NAPOLI, AMORE MIO, DOLORE MIO

Oct 29, 2013 16:59

Если кто не знает - Неаполь находится в Европе. Я не шучу: этот весёлый город действительно находится в Европе! Действительно Неаполь входит в Европейский Союз! Нет, не в Африке! Мы же с детства помним, что «в Африке акyлы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы». А где вы в Неаполе акул видели, или крокодилов, злых или добрых? Что значит: не похож на Европу? В учебнике так написано, и точка! Мали ли чего: похож, не похож. А в Америке вон негров линчевали! А в СССР зарплата инженера была сто двадцать рублей, минус подоходный налог и вычет за простой агрегата бездетность, на руки сто три рубля пятнадцать копеек! И что? И те и другие были несмотря ни на что великими странами, и космические корабли запускали, и непуганым народам счастье несли, кто в виде демократии, кто в виде коммунизма, благо разница была неразличима для тех, кого облагодетельствовали.

Короче, дискуссия закончена: Неаполь является столицей Кампании, а Кампания является частью Европы.


Неаполь - это  реализация анархического принципа в реальной жизни.
Анархия, как известно, это в идеале жизнь общества без государственных структур (от др.-греч. ἀναρχία «безначалие, безвластие»). Полностью без внешних ограничительных структур (а государство в первую очередь - ограничительная, подавляющая структура) общество существовать в наше время не может, и вряд-ли сможет когда-либо без них обходиться. Но в Неаполе эта идея - свести роль государства к минимуму - столетиями активно внедряется в жизнь. Получается очень своеобразное общество. Черты анархии, которые сразу бросаются в глаза всем приезжим:

- мусор. Мусор повсюду. Окурки бросаются всеми курящими (а курят почти все, особенно женщины) повсюду. С появлением электронных сигарет окурков стало немного меньше. Купленные детям сладости и мороженое съедаются, обёртки тут же выкидываются на землю. Родители на это не обращают никакого внимания. В историческом центре мусор выбрасывается просто из окон. Окурки, обёртки и бумажные салфетки не задумываясь выбрасываются в окна автомобилей.

- дорожное движение. У нормального гаишника может вызвать инфаркт от несбыточности мечты стать миллионером за один день: ни одна машина не едет по правилам. Их полиция на такие пустяки, как нарушения правил дорожного движения, внимания вообще не обращает. А как треть водителей вообще получила права - тайна сия велика есть, ведь читать и писать они не умеют, и, соответственно правила попросту не могут знать. Во всём мире красный свет светофора - приказ, в Неаполе - добрый совет. В последние годы отношение неаполитанцев к проблеме светофоров начинает меняться. По крайней мере, автору рассказывали вполне заслуживающие доверия люди, что их хорошие знакомые видели как-то неаполитанца, остановившего свою машину на перекрёстке на красный свет. А вот водители автомобилей они от Бога. На легковушке или на грузовике проедут даже там, где габариты машины не позволяют. Правилами дорожного движения в Неаполе особо никто не заморачивается, все ездят, руководствуясь больше здравым смыслом. И аварий случается совсем не много.

- хаотичное и внешне бессмысленное мельтешение мопедов. Очевидно, на заднице у неаполитанца есть кнопка, отключающая у него мозги, когда он садится за руль мопеда или мотоцикла.

- совершенно типичная картинка: мопед, на нём неаполитанка ростом метр с кепкой и весом под центнер, в зубах сигарета, в руке мобильный телефон, по которому она разговаривает. Сзади два-три ребенка. Все, естественно, без касок. Едут на красный. Полицейский на перекрёстке и ухом не ведёт в ту сторону.

- любой пешеход переходит дорогу там, где ему необходимо. Достаточно просто показать жестом, что тебе надо переходить. Остановятся все. Не возмутится никто.

Неаполитанец свято уверен, что переходить дорогу и проезжать перекрёстки так, как ему хочется, является его неотъемлемым правом. Пусть дрессированные животные, в которых кнутом и пряником вколотили условные рефлексы, останавливаются на красный свет и начинают движение на зелёный! Свободные люди выше этого!

