Преп Симеон всегда делает акцент на первых двух заповедях, особенно на второй заповеди о плачущих. Видимо, это особенность его собственного опыта. И в этом Слове он говорит главным образом о нищете духом и о плаче.
преп. Симеон Новый Богослов
СЛОВО ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ BTОPOE
(пер. свящ. Максима Михайлова)
Отцы и братья, каждый, кто хочет найти Бога, должен отречься от себя и не щадить свою душу, но положить вражду между собою и всеми теми, кто ходит по плоти. Пусть такой человек не обращает внимания на их якобы утешительные слова, не сидит среди них и не ведет с ними бесед, вследствие которых душа заболевает и бывает вынуждена вращаться в прежних лукавых помыслах и воспоминаниях. Убойся их крючков и сетей, послушай меня и держись от них подальше. А не то снова низведешь свою душу во ад. Утверди свой помысел, чтобы не прельщаться и не позволять ему слушать суетное. Не оглядывайся назад, не медли и не отягощайся ленью, не давай сна глазам своим и не услаждай гортани каким-либо сладким кушаньем, пока не увидишь, откуда и Кем ты был призван и какой цели должен стремиться достичь. Не принимай помысел, который внушает тебе: «Зачем тебе этот непосильный труд и чрезмерное страдание? Ты провел в них уже год, и два, и три, и не получил никакой пользы». Нет, брат мой, не угоди в эту сеть и не стань предателем собственного спасения, но покажи еще больше усердия и мужества в добродетели, не подвергая сомнению слова и учение твоих по Богу отцов. Решись в душе твоей лучше умереть, чем отступить от этого живительного пути. Если бы ты с самого начала без колебаний решился на это, то благой Бог не презрел бы тебя, но дал бы тебе явственно вкусить желаемого.
Поэтому, брат, если хочешь получить то, к чему стремишься и что любишь, - говорю о Божественных благах, - и из человека сделаться земным ангелом, то возлюби телесную скорбь, будь готов к злостраданию и радуйся искушениям, потому что они станут для тебя проводниками всякого блага. Что может быть лучше, скажи мне, души, которая добровольно переносит скорбь, ибо она, потерпев, получит в наследие всеобъемлющую радость. Что может быть мужественнее сердца сокрушенного и смиренного, ибо оно без труда обращает в бегство и рассеивает полки демонов. Что славнее духовной нищеты, открывающей человеку Царство Небесное, драгоценнее которого нет ничего ни в этой жизни, ни в веке будущем. Каких только вечных благ и ангельских состояний не станут достойными те, кто не заботятся о земных своих нуждах, но держат ум всецело обращенным ко Христу? Каких воздаяний, венцов и наград не заслужат они, пренебрегающие всем кратковременным, в том числе и телесными своими потребностями, ради того, чтобы ни с кем не враждовать, но сохранять мир и любовь в невозмутимом устроении души? Поистине, эта заповедь выше природы, и награды - выше разумения, но Христос станет для этих людей всем вместо всего. Слыша здесь это слово - Христос, не останавливайся вниманием на простоте его смысла и краткости слога, но помысли о связанных с этим словом Божественной славе, превышающей ум и разумение, о неизреченном могуществе, о неистощимой милости, о непостижимом богатстве, которые Бог щедро и с любовью подает этим людям. А для них более чем достаточно этих даров, потому что они приняли в себя Его Самого, Источника всякого блага и всех наград. Всякий, кто удостоился увидеть и созерцать Его, не может и пожелать чего-либо еще, как и тот, кто исполнился любовью к Богу, уже не может полюбить что-либо земное.
Постараемся, возлюбленные мои братья, найти Христа и увидеть Его, потому что Он есть сама Красота и Радость. Видим, как многие из людей, желая чего-то временного, переносят великие труды и скорби, предпринимают далекие путешествия, и не только это, но оставляют жен и детей, пренебрегают всякой иной славой и наслаждением и ничего другого более не хотят, только бы достичь своей цели. Если люди так подвизаются и саму душу полагают ради временного и тленного, то неужели мы не отдадим на смерть наших душ и тел за Царя царствующих и Господа господствующих, за Творца и Вседержителя? Да и куда мы уйдем или куда убежим, братья, от лица Его? Взойдем ли на небо, найдем Его там; сойдем ли во ад - и там Он пребывает; также на краю моря не избежим мы Его руки, но десница Его удержит’ наши души и тела. Если же мы не можем противиться, братья, или бежать от лица Господня, то давайте отдадим себя в рабы Господу Богу, ради нас облекшемуся в образ раба и умершему ради нас, давайте смиримся под крепкую руку Его, источающую всем жизнь вечную и обильно подающую ее всем ищущим посредством Духа.
