Последовательность прохождения пути спасения по заповедям блаженства.
преп. Симеон Новый Богослов
СЛОВО ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ
(пер. свящ. Максима Михайлова)
...
Что же означает, как было сказано выше, внимать себе и смотреть за собой? Внимает себе тот, кто говорит: «Нет ли во мне какой страсти? Из Божественных Писаний я знаю, что имеющий даже одну страсть не войдет в Царство Небесное, ибо написано: “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем”». Подобным образом и смотрит за собою тот, кто говорит себе: «Не нарушил ли я ту или эту заповедь, этой пренебрегаю, а ту не исполняю? А Христос Бог сказал: “Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все”; и еще: “Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном”».
Следует очень внимательно слушать и читать Божественные Писания и стараться через них, словно в зеркале, увидеть себя самого, рассмотреть и понять свою душу, в каком она находится состоянии. Что я имею в виду? Слышит человек, как Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И должен вспомнить, что дни его проходят. Если он хорошо кается, пусть расширит и усилит свой подвиг; если же кается нерадиво, то пусть исправится.
Слышит также слова Господа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». И должен проверять, и испытывать себя при всяком случае, когда его ругают, бесчестят и унижают, и смотреть за собой, есть ли в нем эта добродетель смирения, или нет. Кто стяжал эту добродетель, тот переносит все неприятности без скорби и отягощения, не уязвляясь ими в сердце своем. Если же немного уязвится, пусть даже и без сильного смущения, то за эту сердечную рану, за то, что немного огорчился и не принял происшествие с радостью, укоряет и уничижает себя, печалится и плачет, входя во внутреннюю клеть своей души или в келью свою, и там, припадая перед Богом, исповедуется Ему, как если бы уже погубил всю жизнь свою.
Слышит человек: «Блаженны плачущие». Смотри, Он не говорит: блаженны те, кто поплакал, но - всегда плачущие. Поэтому мы должны заботиться и о том, чтобы плакать ежедневно. Если благодаря покаянию сделаемся смиренными, то явно, что ни один день и ни одна ночь не пройдут у нас без слез, плача и умиления.
Слышит еще: «Блаженны кроткие». Но если кто ежедневно станет плакать, то сможет ли еще пребывать в гневе и не сделается ли кротким? Как вода угашает пламя огня, так и гнев в душе человека затухает от плача и слез. Затухает настолько, что если человек долгое время пребудет в плаче, то гневная часть его души сделается совершенно неподвижной. Поэтому следует смотреть за собой еще и в том отношении, действительно ли ты кроток. Кроткий человек даже на малейшее нарушение заповеди Божией не может смотреть спокойно, но постоянно плачет о согрешающих, словно это он сам согрешил.
Следует также смотреть, алчешь ли ты и жаждешь ли правды Божией. Потому что бывает, что некоторые стремятся к праведности, но при этом не алчут и не жаждут ее. А праведность эта есть Сам Бог, ибо слышим, как Его называют Солнцем правды. Кто алчет и жаждет Бога, тот почитает мир и все, что в мире, за сор, знаки внимания от сильных мира сего считает бесчестием и не обращает внимания на почести от людей.
Слышит опять: «Блаженны милостивые». Кто такие милостивые? Те, кто раздают деньги и кормят бедных? Нет! Тогда кто же? Обнищавшие для Обнищавшего ради нас и, даже если не имеют, что дать, всегда помнящие о бедных, вдовах, сиротах и о болящих, часто взирающие на них и сострадающие, проливающие о них теплые слезы, как говорил Иов: «Я плакал о всяком немощном». Они, когда имеют возможность, благотворят с радушием, когда же нет, щедро напоминают всем о том, что служит ко спасению души, подражая сказавшему: «Без хитрости я научился, и без зависти преподаю». Их-то и ублажает Господь, как подлинно милостивых. От этого милосердия, словно на очередную ступень, они восходят к совершенной чистоте души.