- несмотря на строгие запреты курения, курят почти все и везде. Совершенно нормально смотрятся курящие на своих рабочих местах работники судов, прокуратор, полиции, городской администрации. Причём курят они под плакатами со строгими запретами, где обещается за нарушение все мыслимые кары. То есть открыто нарушают закон те люди, которым по долгу службы полагалось бы следить за его исполнением.

- шум на улицах зашкаливает за все мыслимые пределы. Неаполитанцы обожают всякие шумовые и световые эффекты. Полиция, скорая помощь, пожарные, ездят почти всегда с сиренами и мигалками. На Новый год салюты устраивают на каждом балконе и из каждого окна, и длится это часами. Крики продавцов на рынках. Перекрикивающиеся через улицу с балконов женщины. Все разговаривают очень громко. Как выражаются впервые прибывающие в Неаполь: «я думал, что они друг друга убивают, а это они просто мирно разговаривают».

- неистребимая неаполитанская привычка ходить не по тротуару, а в основном по проезжей части. Объяснений несколько: во-первых, исторически никаких тротуаров в Неаполе отродясь не было. Во-вторых, даже когда тротуары появились, пройти по ним часто проблематично, поскольку магазины выставляют тута свой товар, тут же паркуются машины и мотоциклы, лежит мусор, капает сверху вода из вывешенного невыжатого белья. Ну а в-третьих, кому какое дело? Где хотим, там и ходим.

Русская женщина коня на скаку остановит, а неаполитанская - автомобильное движение на всей оживлённой улице.

Неаполитанцы о себе.

«Неаполь - единственный африканский город, в котором нет европейского квартала».
«Сравнить неаполитанцев с африканцами - значит оскорбить африканцев».
«Неаполитанец - это огромное-преогромное сердце. Всё остальное - задница»
«Неаполитанец нерадив, генетический лентяй, никогда не хочет работать. Думает только о еде, сексе и развлечениях. Лучше всего его характеризует маска Пульчинелла».
«Неаполитанец любит умничать: он знает всё обо всём, всегда готов выдать философскую сентенцию на любую тему».
«Неаполитанец всегда готов развлекаться: он всегда находит радостные стороны жизни и превращает в каламбур даже самые угнетающие выражения».
«Неаполитанец самодур: он ведёт себя как бандюга и громила со слабыми и подчинёнными, и готов пресмыкаться перед более сильным».
«Неаполитанец галантен: он полностью теряет голову при виде юбки».
«Неаполитанец назойлив: он всегда лезет не в свои дела; пытается вмешаться в любую интригу, его лично не касающуюся».
«Неаполитанец певуч: из листика лимона сотворит песню, а после стакана вина устроит целый концерт».
«Неаполитанец насмешлив: смотрит на тебя с ног до головы и относится к тебе, как к куску дерьма».
«Неаполитанец дерзок: не уважает даже своих родственников».
«Неаполитанец настойчивый: ты его выгоняешь в дверь, он пролезет в окно».
«Неаполитанец горяч: он весь в движении, разлетаются искры, ведёт себя как мальчишка и прыгает как кошка».
«Неаполитанец наслаждается жизнью: думает только о своём брюхе, которое является его вторым я.  Хорошо поесть - его философия, а кухня - его творческая мастерская».
«Хронические болезни Неаполя: незаконное строительство, каморра, воры, уличное движение, безработица, грязь и мусор».
«Характеристики неаполитанцев: умение устраивать свои дела, суеверность, весёлость и наглость, чувство юмора и меланхолия, нерадивость, гостеприимство, одновременные любовь и ненависть к родной земле, идолопоклонство и культ знаменитостей (Марадона, Тото, Святой Януарий), ностальгия по временам Неаполитанского королевства Бурбонов, антипатия к властям и законам, отсутствие объективной истины, чувство собственного превосходства и одновременно недооценка себя. Это, кстати, свойственно пациентам с маниакально-депрессивным синдромом: сочетание вышеперечисленных факторов».
«Стереотипы Неаполя: пицца, кофе, мандолина, Везувий»

«Рассказывают, что ещё в 60-е года на Севере Италии в некоторых дискотеках и ночных клубах вешали таблички: «Severamente vietato l’ingresso ai cani, marocchini e napoletani» - Вход строго запрещён для собак, марокканцев и неаполитанцев».

