Я уже понял, что мне хочется жить рядом с таким маршрутом длиной полчаса-час, по которому не надоедало бы ходить каждый день, в любое время года. Чтобы там была и “большая вода”, и горы, и деревья, и поезда ездили, и самолеты летали. К счастью, в Сиэтле недалеко от нашего дома есть не только Seattle Center, но и Olympic Sculpture Park.
Фонтан “Отец и сын” (2005)
Луизы Буржуа - вода то закрывает отца от сына, то сына от отца - и никогда им друг друга не увидеть.
Парк был создан в 2007 году на месте промышленной свалки на берегу залива, и с тех пор пополняется скульптурами второй половины 20 - 21 века под эгидой Seattle Art Museum. Вот там мы любим гулять, когда никуда не надо идти. Многие фотки я оттуда уже показывал - красного абстрактного “Орла” или серебристое дерево. Со временем просыпается интерес узнать, что это за фигни. Вот, например, одна из самых внушительных скульптур.
Огромный вытянутый белый череп. Вначале и не поймешь - женщина это или мужчина. А потом читаешь, что это скульптура Echo (2014) - нимфа Эхо, которая наказана богами и может только повторять окончания чужих слов, - каталанского скульптора
Jaume Plensa. Моделью послужила 9-летняя дочь его соседа.
Начинаешь читать Wikipedia и обнаруживаешь, что он автор знаменитых плюющихся фонтанов
Crown Fountain в Millennium Park Чикаго. Видели такие. А еще многочисленных сидящих белых человечков, пустых внутри. В нашем же Сиэтле перед институтом Пола Аллена (со-основателя Microsoft) сидят два подобных персонажа.
Скульптура называется Mirall (2015) - “зеркало” по-каталански. Как я понял, по задумке автора эти двое должны быть зеркальными отражениями друг друга. Но стоит подойти к ним поближе, как будет вида жуткая халтура: они просто одинаковы, а не зеркальные изомеры. Печаль.
Каркас сделан из символов 7 шрифтов, включая кириллический. Типа умные челы. И тут я приведу три мысли о современном искусстве:
1) Искусствоведы говорят о “чуде узнавания”. Мол, художники и скульпторы специально делают похожие работы, чтобы выработать свой стиль. И мы - ценители искусства - испытываем восторг от того, что “таких лошадей я уже где-то видел”. Может быть. У Plensa полно таких белых сидящих челов. В MIT была скульптура “Алхимик” - точно такая же скорчившаяся фигура, но состоящая из цифр, а не букв. Но есть и более прозаическая причина.
2) На фото выше приведена скульптура
Typewriter Eraser, Scale X (1999) скульптора Claes Oldenburg и его жены Coosje van Bruggen - гигантская стирательная резинка для печатающей машинки (я слишком молод, чтобы знать, что это такое). Находится в личной коллекции того же Пола Аллена. Такой он любитель современной скульптуры? Не уверен. Все дело в налогах. Это авторская копия еще нескольких таких же “стиралок”, и стояла она раньше в Olympic Sculpture Park (где ее даже хотели запретить фоткать):
Из чтения сайта IRS и других источников я понял, что схема следующая. Современному художнику заказывают сделать 10 “зеленых шагающих пианино”. Богатые меценаты покупают каждое за $100 тыс. Потом через год на престижном аукционе с большой помпой и под завывания искусствоведов, какое это новое слово в скульптуре, одно “пианино” продают за $10 млн. Все равно кому. Но теперь установлена “рыночная цена” на все остальные копии. Никто, конечно, в здравом уме их и за миллион покупать не будет. Но их можно подарить парку, музею или универу и списать с налогов $10 млн. И никак не прикопаешься, с точки зрения закона все легально. В выигрыше все: художник, музей и, конечно, меценаты. Кроме налогоплательщиков. Но хотя бы им (нам) достаются такие парки и музеи современного искусства, полные замечательных скульптур из серии “что же хотел сказать автор”:
Эта же семейная пара наделала еще ярких цветных скульптур. Гигантские варианты (не)обычных вещей. Я по Wiki только сейчас прочитал, что в Сан-Франциско есть вот такой Cupid’s Span (2002) - вы его видели?
Я нет, но буду иметь в виду. Если в городе нет ничего интересного, можно искать подобные современные скульптуры и кричать: “Art! Art!”. Главное - знать, что это скульптура, и не пройти случайно мимо. В нашем парке есть, например, и такая “Untitled” (2004-2007) скульптора Roy McMakin:
Белый ящик и стул - часть композиции из трех предметов.
3) Большие городские скульптуры подразумевают, что люди будут ходить вокруг, около и внутри них. В этом плане очень известен другой ныне живущий скульптор
Richard Serra, который делает стены из ржавого железа, которые надо обходить, чтобы понять замысел художника:
Трогать при этом нельзя, железо должно быть правильно ржавым, а не заляпанным. Это был Wake (2003) - которым гордится наш сиэтлский парк. С возвышения можно видеть, что это не просто стены, а пять полых вытянутых тумб волнообразной формы - красота:
Кто бывал на кампусе Принстона, возможно, помнит работу Серра “Еж и лиса” (2000):
“Лиса знает много вещей, но еж знает одну важную вещь”, - писал древнегреческий поэт Архилох. Кто только ни ругал Ричарда Серра за вторичность, непонятность и неудобство его работ. Одну ржавую стену, которая перегородила площадь в Нью-Йорке, даже снесли, чем очень обидели художника: он уверен, что его работы site-specific, то есть делаются для определенного географического места и могут стоять только там.
Вы можете не знать имен скульпторов и названий скульптур, но согласитесь, что они больше украшают города, чем реалистичные бронзовые идолы генералов и отцов-основателей? В Сиэтле есть парочка и таких, помимо Ленина, но я вряд ли смогу написать о них столь же восторженно. А вот о современном и народном искусстве буду время от времени писать, если интересно.