Возлюбленные мои братья, скорби и печали исполняется моя душа всякий раз, когда хочу рассказать о чудесах от руки Божией и о неизреченном Его совершенстве, чтобы вцтувидели и познали величие Божие и взыскали принять Его в себя, но не вижу среди вас того, кто слушал бы с горячим желанием или стремился заполучить эту славу. Потому-то я и пребываю в полном молчании, нe будучи в силах рассказать или разъяснить кому-либо о славе Христа Бога нашего, которую Он дарует тем, кто ищет Его от всей души.
О величие даров божиих! Я потрясен тем, что, оставив премудрых, сильных и богатых мира сего, Он избрал немощных, безумных и бедных по великой и невыразимой Своей благости. За одно только это кто сможет достойно отблагодарить Его? Ведь почти все люди отвращаются от немощных и бедных: земной царь не выносит их вида, правители отворачиваются, богачи презирают и проводят рядом с ними как мимо пустого места, никто не считает за счастье жить рядом с ними. А Бог, Которому служат неисчислимые мириады ангельских сил, Который все держит словом силы Своей, Чье величие для всех несомненно, не отказался стать для этих отверженных и Отцом, и Другом, и Братом, а кроме тoro, пожелал и воплотиться, чтобы стать подобным нам во всем, кроме греха, и чтобы сделать нас причастниками Своих славы и Царства. О богатство великой благости Его! О несказанное снисхождение Владыки и Бога нашего!
Почему же не бежим мы, братья, к милосердному Богу, столь нас возлюбившему? Почему не предаем свои души на смерть за Христа Бога, ради нас умершего? Почему мы боязливы и страшимся исхода из тела? Неужели ад заберет или удержит души надеющихся на Христа? Неужели смерть возобладает над душами, запечатленными благодатью Святого Духа и Кровью Христовой? Неужели осмелится мысленный волк взглянуть на печать Христа Пастыре- начальника, которой Он запечатлевает Своих овец? Конечно нет, верные и богомудрые братья. Итак, те, кто не запечатлен, бегите; кто не имеет знамения, спешите ознаменовать себя знаком Духа. Кто же не запечатлен? Тот, кто боится смерти. Кто не имеет знака? Тот, кто не знает в точности, как выглядит печать. Ибо тот, кто знает оттиск Божественной печати, дерзновением в вере приобретает непостыдную надежду. Итак, взыщем Христа, в Которого мы облеклись в Божественном Крещении, а после опять обнажились лукавыми своими делами. Ибо, неосознанно освятившись и будучи младенцами по уму и по возрасту, мы еще в юности осквернили себя, а вернее, каждый день оскверняем наши души и тела преступлением заповедей. А потому будем вновь исправлять себя спасительным покаянием, делая все, что угодно Христу, чтобы быть запечатленными Им и затем жить уже без страха. И не только ради этого, но и чтобы получить милость от руки Его и сделаться достойными знания таинств Христовых. Говорю не о том знаний, которое передается одними словами и слухом воспринимается, но о том, которое созерцается делом и на практике. Каким же образом на практике созерцается в нас знание таинств Христовых? Послушай.
Христос Бог наш каждый день прямо говорит нам в Своем Евангелии: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Слыша об этом, мы должны смотреть и тщательно проверять себя, поистине ли мы такие нищие и Царство Небесное стало нашим так, что мы явно чувствуем в душе обладание им, и настолько ли овладели его богатством, что несомненно ощущаем свое пребывание внутри него и радуемся, вкушая тамошние блага. Сам Господь сказал, что Царство Небесное внутри нас; а знамением и доказательством того, что оно внутри человека, является то, что он нисколько не хочет видимого и тленного, - говорю о вещах и наслаждениях мира сего: ни богатства, ни славы, ни роскоши, ни иных житейских или телесных удовольствий, но настолько отказался от всего этого и так неприязненно к этому расположен в душе и произволении, насколько облеченные царской властью и достоинством брезгуют обитателями притона и как одетые в чистые ризы и умащенные благовониями отстраняются от смрада и грязи. Ибо тот, кто оглядывается даже на один из тех видимых предметов, Царства Небесного не видел и не обонял и не вкусил еще его отрады и сладости.