Для улучшения экологической обстановки и уменьшения загрязнения воздуха в Неаполе мэрия издала приказ, в соответствии с которым разрешено дорожное движение в городе по чётным дням автомобилям с чётными номерами и наоборот. Неаполитанцы нашли выход: они стали ездить по чётным дням с фальшивыми номерами, а по нечётным с крадеными.

Неаполь единственный европейский город, жители которого сами освободили себя от нацистов во время Второй мировой войны, так как Гитлер не заплатил откупные деньги мафии.

Любимое занятие неаполитанцев - охота. Охота за кошельками и сумочками туристов и приезжих.

Самая высокая и знаменитая гора Неаполя называется "Munnezza" (по неаполитански - «мусор»), её высота достигает 15 987 м, она является частью крупнейший горной цепи, тянущейся с севера на юг и с запада на восток по всем улицам города.

Для улучшения естественного отбора мэрия Неаполя планирует при рождении каждого младенца вручать новорожденному пистолет и мешок для мусора.

Наиболее распространенным средством передвижения в Неаполе провозглашен «O 'Trerrote» (по неаполитански - «поезд неисправен»)!

В Неаполе бесполезно закрывать машину на парковке, на самом деле просто подождите 10 секунд, и вы найдёте свою машину уже открытой и обчищенной.

А Coca Cola в Неаполе - «чёрная американская вода» (acqua nera americana)!.

Неаполь - явно заповедник социализма, СССР 80-х годов.

Музыкальный слух неаполитанцев позволяет им мгновенно запоминать слова и целые фразы из иностранного языка.

Самая верна примета в Неаполе: если тучка зацепилась за вершину Везувия, гарантированно в течение дня будет дождь. Если тучи, даже самого мрачного и грозового вида не цепляются за вершину, дождя точно не будет. Исключений не бывает.

Скоро зима. И в Неаполе будет сыро и холодно.
Температуру +10C в Неаполе называется "сибирские морозы". Все надевают на себя все свитера, шарфы и шубы.
+5C уже являются "арктическими морозами". Все местные телеканалы и газеты при этом кричат, что "Неаполь на коленях" (оговорка по Фрейду - любимая поза журналистки?) и "Россия перестанет поставлять нам газ и мы все умрём от холода".

В классическом неаполитанском языке отсутствует грамматическая категория будущего времени. Соответственно, и нормальный неаполитанец не вполне ясно представляет, что может наступить завтрашний день. Прогнозировать дольше сегодняшнего вечера мало кому удаётся.

Когда кому-то плохо, неаполитанцы искренне и от всего сердца помогут, если хорошо - так же искренне и от всего сердца обманут.

Неаполитанец набожен: он свято уверен, что не обмануть приезжего, особенно иностранного туриста - непростительный, почти смертный грех.

Есть такая старинная неаполитанская легенда: ночью, ближе к утру, когда на Востоке еле-еле начинает угадываться лёгкое просветление на небе, из моря,  в районе Мерджеллины, выходит вся в пене ласковой предутренней волны прекрасная обнажённая восточноевропейская девушка, которая всего за 30 евро готова исполнить любой каприз для первого встречного.

Неаполитанский диалект непонятен даже для итальянцев из других городов. Диалектом его стали называть после 1861 года, когда Джузеппе Гарибальди захватил Королевство Обеих Сицилий, а до этого он был нормальным государственным языком, со своей литературой и правилами. Вся документация велась на неаполитанском. Но пришли злые дяди, упразднили неаполитанское королевство, и язык перешёл в статус диалекта. Хотя разница между итальянским и неаполитанским языками значительно больше чем, например, между русским и украинским.

Сами неаполитанцы пришли к грустному, но правильному выводу: язык создаётся и определяется штыками. Штыками своего государства. Есть у народа своя армия, способная отстоять национальную территорию - есть и язык. Не сумели защититься - получите язык другой нации в обязательное пользование, а свою родную речь применяйте в качестве диалекта. Со всеми вытекающими последствиями.  В семьях среднего и высшего классов Юга Италии родители строго запрещают своим детям использовать неаполитанский в разговоре. Считается (не без оснований), что неаполитанский - это диалект простонародья, нижних классов, криминальных слоёв, отбросов общества. Ситуация примерно, как с русским матом. Все его в России знают и умеют использовать, но применять свои знания в приличном обществе или в семье считается признаком дурного тона. По крайней мере в культурных семьях.

