что такое непрестанная молитва

Nov 17, 2023 23:16

Таким образом, чтобы стяжать благодать молитвы, очищающую и исцеляющую ум и делающую его боговидным, нам следует по завету Апостола непрестанно молиться. Но как это возможно в этой жизни?

25. Брат сказал: “Но как может ум непрестанно молиться? Ибо когда мы поём псалмы или читаем, когда встречаемся [с кем-либо] или служим, то отвлекаем его многими помыслами и созерцаниями”.
Старец ответил: “Божественное Писание не предписывает ничего невозможного. Ведь и сам Апостол и пел псалмы, и читал, и служил - однако непрестанно молился. А непрестанная молитва есть держание ума во многом благоговении, страстной* преданности к Богу и постоянном уповании на Него; она означает доверие Богу во всем - во [всех] делах и обстоятельствах. Расположенный таким образом Апостол говорил: Кто отучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота (Рим. 8:35) и так далее. Чуть ниже [он говорит]: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы (Рим. 8:38). И опять: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор. 4:8-10).
26. Будучи так расположен (διακείμενος), Апостол непрестанно молился, ибо, как было сказано, во всех делах и обстоятельствах он уповал на Бога**. Поэтому и все святые радовались скорбям, дабы [через них] прийти к навыку божественной любви. Потому-то Апостол и говорил: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12:9). И чуть ниже: Когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12:10).
Но горе нам, жалким, что оставили путь святых отцов и потому лишены всякого духовного дела”.

* страстной преданности к Богу - гр: πόθῳ προσκείμενον τῷ Θεῷ - трудно подобрать адекватный русский перевод; πόθῳ от πόθος - томление, влечение, т.е. не страстной (в смысле страдательной-пассивной или подверженной страстям), но скорее томительной, но и в этом переводе оттенки не совпадают.
** τῆς ἐλπίδος τοῦ Θεοῦ ἀπεκρέματο - на все обстоятельства отвечал надеждой на Бога.
*** в пер. свт. Феофана: Непрестанно молиться значит содержать ум прилепленным к Богу с великим благоговением и теплым желанием, висеть на уповании на Него, и о Нем дерзать во всем, - в делах и приключениях.

Что такое непрестанная молитва?

Непрестанное молитва - это некоторое делание и некоторое состояние, к которому ведет это делание.
Делание состоит в том, чтобы держать ум в благоговении, преданности к Богу и постоянном уповании на Него, т.е. во всех делах и обстоятельствах уповать на Бога (висеть на уповании в пер. свт. Феофана или, переводя дословно, - на все обстоятельства отвечать упованием на Бога), т.е. суть делания в том, чтобы всячески пытаться установиться и остаться в желаемом состоянии.
Притом необходимы именно все эти элементы т.к. они взаимосвязаны и нуждаются друг в друге. Так, например, постоянно молиться возможно только имея упование на Бога во всем - во всех делах и обстоятельствах, т.к. уповая во всем на Бога, ты постоянно обращаешься умом к Нему. И, наоборот, без постоянной молитвы по любому случаю упование не может быть постоянным.
Поэтому, желающим достичь непрестанной молитвы следует в том числе делать и желать того, что помогает всему этому и не делать и не желать того, что мешает этому. Поэтому святые искренне радовались скорбям, т.к. видели в себе, что скорби усиливают в них упование на Бога. И это есть одно из проявлений в нашей жизни логоса Креста, состоящее в том, чтобы победить через немощь.

Если же мы говорим о состоянии "непрестанной молитвы", то это словосочетание не является его полным описанием (что означало бы непрекращающееся делание молитвы), но скорее указание на некое расположение души (выражающееся в соответствующем образе жизни/тропосе действования), которое познается опытно и словосочетание "непрестанная молитва" есть лишь отсылка к этому внутреннему опыту, указатель этого состояния. Характерные черты этого состояния: непрестанная молитва в смысле - постоянное предстояние Богу, преданность Богу во всем, постоянное упование на Бога и другие. Каждая из этих характеристик может быть использовано как указание на это расположение души, но сама по себе не является исчерпывающим его описанием. Из таких характеристик этого состояния наиболее объемной мне представляется - "ходить пред Богом", т.е. постоянно ощущать себя в присутствии Божием, соизмеряя все свои дела с заповедями, постоянно обращаясь умом к Богу и полагаясь на Бога в каждом деле.

Т.о., говоря непрестанная молитва, мы не подразумеваем, что в каждую секунду человек должен произносить слова молитвы, но скорее то, что он должен ходить пред Богом, постоянно предстоя мысленно пред лицем Божиим, уповая на Него, соизмеряя все свои действия с заповедями и обращаясь к Богу в словесной молитве при каждом случае.

В нашей власти - это делание, а это состояние - Божий дар. Своими силами мы не можем установиться в таком состоянии, но если будем всячески пытаться, то Бог даст нам благодать молитвы и Сам действием Своего Духа возведет нас в это состояние и только тогда мы сможем почувствовать и осознать его на самом деле. Пока же мы ограничиваемся лишь туманными указаниями на него, перечисляя его отдельные элементы, относительно которых мы почти и не понимаем, что они значат на самом деле.

Максим Исповедник, молитва, аскетика

Previous post Next post
Up