакать всю ночь, не выдерживал чудовищной нагрузки и мог даже умереть от усталости.
Полностью голая, старая и ужасно выглядящая, напоминающая своим видом гарпию, она накидывалась на своих жертв и разрывала их своими острыми, как у орла когтями.
Воздействию Янары приписывалось также и чувство нехватки воздуха, иногда возникающее во сне, считалось, что это ведьма прыгает на человеке, пытаясь его задушить, и чаще всего ведьма развлекается так с молодыми мужчинами. И когда кто-нибудь в постели чувствовал давящую тяжесть, не дающую нормально дышать, он верил, что это янара терзает и мучает свою жертву.
Считалось, что детей, у которых неожиданно возникли отклонения в физическом развитии, янара провела в ночное время под треножником колдовского костра ведьмы.
Янара прекрасно разбиралась в целебных травах, она могла находить растения с опьяняющим и наркотическим эффектом, и использовала их в своих магических ритуалах, например, изготавливая крем для кожи, позволяющий перемещаться со скоростью ветра.
Чтобы уберечься от ведьмы, обычно на дверь вешали метлу или мешочек с солью, и янара не могла противиться искушению пересчитать все тонкие прутики или крупинки соли по меньшей мере три раза, и результат должен сходиться каждый раз, и только после этого она могла проникнуть в несчастливый дом и начать вредить жильцам. Но поскольку точно пересчитать прутики, является очень трудной задачей, за этим занятием обычно проходила вся ночь, а к утру, с восходом опасность исчезала, так как ведьма вынуждена была спасаться бегством от лучей солнца, являющегося её смертельным врагом.
Объекты, защищающие вход в жилище, обладают магическими свойствами: метла с длинной ручкой является фаллическим символом, противопоставляющим мужское плодородное начало женской стерильности янары; крупицы соли считаются носителями жизни, поскольку в античной этимологии соль - "sale" созвучно имени древнегреческой богини здоровья Салюс - "Salus".
Даже и сейчас в Неаполе и окрестностях на некоторые праздники вешают на двери или на стену дома маленькую метёлку, как своеобразный оберег от несчастий.
По традиции считается, что слабым местом ведьмы являются её волосы, поэтому за них её и ловят. Когда схваченная ведьма спрашивает: "что у тебя в руках", и отвечать надо: "железо и сталь", что означает невозможность освободиться для пойманной колдуньи; если же ответ будет: "волосы", янара ответит: "а пусть будут как угорь", то есть волосы должны выскользнуть угрём из рук поймавшего, и ведьма сможет сбежать. Но тому, кто смог поймать и удержать янару, было обеспечено взамен на свободу покровительство семи поколений семьи ведьмы.
Как и все магические существа, она имела позитивные и негативные черты. Она умеет лечить болезни целебными травами, но может и вызвать бурю, которая погубит урожай.
Помимо янар, в народном представлении были и другие ведьмы. Хромая Цуккулара, происхождение которой возможно восходит к Гекате, древнегреческой богине всего мистического, лунного света и преисподней, покровительнице ядовитых растений и колдуний. Существует и Маналонга, буквально: "длинная рука", живущая в колодцах, затягивающая в глубину всех проходящих мимо. Под мостом, где любили собираться янары, иногда возникали водовороты, которые называли входом в ад. Были и Урии, домашние духи, которые напоминают Лари и Пенаты в древнеримских верованиях. Ведьмы из Беневенто собирались под огромным ореховым деревом на берегу реки Сабато и под звуки заклинания "под водой и на ветру под орехом Беневенто", устраивали свой шабаш, на котором участвовал демон в облике собаки или козла.
В любом случае ведьмы в народных преданиях относятся к другому, не человеческому миру, что и делает их такими пугающими.
Имя может происходить от Дианара, то есть "жрица Дианы", или от латинского слова ianua, "дверь": ведь согласно традиции именно перед дверью необходимо было повесить метлу, или мешочек с солью.