Некоторые пословицы, которые в определённой мере отражают менталитет нормального неаполитанца.
Пословицы приведены с примерным переводом на итальянский и на русский языки. Естественно, отдельные нюансы в переводах неизбежно теряются.

Неаполитанец жизнерадостен. Он старается взять от жизни всё самое лучшее: «A ‘o munno quatto cose te fanno cunzulà: ‘a fenìmena, l’argiamma, lo suonno e lu magnà - Al mondo quattro cose sono le più belle: la donna, il denaro, il sonno e il buon cibo - В мире четыре вещи самые лучшие: женщина, деньги, сон и хорошая еда».

Не чужда неаполитанцу такая черта, как стремление к дармовщинке, халяве: «Porta co’ tico e magna co’ mico - Porta il cibo con te e mangia con me! - Приноси еду с собой и ешь со мной».

Одним из основных принципом и руководством к действию неаполитанца является выражение: “A pagare e a morire c'è sempre tempo” - чтобы платить и умирать, всегда есть время. То есть - никогда не торопись умирать и расплачиваться. Эту их национальную черту в полной мере ощущают на своей шкуре все наёмные работники, свои и иностранцы, а также поставщики товаров и услуг.

Когда неаполитанец что-либо говорит, не следует воспринимать его слова буквально, чаще всего он просто говорит то, что по его мнению было бы приятно услышать собеседнику в настоящий момент. Учтите, для неаполитанца то, что говорится в обычном разговоре, обещанием и обязательством не является, поскольку: «Ogni prumessa è debbeto - La promessa è debito - Обещание является долгом». А к долгам у него отношение отрицательное: «Na muglìera brutta è peggio ‘e nu diebbito - La moglie brutta è peggiore di un debito - Некрасивая жена хуже долга». «Chi se piglia ‘e penziere ‘e llate, se fà ‘e capille janche d’ ‘o tiempo - Invecchi prima, se ti occupi troppo degli altri - Будешь много переживать за других, быстро состаришься».

Самые страшные фразы, которые можно услышать от неаполитанца во время разговора о ваших проблемах: «Non ti preoccupare!» и «Ci penso io». То есть: «Не волнуйся», «Я об этом позабочусь». Многие поначалу по неопытности воспринимают эти фразы, как добровольное принятие неаполитанцем обязанностей на себя. В реальности это просто вежливая форма ухода от ответа. Правильнее всего было бы перевести эти фразы так: «Если вдруг, совершенно случайно, у меня появится возможность не напрягаясь помочь решить твои проблемы, и я при этом о них вспомню, может быть что-то и сделаю». Ещё точнее перевод будет такой: «У меня своих забот выше крыши, а ты тут со своими лезешь».

Ироническое отношение к женщинам вообще, низким и очень полным неаполитанским женщинам, к домашней прислуге, проявляется в поговорке: «Femmena ‘a la casa a faticare vale tant’oro quanto sta a pesare - La donna che lavora in casa, vale tant’oro quanto pesa - Женщина, выполняющая домашние работы, стоит в золоте столько, сколько весит».
«‘A vipera ca muzzecaje a muglierema, murette ‘e tuosseco - La vipera che morsicò mia moglie, morì avvelenata - Гадюка, укусившая мою жену, умерла от отравления».
«Chi a femmene crede, paraviso nun vede - Poveraccio chi crede nelle donne - Кто верит женщинам, в рай не попадёт».
«De femmene oneste una ‘nce steva e addiventaje Madonna - Ce stata solo una donna onesta e diventò Madonna - Была только одна честная женщина, это Мадонна».
«‘E femmene sò comm’ ‘e mellune: ogni ciento, una - Le donne sono come le angurie: solo una su cento è buona - Женщины, как арбузы, из сотни только одна хорошая».
«Morte e marito nun aspettà maje quanno veneno - La morte e il marito vengono quando meno te li aspetti- Смерть и муж приходят, когда их не ждёшь».