И еще Господь говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Посмотрим же и испытаем сами себя, имеем ли мы в себе этот плач, и поразмыслим, о каком утешении, следующем за плачем, говорит Господь. Вначале Он сказал, что нищие духом блаженны, потому что им принадлежит Царство Небесное. Нищие духом, как было сказано, нисколько не заботятся о здешних вещах и не сочетаются с ними страстным помыслом, даже если те вещи весьма приятны. Зачем же и о чем будет плакать тот, кто возгнушался всем миром и, более того, расположением мысли удалился от него и соприкасается с ним только телом? Не имеющий вожделения к чему-либо видимому о чем будет печалиться или радоваться, и как будет плакать тот, кто имеет Царство Небесное и на всякий день веселится о нем? Ведь Господь говорит, что плачущие получают утешение. Прошу вас, выслушайте внимательно то, о чем мы говорим, и узнаете смысл и значение сказанного.
Верующий человек, всегда старающийся с точностью соблюдать заповеди Божии, когда исполнит все Божественные заповеди и достигнет в этом совершенства, то есть вступит намерением своим в непорочное жительство и чистоту, испытывая собственную меру, увидит, что он немощен и неспособен достичь высоты заповедей, но весьма беден и недостоин быть вместилищем Бога, благодарить и славить Его, потому что не сделал еще блага своей собственностью. Кто так помышляет о себе в чувстве души, тот восплачет поистине блаженным плачем, который и утешение доставляет, и делает душу кроткой.
Утешение, происходящее от плача, есть обручение с Царством Небесным. Ибо вера, по словам апостола, есть «твердое убеждение в том, на что мы надеемся», а утешение - это вселение Самого Бога в плачущие души, бывающее от озарения Духа, которое происходит от смиренномудрия, называемого также семенем и талантом. Это смиренномудрие, возрастающее и умножающееся в душах подвизающихся в тридцать, в шестьдесят и в сто раз, приносит Богу святой плод дарований Духа.
Ибо там, где неложное смирение, там и глубокое смиренномудрие; где смиренномудрие, там и озарение от Духа. А где озарение от Духа, там светоизлияние Бога и Сам Бог в премудрости и ведении таинств Своих. Где все это присутствует, там Царство Небесное и познание Царства, там потаенные сокровища премудрости и ведения Божия, благодаря которым и обнаруживается нищета духовная. А где ощущение нищеты духовной, там и радостный плач, и непрестанно текущие слезы, очищающие возлюбившую их душу и делающие ее всецело сияющей.
Душа, обновившаяся через это и познавшая своего Владыку, начинает усердно приносить себе и Христу плоды остальных добродетелей. И справедливо. Всегда орошаемая и питаемая слезами и совершенно угасившая свою страстность, душа делается кроткой и совсем несклонной к гневу, а желает и стремится, алчет и жаждет узнать Божии повеления. После этого душа становится милостивой и сострадательной, как очистившая благодаря всему этому свое сердце и сделавшая его созерцателем Бога, способным ясно видеть славу Его, как и было обещано. Те, кто сделали свои души такими, поистине являются миротворцами и называются сынами Вышнего, узнают в Нем своего Отца и Владыку и от всей души любят Его, при том что переносят за Него всякие страдания и скорби, терпят ругательства, гонения и невзгоды за праведную Его заповедь, которую Он повелел нам исполнять. И когда их бранят и изгоняют, они с радостью терпят всякие злые слова, несправедливо обращенные к ним за имя Божие, и веселятся , что за любовь к Нему сподобились принять бесчестие от людей.
Взгляните, братья, на подлинный оттиск печати Христовой. Узнайте, верные, каковы отличительные черты этого отпечатка. Озарение Духа - это поистине одна печать, хотя виды действий ее многочисленны и многоразличны ее добродетели, из которых первая и необходимейшая есть смирение, как начало и основание. Ибо «на кого Я буду взирать? - говорит Господь. - Только на кроткого и молчаливого и трепещущего пред словами Моими». А вторая добродетель есть скорбь и потоки слез, о которых я много хотел бы сказать, но затрудняюсь в выборе слов, способных это выразить.
Ибо это неизреченное чудо,
Что текущие из чувственных очей слезы
Умно смывают с души нечистоту грехов,
И, падая на землю, опаляют и прогоняют демонов,
И освобождают душу от невидимых уз греха.
О слезы, обильно текущие от Божественного озарения,
Отверзающие само небо и ходатайствующие
О Божественном для меня утешении!
Снова и многократно я повторяю одно и то же, побуждаемый сладостью и любовью. Где множество слез с истинным ведением, там, братья, и сияние Божественного света. А где сияние света, там изобилие всех благ и печать Духа Святого, внедренная в сердце, от которой происходят все плоды жизни. Отсюда приносят Христу кротость, мир, милосердие, сострадание, благость, доброту, веру, воздержание; отсюда способность любить врагов и молиться за них, радоваться в искушениях, хвалиться скорбями, воспринимать падения других людей как свои собственные и плакать о них, с готовностью предавать душу свою на смерть за братьев.