После милостивых Бог ублажает чистых сердцем, так говоря: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», зная, как Бог и Законодатель наш, что если душа наша не придет в такое [милостивое] устроение, если не станет постоянно плакать, не сделается совершенно кроткой, не возжаждет Бога, то и от страстей не очистится, и не станет чистой, как зеркало. А если не станет чистой, то никогда не сможет ясно увидеть в себе самой лик Владыки. Когда же очистится, тогда во всем видит Бога и примиряется с Ним, и наступает мир между Создателем нашим Богом и прежде враждебной Ему душой, а Бог ублажает такого человека как миротворца, говоря: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Блаженны люди явным образом примирившиеся с Тем, Кто пришел даровать мир дальним и близким, дабы нас, бывших врагами, примирить со Своим Отцом; с Тем, Кто пришел совокупить противоположное воедино, то есть нам передать Духа Святого, а Себе взять нашу плоть. Те, кто увидели Его, истинно примирились с Ним, исполнившись вожделенного мира и сделавшись сынами Божиими. «Если Бог оправдывает их, то кто обвинит?» Если ты не любишь брата своего, которого видишь, то как можешь любить Бога, Которого не видел? Если же мы не можем или, вернее, не хотим любить Его, то явно, что мы еще не примирились с Ним. Так постараемся же, братья, увидеть Его, примириться с Ним и возлюбить Его, как Он заповедал нам, от всей души.
Далее снова слышит человек: «Блаженны изгнанные за правду» - и размышляет, проверяя себя самого, гоним ли я за заповедь Божию, потому что «все, желающие жить во Христе, гонимы будут», как сказал апостол. Поэтому Христос продолжает: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». По какой причине Господь в конце евангельских блаженств ставит гонимых и терпящих поношение и со властью взывает к ним: «Радуйтесь и веселитесь»?
По той, что принесший достойное покаяние о своих согрешениях и в результате сделавшийся смиренным, - еще раз по порядку перечислю тебе то же самое - сподобляется на всякий день плакать, делается кротким, всей душой алчет и жаждет Солнца правды, становится милостивым и сострадательным, ибо чужие страсти, скорби и немощи считает своими; плачет и очищается, видит Бога и примиряется с Ним, делается поистине миротворцем и удостаивается называться сыном Божиим. Такой человек, даже когда его гонят, притесняют и бранят, ругают, поносят и возводят на него напраслину, может претерпевать это с радостью и неизреченным весельем. Зная это, Владыка Бог и говорит: «Радуйтесь и веселитесь». А тот, кто не сделался еще таковым и не стяжал внутри себя постоянную обильную радость, сможет ли беззлобно перенести все это? Не сможет.
Поэтому прошу вас, отцы и братья мои, не перестанем никогда, насколько хватает сил, ежедневно и ежечасно испытывать и исследовать самих себя. Будем смотреть, как мы исполняем все вышеперечисленные заповеди, проверяя себя в каждой из них и внимательно наблюдая за собой. И если обнаружим, что совершили какую-нибудь из них, то возблагодарим Бога и продолжим тщательно соблюдать ее. Если же забыли или не исполнили заповедь, то бежим, прошу вас, пока не догоним и не овладеем ею, дабы за нерадение о ней не были мы наречены малейшими в Царстве Небесном. Таким образом, мало-помалу и шаг за шагом восходя словно по ступеням лестницы, мы достигнем, я хорошо это знаю, небесного града, откуда, как мы уже говорили, взирает на нас склонившись Сам Владыка и Бог наш, обращаясь к нам: «Придите ко Мне все тружда- ющиеся и обремененные, и Я успокою вас». Достигнув этого града, и увидев, насколько возможно человеку, нашего Владыку, и приняв от Него внутрь себя Царство Небесное, которое есть Дух Святой, мы всегда уже будем иметь это Царство, о чем прямо говорит Сам Владыка, и будем жить на земле как ангелы, лучше же сказать, как святые сыны Божии, во всем подражая нашему Отцу и Богу. Да насладимся же все мы этим сладчайшим зрелищем ныне и присно, и во веки веков. Аминь.