Иллюзий на предмет того, что люди в будущем смогут измениться к лучшему, неаполитанец не питает: «‘A mamma d’ ‘e strunze è sempre prena - La mamma degli imbecilli è sempre incinta - Мать дураков всегда беременна». Или:
« ‘A mal’evera subbeto cresce - L’erba cattiva si diffonde in fretta - Сорная трава растёт быстро».
« ‘O vizio d’ ‘o lupo tanto dura, che pilo po’ mutare e no natura - Il Lupo perde il pelo, ma non il vizio - Волк линяет, но злобности не теряет».
«Chello ca tu nun vide’nsciore, nun aspettare manco ‘nfrutto - Se un albero non dà fiori, non darà neanche frutti, inutile illudersi - Если у дерева не цветов, напрасно ждать от него плодов».
«Chi bene fà, male aspetta - La carità viene mal ricambiata - Ни одно доброе дело не останется безнаказанным (Кто людям помогает - тот тратит время зря)».
«Chi nasce ciuccio, ciuccio se ne more - Se non si vuol migliorare, si resta come si è - Если ослом родился, ослом и помрёшь».

Отношение к наёмной работе неаполитанец формулирует вполне ясно: «Chi serve ‘ncorte, a lo pagliaro more - Chi serve un padrone, muore povero - Кто работает на хозяина, умрёт бедным».
Не светит разбогатеть и порядочному человеку: "Chi cammina deritto, campa afflitto - L’onesto non diventa mai ricco... - Честный богатым никогда не станет».

Явно выраженная имущественная и социальная стратификация итальянского общества признаётся, как естественная данность: «Chi nasce prencepe, nun adda fà cose ‘e serviilo - Chi nasce signore deve vivere da signore - Кто родился господином, должен жить как господин. «All’avvucato se dice la verità: s’adda vede’ isso po’ comme ‘mbruglià - Ad ognuno il suo compito - Адвокату говори правду, а уж он придумает как обмануть. Что означает: каждый должен заниматься своим делом.

Ярко выражена у неаполитанцев недоверчивость ко всем, скрываемая под маской открытости, общительности  и добродушия. «Chi troppo se fida, resta ‘ngannato - Fidarsi è bene, non fidarsi è meglio - Доверять хорошо, а не доверять лучше». «Tre cose nun se devono ‘mprestare: libbre, denare e mugliera - Non prestare mai libri, soldi e moglie - Три вещи не доверяй никому: книги, деньги и жену».
«A quattro cose non credere maje: cielo chiaro ‘e vierno, nuvolo d’està, lacreme ‘e femmene e carità ‘e muonece - Non devi credere mai a quattro cose: ad un cielo chiaro d’inverno alle nuvole estive, al pianto delle donne e alla carità dei monaci - Никогда не доверяй четырём вещам: зимнему ясному небу, летней туче, женскому плачу и милосердию монахов».
«Cu femmene, cu’ judece e cu sbirre, nun te fidà maje - Non fidarti di donne, giudici e poliziotti - Никогда не верь женщинам, судьям и полицейским».

Красноречивы и неаполитанские анекдоты.
Типичный неаполитанский анекдот демонстрирует, что нежелание платить за проезд в общественном транспорте и грабежи являются типичными:
В Неаполе три грабителя с пистолетами заскакивают в автобус с криками: «Всем стоять! Это ограбление!". Пожилой пассажир поднимается с места со словами: «Святая Мария! Чуть не испугался, думал контролёры!!!»

Или такой вариант:
Турист в Неаполе заходит в автобус и вставляет билет в компостер. Компостер издаёт характерный звук ВЖИК-ВЖИК. Водитель оборачивается и испуганно кричит: «Эй там! Что за странные звуки?"

Синьора в Неаполе рассказывает: "У меня 10 сыновей; каждого зовут Дженнарино."
"А как же Вы их зовёте?"
"А я их зову по фамилии!"

Что думают о цифре 740 в разных городах Италии?
В Милане: форма модуля об уплате налогов.
В Риме: автомобиль Volvo 740.
В Триесте: без двадцати восемь.
В Неаполе: это что за калибр ствола такой?

