Толкование на толкование преп. Максима на молитву Господню. Или, может быть, правильнее было бы сказать: размышления о толковании преп. Максима на молитву Господню.
1. Предварительный замечания.
а) Преп. Максим различает моление и молитву (этот момент довольно понятный, наверное, самый понятный из всего толкования преп. Максима, поэтому он и вошел, единственный из всех, во множество компиляций).
Писание назвало это учение «молитвою» потому, думаю, что оно содержит в себе испрашивание у Бога даров, которые Он уделяет людям по благодати. Ибо богодухновенные отцы наши именно так определяют молитву: молитва есть испрашивание того, что Бог, свойственным Ему образом, обыкновенно дарует людям. А моление определяется как обещание, или обет, который служащие Богу люди искренне приносят Ему . Это многократно подтверждает и Писание своим словом, как, например: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему (Пс. 75:12). И еще: Елика обештах, воздам Тебе во спасение мое Господи (Иона 2:10) - это сказано о молении. С другой стороны, [Писание говорит и] о молитве, как, например, И помолися Анна ко Господу, глаголющи: Адонаи Господи Элои Саваоф, аще услыши рабу Твою, и даш ми плод чрева (1 Цар. 1:11). И еще: И помолися Езекиа царь Иудин, и Исаиа сын Амосов пророк пред Господем (2 Пар. 32:20). Также: Когда молитесь, говорите: Отче наш, суший на небесах! (Лк. 11:2) - что сказано ученикам Господом. Итак, моление есть соблюдение заповедей и исполнение их волей молящегося, а молитва есть испрашивание тем, кто сохранил, обновления себя для добрых дел. Или, сказать лучше, моление есть подвиг добродетели, посвящаемой Богу, Который благосклонно принимает его; а молитва есть награда за подвиг добродетели, воздаваемая Богом с великой радостью.
"Отче наш ..." - это именно молитва и, следовательно, предполагает предшествующее ей моление, то есть соблюдение заповедей и подвиг добродетели, после чего мы и испрашиваем для себя награду за этот подвиг - т.е. обновления себя, - но не потому, что Бог и так не дал бы этого нам. Соответственно, возникает вопрос:
б) Для чего нужна молитва, если Бог в любом случае воздает награду за подвиг добродетели, и наоборот, не дает просимое тому, кто не соблюдает заповеди (например: "от них [искушений] не избавит никакой праведный Судия того, кто не простил долгов должникам, а только просил об этом в молитве") ?
Ответ преп. Максима: чтобы, через эту Молитву утвердив благодать искомых по природе [благ], соединить и отождествить через относительное единение волю [γνώμην] просящих с желанием [θελήματι] Подателя благодати. Т.е. для того, чтобы и мы научились и привыкли желать того же, что изволяет о нас Бог. И это желание есть залог жизни для тех, кто подражает Его жизни во плоти.
Ибо необходимо, чтобы Самосовершитель и Раздаятель благ был вместе с тем и Учителем для верующих в Него - учеников Своих, и чтобы Он дал подражающим жизни Его по плоти, в качестве залога жизни, слова этой Молитвы, которыми Он показал сокрытые сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3), существующие в Нем зримым образом, для того, без сомнения, чтобы возбуждать у молящихся желание [τήν ἔφεσιν] наслаждаться ими
.
Эта фраза, к слову, один из примеров сверхнасыщенности вложенными смыслами текста преп. Максима: почти каждое слово можно раскрыть, разворачивая как минимум в абзац текста в очень кратком изложении. В частности, помимо чисто богословских смыслов, в тексте заложены и тонкие психологические наблюдения, как например, психология зарождения волевого акта: "сокровища премудрости и ведения" - это то, что является естественным предметом ума, представ перед умом, согласно заложенному в природе порядку вещей приводят ум в движение по направлению к себе, т.е. производят разумное стремление, так возникает движение воли, т.е. желание, и это желание, которое согласно краткому определению есть разумное и жизненное стремление, таким образом становится залогом жизни. Здесь этот психологический момент вообще никак не проговаривается, но в других "психологических" произведениях преп. Максим расписывает все это подробнее.
Итак, у того, кто сможет уразуметь сокрытые в учении молитвы сокровища премудрости и ведения, возникнет и желание наслаждаться ими, которое есть залог вечной жизни.
в) Что же это за сокровища премудрости и ведения, сокрытые в словах молитвы?
Это - логосы промысла и суда относительно нас.
Ибо эта Молитва заключает в себе всё указанное намерение [помышлений Божиих - т.е. логосы промысла и суда], тайно сокрытое в кратком изложении, или, лучше сказать, содержит в себе смысл [всего], что проповедуется для сильных
Иначе говоря, в молитве кратко изложен весь смысл проповеди Христа, причем на высшем уровне понимания.
И, в первую очередь, это семь главных тайн, о которых речь пойдет далее.
г) Как и вообще Слово Божие, эта молитва воспринимается по-разному в зависимости от воспринимающей способности внимающего, которая определяется его уровнем духовного развития (скажем так).
Однако молящийся о том, чтобы получить этот насущный хлеб, не получает его весь целиком таким, каков он есть, но получает лишь настолько, насколько сам получающий может [воспринять его]. Ибо Хлеб жизни, как Человеколюбец, хотя дает Себя всем просящим, но не всем одинаково: совершившим великие деяния дает больше, а свершившим меньшие дает меньше, то есть дает каждому, насколько может принять его духовное достоинство
.
Отсюда и кажущаяся неоднозначность ее толкования Отцами (как и вообще толкования Слова Божия).
Толкование преп. Максима предназначено «для сильных», отсюда и его сложность для нас: это послание не начального уровня.
Но и не очень сильные не бывают обделены, особенно, если усердно внимают второй части молитвы, как об этом свидетельствует преп. Варсонофий Великий: «Отче наш повелено произносить и совершенным и грешным: совершенным для того, чтобы они, познавши, чьими сынами сделались, постарались не отпасть от Него; грешным же для того, чтобы они со стыдом, называя Отцем Того, Которого часто оскорбляли, осудили бы себя и пришли в раскаяние. Но, как мне кажется, более прилично грешным; ибо грешным свойственно говорить: остави нам долги наша. Какие же долги имеют совершенные, соделавшиеся сынами Отца Небесного? А говорить: не введи нас во искушение, но избави от лукаваго - равносильно словам Аввы Макария: "помилуй" и "помоги"» (
http://mission-center.com/ru/tolkovaniy-sv-pisaniy/335-pr-varsonifiy-vekikiy/7092-tolk-evanfeliy-ot-matfey-mol-gospodny).
д) Итак, чего же следует искать в молитве?
Итак, пусть целью этой Молитвы будет для нас лицезрение таинства обожения, дабы мы познали, вместо каких и какими соделало нас истощание через плоть Единородного, а также откуда и куда нас, занявших во вселенной самое дольнее место, в которое низринула нас тяжесть греха, возвел [Господь] силой [Своей] человеколюбивой руки
.
Лицезрение таинства обожения, т.е. изначального замысла Бога о человеке, пробуждает желание исполнения этого замысла, которое и необходимо в первую очередь для усвоения даров, подаваемых Богом людям. Чтобы мы научились желать этого, Христос, будучи не только Самосовершителем и Раздаятелем благ, но и Учителем, дал нам эту молитву.
Ведь истощившееся Слово Божие, Самосовершитель всего через плоть Свою, в словах этой Молитвы дает нам прошение, научая усваивать те блага, которые действительно подает один Бог Отец через Сына - по природе Посредника во Святом Духе
.