путь спасения как строительство дома добродетелей

Apr 06, 2024 12:08

преп. Дорофей Газский. О созидании и совершении душевного дома добродетелей. Поучение четырнадцатое.

Общий порядок стяжания добродетелей, т.е. порядок формирования внутреннего нового человека, преп. Дорофей изображает метафорой строительства дома - строительства, движимого страхом Божиим и производимого хранением заповедей: "страх Божий побуждает душу к хранению заповедей, и посредством заповедей созидается дом душевный".

И сперва преп. Отец наставляет нас в том, что нам необходимы все добродетели, а не какая-то одна или какая-то их часть. Дом, имеющий только одну стену, не защищает от непогоды и вскоре рухнет. Так и дом душевный должен иметь не одну только стену-добродетель, но все требуемое для устойчивости и выполнения своих функций (защита от непогоды), а именно: фундамент, 4 стены, крышу и т.п., "иначе он [подвижник] не получит никакой пользы, но понапрасну утратит всё: намерение и издержки, и труд". Это важный момент, его также акцентируют и другие Отцы., например Василий Великий (в О крещении), преп. Максим ( см.) и др. А важный он потому, что мы зачастую думаем, что для спасения нам достаточно и одной какой-то добродетели или нескольких. Отцы же говорят, что не имеющий даже и одной какой-либо добродетели уже не спасается, т.к. "против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна из них останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла" (преп. Максим Исповедник, см.).
Поэтому нам следует твердо твердо усвоить эту мысль, чтобы не впасть в нерадение, поддавшись самообману. Бывает так, что одну какую-то добродетель человек может иметь по навыку или естественной склонности и исполнять ее ему бывает не трудно, но в то же время он незаметно увлекается другими страстями, но не заботится о них, но воображает, что обладает чем-то великим.

Писание упоминает о повивальных бабках, которые оставляли в живых детей Израильских мужского пола, что, понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища (Исх. 1, 21). О чувственных ли жилищах говорится здесь? И какой имеет смысл: созидать себе домы по страху Божию? Мы делаем противное: нас учат оставлять ради страха Божия иногда и те дома, которые имеем. Писание говорит здесь не о чувственных жилищах, но о доме душевном, который созидает себе человек соблюдением заповедей Божиих. Писание научает нас сим, что страх Божий побуждает душу к хранению заповедей, и посредством заповедей созидается дом душевный. Будем и мы, братия, внимательны к самим себе, убоимся и мы Бога, и созиждем себе домы, чтобы найти защиту во время зимы, во время дождей, молний и громов, потому что великое бедствие терпит зимою не имеющий дома. Как же созидается дом душевный? Из постройки чувственного дома можем в точности научиться сему делу. Ибо кто хочет построить такой дом, тот должен отвсюду укрепить его и с четырех сторон возводить стену, а не об одной только стороне заботиться, другие же оставить в небрежении; потому что иначе он не получит никакой пользы, но понапрасну утратит всё: намерение и издержки, и труд. Так бывает и относительно души: ибо человек, желающий создать душевный дом, не должен нерадеть ни об одной стороне своего здания, но ровно и согласно возводить оное. Сие-то значит сказанное аввою Иоанном: «Я хочу, чтобы человек каждый день приобретал понемногу от всякой добродетели», а не так, как делают некоторые, кои, держась одной добродетели и пребывая в ней, только её одну и исполняют, а о прочих не заботятся. Может быть, что они и по навыку имеют сию добродетель, или по естественному свойству, потому и не тревожит их противоположная страсть: а сверх того они незаметно увлекаются другими страстями и бывают тревожимы ими, но не заботятся о них, а напротив, думают, что обладают чем-то великим.
Таковые подобны человеку, который строит одну только стену, и возводит её сколь возможно выше и, взирая лишь на высоту этой стены, думает, что он совершил нечто великое, а не знает того, что если хотя однажды подует ветер, то он повалит её, ибо она стоит одна и не имеет связи с другими стенами. Притом же никто не может себе устроить защиты из одной стены, потому что со всех других сторон она открыта. Но поступать так неразумно; а напротив, желающий построить себе дом и сделать себе защиту должен строить его со всех четырех сторон и утверждать отвсюду.