В Неаполе полицейский подходит к машине, остановившейся на красный свет, и говорит водителю: "Браво!! Вы первый образец цивилизованности в этом городе. Администрация города даёт Вам премию в 1000 евро. Кстати, как Вы их потратите?" "Ну... Куплю себе наконец права."

Два неаполитанца в Милане остались без денег. От безысходности решили собрать милостыню. Утром сели с табличками на разных сторонах площади. Вечером они встретились и сравнили результаты. Один смог собрать только несколько мелких монеток. Второму удалось получить десять тысяч евро. У первого была табличка: "БЕДНОМУ НЕАПОЛИТАНЦУ НЕЧЕГО ЕСТЬ!». Второй написал: "БЕДНОМУ НЕАПОЛИТАНЦУ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА БИЛЕТ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ!"

Совершенно непреодолима тяга неаполитанцев ко всякого рода скидкам и распродажам. Приобретая любой товар или услугу, каждый уважающий себя неаполитанец не забудет потребовать скидку. Он может заплатить в несколько раз дороже реальной стоимости товара, но получить скидку - это святое. Как они смеются сами над собой и над рекламными трюками: «Fantastico promozione! Prendi due - paghi tre!» - «Фантастическое предложение! Получи два - заплати за три!». «Paghi solo per cinque calzini, e sesto gratis!» - «Вы платите только за пять носков, шестой бесплатно!». И ведь срабатывает!

Не меньшую страсть неаполитанцы питают к лотереям.  Вокруг определения цифр существует целый бизнес, масса ритуалов. Немалую роль играют значения цифр неаполитанской Томболы (см. главу «Прикладная нумерология с неаполитанским акцентом»). Забавно наблюдать, как взрослые, серьёзные, образованные и вполне вменяемые люди начинают рассуждать о том, как они потратят выигранный миллион.

В Неаполе живут два несмешивающихся между собой народа. Первый - «cafone» - обитатели исторического центра и пригородов. Эталонный образец неаполитанца породы «cafone», хранящийся в парижской Палате мер и весов, одинаков в высоту и в ширину, криклив, груб, невежественный. За пределами Неаполя не был никогда.

Гендерное неравенство в условиях трудовой иммиграции таки да - существует, то есть положение мужчин и женщин весьма различаются. Совершенно по разному востребован их труд. Да и отношение к проблемам мигрантов со стороны местного населения сильно отличается. Скажем, если женщина-иммигрантка на Юге Италии посреди улицы начнёт горько плакать от неустроенности и безысходности, то очень скоро найдётся итальянец, который будет искренне желать утешить эту женщину, успокоить, напоить кофе, накормить ужином и уложить спать в свою постель. Мужчина-иммигрант при этих же условиях может наплакать больше своего веса, никого абсолютно это не заинтересует и не взволнует.

Как местное население относится к трудовым мигрантам? В целом положительно. А вот мигранты аборигенов недолюбливают. Объяснение простое и биологически оправданное: хищники очень любят травоядных, а вот травоядные к хищникам подобной любви почему-то не испытывают. Сказывается и то, что практически в каждой неаполитанской семье был родственник, который в позапрошлом или прошлом веке ездил на заработки или эмигрировал насовсем в Америку и другие страны, и на высылаемые им деньги выжила вся семья. Люди, пережившие войны и разрухи благодаря деньгам трудовых эмигрантов, в массе своей благожелательно относятся к тем иностранцам, которые в настоящее время по той или иной причине оказались в шкуре заробитчанина.

Кризис-то оно конечно, кризис, но вот когда в офис заходит итальянец, и начинает выпрашивать монетку, так как вечером он планирует купить себе на ужин курицу гриль, это в Италии начинает как-то по-другому восприниматься. Но процесс пошёл и тут. Недавно наблюдал в Неаполе картину: на улице под стеной сидит молодой прилично и чисто одетый итальянец, поставил мисочку и собирает милостыню. Вроде ничего необычного, но вот мисочка стоит на красном итальянском университетском дипломе.

#Неаполь
Андрей Ганчев,
Неаполь,  ноябрь 2013 г.

Вернуться к оглавлению

в Тридевятом государстве: +39 код Италии, #Неаполь, Неаполь

Previous post Next post
Up