Будем смотреть, братья, тщательно проверять сами себя и исследовать наши души, есть ли в нас эта печать. А узнать, есть ли в нас Христос, мы можем по вышеуказанным признакам. Послушайте, прошу вас, братья христиане, отрезвитесь и рассмотрите, воссиял ли уже свет в сердцах ваших, узрели ли вы великий свет ведения, посетил ли вас «Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной». Будем постоянно воссылать славу и благодарение даровавшему нам все это благому Владыке и подвизаться через исполнение заповедей еще больше разжигать в себе этот Божественный огонь, благодаря которому Божественный свет обычно ярче сияет и возрастает. Если же мы еще не приняли Христа, или Его печать, и не примечаем в себе вышеперечисленных признаков, но, напротив, живет в нас по большей части этот обманчивый мир и мы, к сожалению, живем пока в нем, почитая временное за нечто великое, скорбим и мучаемся из-за убытков, а радуемся наслаждениям и богатству, то это и есть убыток, и горе нашим неведению и умерщвлению, горе несчастью и бесчувствию, которыми мы одержимы и которые низводят нас к земному. Подлинно жалки и глубоко несчастны мы, отчужденные от вечной жизни и Небесного Царства, не стяжавшие в себе Христа, но живущие мирским, как обитающие в миру и мыслящие о земном. А всякий таковой является прямым противником Бога, ибо пристрастие к миру есть вражда против Бога, как сказал божественный апостол: «Не любите мира, ни того, что в мире». Никто не может и Богу работать, и жить как обычные люди, потому что все мирское является препятствием для любви к Богу и угождению Ему.
Кто из любящих славу и почитание от людей будет считать себя последним из всех и ничтожным, или сделается смиренным духом и сокрушенным сердцем, или сможет когда-либо заплакать? Кто из пристрастных к богатству и одержимых сребролюбием и любостяжанием станет милостивым и сострадательным, а не будет свирепее и безжалостнее всякого зверя? Кто из обладаемых тщеславием и преисполненных самомнением избавится когда-нибудь от зависти и недоброжелательства? А тот, кто преклоняется перед плотскими страстями и валяется в грязи удовольствий, сделается ли когда-либо чистым сердцем и узрит ли создавшего его Бога? Как будет миротворцем тот, кто сам отдалился от Бога и не слушает говорящего: «Итак мы - посланники от имени Христова, и Сам Бог увещевает через нас: примиритесь с Богом»? Ибо всякий, кто преступлением заповедей противится Богу и воюет с Ним, даже если всех друг с другом примирит, есть враг Божий, поскольку и тех, кого примирил, он тем самым не приводит к угождению Богу. Будучи изначально врагом самому себе и Богу, он и примиренных им делает врагами Божиими. Кто враждует с кем-либо, тот не может и другим советовать то, что угодно и приятно его врагу, и не может учить их правильно соблюдать его волю. Потому что уже то, что он живет в удалении от Него, приводит враждующего в неведение того, что близко Ему. И дело не только в этом, но и в том, что, привыкнув всегда относиться пристрастно и враждебно к Его повелениям, он - даже если захочет когда-либо сказать другим сделать нечто Ему угодное - не так легко это сможет. И это естественно. Душа непросвещенная, одержимая страстями и особенно завистью и привыкшая кому-либо завидовать, не может и слышать других, заступающихся за предмет его недоброжелательства, не может оказать ему уважения ни делом, ни даже словом. Застарелая в душе страсть и долговременное упражнение во зле обретают силу природы, так что она уже никогда не может быть исцелена. Таковые люди из света становятся тьмой и, благое поменяв на лукавое, болеют неизлечимо.
Кто соединился с Богом через веру и познал Его через делание, тот удостоился и того, чтобы всегда видеть Его через созерцание. Видит же он то, чего я описать не в силах. Ум видит некие удивительные картины, весь просвещается и делается световидным, но не может понять или высказать этого.
Ибо ум сам есть свет,
А Свет видит все,
И есть Свет живой,
Который доставляет видящему жизнь.
Ум видит себя полностью соединенным со Светом
И сосредоточивается, сам оставаясь таким же, как был.
Сознает в душе своей Свет и приходит в исступление,
И в исступлении видит Его вдали,
А вернувшись назад, снова находит Свет внутри.