Вероятно легенды о ведьме зародились в период царствования лонгобардов в Беневенто. В то время большинство жителей уже было обращено в христианство, но многие ещё в тайне поклонялись языческим богам и богиням, в частности Изиде, Диане и Гекате, материальные следы культа которым и сейчас ещё встречаются в городах той местности. Например, в центре Беневенто стоит египетский обелиск.
После вторжения лонгобардов язычники начали тайно объединяться и исполнять культы, связанные с почитанием деревьев или золотой гадюки, которая была так дорога Изиде. Видимо отсюда и возникли легенды про инфернальные оргии, проходящие в субботнюю ночь под огромным ореховым деревом. Диана почиталась, как древнейшее божество италийских племён, защитница простого народа и рабов, богиня плодородия и женственности, растительного и животного мира. Цицерон называл её богиней охоты, луны и ночного волшебства. Её называли также и Тривия - "богиня трёх дорог".
В каждой деревне и в каждом городе были свои истории про янар, но в основном рассказы эти отличаются только названием местности и диалектом, на котором они рассказывались.
Изначально в народных верованиях ведьмы не ассоциировались с дьяволом, поскольку им приписывались магические, а не религиозные свойства.
Причислили ведьм к своему ведомству, пусть и с отрицательным знаком, христианские священники во времена Средневековья, которые приравняли ведьм к еретикам или к последователям других религий.
Женщины, празднующие традиционные аграрные культы, не были простыми продолжательницами крестьянских языческих верований, но с клерикальной точки зрения, они продали свою душу дьяволу для приобретения магических возможностей, включая и превращения в различных животных. Форма служения ведьм своему господину - дьяволу была разновидностью феодальной подчинённости, с многочисленными вредоносными ритуалами и действиями. Одними из основных были угрозы детству, включая ведьминские практики с вызыванием абортов, убийством детей или причинение физического вреда младенцам. Женоненавистническое восприятие ведьмы противопоставлялось Мадонне, которая являлась девственницей и матерью; в отличие от неё ведьма была развратная и стерильная; она стремилась уничтожить репродуктивную функцию, а значит, была смертельным врагом рода человеческого.
Идею о зловредности и враждебности ведьм довели до логического конца Крамер Генрих и Шпренгер Яков в своей знаменитой книге "Молот ведьм" ("Malleus Maleficarum"), вышедшей в 1486 году. Книга была совершенной и подробной инструкцией для инквизиторов, где описывалось, как распознавать, допрашивать и пытать ведьму, дознаваясь о причинённом зле окружающим и подробностях служения ведьмы дьяволу.
“Игры Дианы” во многих текстах определялась, как кортеж ведьм, колдунов и адских духов, поскольку так следовало из протоколов допроса людей, осуждённых в колдовстве и ведьмачестве. Название "шабаш" происходило от имени бога Бахуса, в честь которого праздновались ритуалы с оргиями. Взаимоотношения в среде ведьм и колдунов имели явственный сексуальный компонент.
В последующие времена и многие народные истории о ведьмах приобрели значительный религиозный оттенок. Например, типичная история про дровосека, который вынужден был заночевать в лесу и попал на шабаш ведьм, где славили Сатану, и где любой христианский символ использовался в противоположном значении. В ужасе он побежал домой и рассказал жене то, что увидел, про женщин и мужчин, топчущих крест, про разнузданные оргии, которые там устраивались, и про разбрызганную повсюду кровь. А в центре была ужасного вида собака, сидящая на высоком троне. На следующее утро дровосека нашли убитым.
Существует и безошибочный народный способ выявления ведьмы янары, находящейся в людском обличии. Для этого необходимо присутствовать в церкви на мессе в ночь на Рождество, по окончании мессы надо выйти и подождать у двери. Последние выходящие из церкви женщины и будут ведьмами, тайно присутствующими на самых святых службах христианской церкви, чтобы пополнить свои мистические силы.
Вернуться к оглавлению