Из чего же состоит этот душевный дом добродетелей, он же новый человек апостола Павла:
  • фундамент - это вера, ибо без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6);
  • стены - добродетели, возводимые равномерно (ровно и согласно) на основании веры;
  • камни стен - конкретные дела добродетелей, как то послушание, долготерпение, воздержание, отсечение своей воли, кротость и т.п.;
  • краеугольные камни - терпение и мужество: "ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они не наклоняются и не отделяются одна от другой"; краеугольные же они потому, что без терпения ничего невозможно совершить - в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19), а мужество необходимо для терпения: не имеющий мужества не будет иметь и терпения;
  • известь, т.е. скрепляющий раствор, который должно класть на каждый камень, чтобы тот не выпал и не обрушился дом - это смирение, с которым должна совершаться всякую добродетель, чтобы сохранить ее, ведь "добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель";
  • связи - это рассуждение, которое "утверждает строение, соединяет камень с камнем и связывает стены, а вместе с тем придаёт дому и большую красоту";
  • кровля - любовь, которая есть совершенство добродетелей;
  • перила вокруг кровли - смирение, ограждающая и сохраняющая от падения детей, т.е. помыслы

    Авва Дорофей на останавливается только на вопросе из чего состоит душевный дом добродетелей, но, продолжая аналогию, спрашивает и как должно его возводить?
    Первое, что необходимо, для того, чтобы дом был построен, чтобы он был функциональным и прочным, это соблюдение порядка возведения. Стены не должно строить прежде фундамента, а крышу - прежде стен. Собственно сама метафора как раз и нужна, чтобы задать правильный порядок.
    Относительно материального дома мы хорошо понимаем, к чему ведет нарушение последовательности строительства, это ощущение нам следует перенести и на строительство дома души. В основе любого дела каждой из добродетелей должна лежать вера, на вере в первую очередь следует утвердить краеугольные камни терпения и мужества, которые задают общую геометрию здания и которыми держатся прочие дела. Далее возводятся собственно стены добродетелей, состоящие из камней - отдельных дел, скрепляемых раствором - смирением. Стены следует возводить ровно и согласно, т.е. исполнять все те дела добродетелей, для которых предоставляется случай: "случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т. п." Общий же ход строительства, качество исполнения, геометрию, красоту внешнего вида и т.п. должно проверять и задавать рассуждением. И только после возведения стен полагается кровля, т.е. любовь, вершина и совершенство добродетелей. Завершив же строительство дома следует оградить его смирением, чтобы оградить детей ума - помыслы от падения, что впрочем происходит естественным образом, т.к."святые, преуспевая, естественно приходят в смирение, т.к. чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным"
    Сперва должно быть положено основание, то есть вера: ибо без веры, как говорит Апостол, невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6), и потом на сём основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т. п. И при всём том должно позаботиться о терпении и мужестве: ибо они суть краеугольные камни, ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они не наклоняются и не отделяются одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Ибо если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения; а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19).
    Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут, и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берётся из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. О сем сказано и в Отечнике: «Как корабль нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия». Итак, каждый должен всё, что он ни делает доброго, делать со смирением, чтобы смирением сохранить сделанное.
    Дом должен иметь и так называемые связи, кои суть рассуждение: оно утверждает строение, соединяет камень с камнем и связывает стены, а вместе с тем придаёт дому и большую красоту. Кровля же есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей так же, как и кровля - верх дома. Потом после кровли перила кругом её. Что же значат перила кругом кровли? В Законе написано о сём: если построите дом и сделаете на нём кровлю, то сделайте около кровли перила, чтобы дети ваши не падали с кровли (Втор. 22, 8). Перила - суть смирение, потому что оно ограждает и охраняет все добродетели; и как каждая добродетель должна быть соединена со смирением подобно тому, как мы сказали, что над каждым камнем полагается известь, так и для совершенства добродетели нужно смирение; ибо и святые, преуспевая, естественно приходят в смирение, как я всегда говорю вам, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.
    Что же суть дети, о которых сказал Закон, чтобы они не падали с кровли? Дети суть помышления, бывающие в душе, которые должно хранить смирением же, чтобы они не упали с кровли здания.