И так он крайне недоумевает, лишившись и слов, и мыслей,
Не зная, что подумать и что сказать о виденном.
Слыша об этих тайнах, кто не удивится, а удивившись, не прибежит ко Христу? Кто не захочет увидеть Божии чудеса и не возлюбит Того, Кто щедро дает такие удивительные дары и милости? Подлинно, братья, нет ничего лучшего в этом мире, как не иметь ничего от мира и не желать ничего сверх необходимого для тела. А разум знает, что необходимы телу хлеб и вода, одежда и кров, по божественному апостолу: «Имея пропитание, одежду и кров, удовлетворимся этим». Если же мы нуждаемся в чем-то еще, то Он, конечно, подаст это нам, надеющимся на Него и верующим, потому что Он уже даровал нам гораздо большее и насыщает все живущее по благоволению. Лишь бы мы оставили все прочее, относящееся к временной жизни, то есть пустую славу, зависть, соперничество с другими, коварство, ропот, раздоры и все, что неугодно Богу и ведет к погибели души. Будем от души любить то, что повелевает нам Бог: нищету духовную, которая называется смирением, всегдашний плач ночью, и днем, от которого струится радость души и ежечасное утешение для любящих Бога. Из этого плача у всех подвизающихся в истине, у алчущих и жаждущих праведности и всегда ищущих Царства Божия, превосходящего всякий ум человеческий, образуется и кротость. И не только кротость, но и возможность быть милостивым, чистым сердцем, исполненным мира и миротворцем, а также мужественным в искушениях, - все это рождается оттуда, из ежедневного плача. Оттуда же у нас появляется и ненависть ко злу, оттуда в душе возгорается Божественная ревность, которая не допускает ей совершенно успокоиться или склоняться в несчастьях ко греху, но исполняет душу мужеством и силой, чтобы до конца пребывать стойкой в невзгодах.
Бежим, возлюбленные братья, от мира и того, что в мире. Ибо что общего между нами и миром с мирскими людьми? Будем убегать, стремиться, пока не достигнем того, что прочно и не текуче. Все вещи истлевают и, как сон, проходят, и нет ничего прочного и надежного среди видимого. Солнце, звезды, небо и земля - все проходит, а остается из всего этого только одно - человек. Что из видимого может помочь нам в час смертной муки, когда мы удаляемся от здешнего к покою будущего века и оставляем все здесь? Если видимое так проходит, то какая от него польза нам, уходящим и оставляющим мертвое тело? Когда душа оставит свое тело, она не может уже видеть через него и сама не может быть видима другими, но с того момента обращена только к невидимому и нисколько не заботится о здешнем. С этого времени ее жизнь и место пребывания могут быть двояки: либо Царство Небесное и вечная слава, либо, напротив, геенна и огонь наказания. Одно из двух получает она в вечное наследие от Бога как воздаяние за совершенное здесь.
Итак, ради этого, прошу вас, бежим от мира. Бежим от житейского обольщения и так называемой мирской мудрости и прибегнем к единому Спасителю душ - Христу. Постараемся найти Его - везде присутствующего, а найдя, поклонимся и припадем к ногам Его и будем лобызать их от души. Да, прошу вас, постараемся, еще будучи здесь, увидеть и рассмотреть Его. Ибо если мы удостоимся чувственным образом увидеть Его здесь, то не умрем, смерть уже не возобладает над нами. Не станем откладывать на будущее возможность увидеть Его, но будем стараться увидеть Его теперь, поскольку Иоанн Богослов говорит: «А то, что имеем Бога в сердцах наших, мы узнаем по Духу, который приняли от Него». Все, кто делами доказали свою крепкую и несомненную веру в Него, тщательно и хорошо рассудив все сказанное нами выше, смотрите не обманывайте сами себя, думая, что имеете в себе Христа, а ничего не имея и с пустыми руками выйдете из этой жизни и услышите то, чего никому не желаю, эти ужасные слова: «Взяв у негодного, которому только кажется, что он имеет, отдайте это имеющему больше». И тогда восплачете и возрыдаете и будете горевать в бесконечные веки.
Да не услышим этого гласа и избежим этой участи мы, отрекшиеся от мира и того, что в мире, и прибегшие ко Христу. Но, исполнив заповеди Божии, очистим сердца наши слезами и покаянием, дабы уже здесь увидеть Божественный свет, Самого Христа, чтобы Он жил в нас и через Духа Своего Святого питал и оживотворял наши души, давал нам вкушать тех сладких благ Небесного Своего Царства, которого да сподобимся все мы во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.