Есть несколько схем, которым следуют Отцы, когда говорят о последовательности прохождения пути спасения.
Чаще всего, это либо последовательность ап. Павла вера - надежда - любовь, либо последовательность заповедей блаженства.
Например, первую схему мы видим у преп. Максима в главах О любви, которые есть его компедиум аскетических творений более ранних Отцов, и у др. Отцов.
2. Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа,
3. Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу.
4. Любящий Бога предпочитает познание Бога всему от Него сотворенному, и непрестанно прилежит к тому с вожделением.
Последовательность заповедей блаженства мы встречаем, например, у:
преп. Симеона Нового Богослова в Огласительных словах 2, 31, Других 100 главах;
преп. Максима в Слове о подвижнической жизни (
см.);
свт. Григория Паламы в послании К инокине Ксении;
преп. Петра Дамаскина
Николая Кавасилы в 7 словах
и др.
Конечно, это не разные пути, а один и тот же, просто описанный разными способами. Поэтому, часто элементы одной схемы переплетаются с элементами другой, так, например, страх Божий предшествует смирению (которое есть нищета духом из заповедей блаженства), которое неразрывно совмещено с надеждой (см. напр. у (
преп. Максима и
преп. Симеона)).