    Кроме соблюдения порядка необходимо также и чтобы зодчий был искусен, чтобы строитель умел класть кладку, равнять стены и т.д. Искусен же в нашем деле тот, кто разумно совершает добродетели. Из приводимых преп. Отцом примеров следует, что разумное от неразумного отличается намерением совершающего и его оценкой этого дела: разумно совершающий добродетели делает это ради усвоения её себе, чтобы обратить ее в навык, неразумно совершающий добродетели делает это ради чего-то другого и тем самым вместе с делом делает еще нечто, что портит дело или разрушает его. Нам понятнее общие вещи, когда они иллюстрируются примерами, поэтому вот примеры.
    Примеры разумного исполнения добродетелей: стерпел оскорбление и сделал поклон, будучи твердо уверен, что согрешил и сам виноват; хранит молчание, считая, что недостоин говорить; смиряется и не считает себя лучше других, т.к. думает, что он ничто и недостоин быть в числе людей; служит больному, делая это для приобретения милостивого сердца и сострадания - таковой без смущения переносит внешние находящие скорби или малодушие самого больного против него, взирая на свою цель и понимая, что больной более благотворит ему, чем он больному; постится, не полагая, что совершает добродетель, но намереваясь через воздержание приобрести целомудрие, через что придти в смирение.
    Примеры неразумного исполнения добродетелей: на оскорбление не ответил и поклонился оскорбившему, но желая при этом заслужить похвалу за свое смирение - то же, что положил камень и снял его; стерпел оскорбление как должно, но после похвалился этим перед другими - положил один камень и снял два; хранит молчание и думает, что совершает добродетель; не считает себя лучше других, но думает, что смиряясь так делает нечто великое; служит больному, чтобы получить награду - т.к. служит неразумно, то случающееся скорбное легко удаляет его от этого служения; постится по тщеславию или думая, что совершает добродетель, и поэтому укоряет брата, почитая себя чем-то великим - тем самым разрушает всю стену через осуждение.

    Вот дом окончен, имеет связи, имеет кровлю, о которой мы сказали, что она есть совершенство добродетелей, вот и окружающие её перила, и одним словом: дом готов. Но не нужно ли ему ещё что-нибудь? Да, мы не упомянули ещё об одном. Что же это такое? Чтобы зодчий был искусен, ибо если он неискусен, то он покривит немного стену, и дом когда-нибудь обрушится. Искусен тот, кто разумно совершает добродетели; ибо случается, что иной и подъемлет труд добродетели, но оттого что неразумно совершает труд сей, он сам губит его, или постоянно портит дело и не может окончить его, но строит и разрушает, и кладёт один камень и снимает его, иногда же полагает один и снимает два. Например, вот пришёл один брат и сказал тебе слово, оскорбляющее или огорчающее тебя; если ты смолчишь и поклонишься ему, то ты положил один камень. Потом ты идёшь и говоришь другому брату: «Такой-то мне досадил и сказал мне то-то и то-то, а я не только смолчал, но и поклонился ему». Вот ты один камень положил, и два камня снял. Опять иной поклонится, желая тем заслужить похвалу, и в нём оказывается смирение, смешанное с тщеславием: сие значит положить камень и снять его. А кто разумно делает поклон, тот твердо уверен, что он согрешил, и вполне убеждён, что он сам виноват: вот что значит разумно сделать поклон. Другой хранит молчание, но неразумно, ибо он думает, что совершает добродетель, между тем как вовсе не совершает её. А разумно молчащий думает, что он недостоин говорить, как сказали отцы, и это есть разумное молчание. Опять иной не считает себя лучше других и думает, что он делает нечто великое и что он смиряется; но не знает, что он ничего не имеет, потому что неразумно действует, а кто разумно не считает себя (лучше других), тот думает, что он ничто и что он недостоин быть в числе людей, как говорил о себе и авва Моисей: «Чернокожий! Ты не человек, зачем же ты являешься между людьми?»
    Опять иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это также неразумно. И потому если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, - он без смущения переносит всё это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному. Поверьте, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней. Я знаю брата, который терпел брань от нечистых помыслов и освободился от неё тем, что разумно служил больному, страдавшему водяною болезнью. И Евагрий говорит о некоем великом старце, что он одного из братий, смущаемого ночными мечтаниями, освободил от таковых мечтаний, повелев ему поститься и служить больным; и вопрошаемый о сём говорил, что сии страсти ничем так не погашаются, как состраданием.
    Также если кто постится или по тщеславию, или думая в себе, что он совершает добродетель, таковой постится неразумно, и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя чем-то великим; и оказывается, что он не только положил один камень и снял два, но и находится в опасности разрушить всю стену чрез осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретёт целомудрие, а посредством сего придёт в смирение, как говорят отцы: «Путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно», и проч. И, одним словом, каждую добродетель человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить её себе и обратить в навык, и таковой оказывается, как мы сказали, искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом.
  • аретология, аскетика, Дорофей Газский

    Previous post Next post
    Up