Отцы различали два вида того, что мы сейчас объединяем в слове молитва: псалмопение и собственно молитва. Сейчас это различие в массовом православном сознании стерлось, в результате мы и то и другое называем молитвой, а псалмопением называют лишь только церковное богослужебное пение (
например).
Псалмопение - это произнесение речитативом или нараспев псалмов или других молитвословия, это не только хоровое пение во время богослужения, но вообще всякая словесная молитва. Это телесное упражнение, подготавливающее и помогающее возношению ума к Богу, которое и есть молитва в собственном смысле.
Молитва может сопутствовать псалмопению, но может быть псалмопение и без молитвы. При псалмопении ум может рассеиваться и отбегать в сторону, переключаться на посторонние предметы, но может и внимать произносимым словам - тогда псалмопение сопровождается молитвой. Но даже если псалмопение чисто механическое, без внутренней молитвы и внимания, то и тогда оно небесполезно, надо лишь правильно его оценивать - не считать его собственно молитвой, но подготовительным телесным упражнением.
Несколько цитат.
Василий Великий, Беседы на Псалмы. Беседа на первую часть первого псалма.Дух Святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути. Итак, что же Он делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим к нему отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то случай и изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами по видимому только пели их, а в действительности обучали свои души. Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых, пойдет отсюда, удобно удержав в памяти апостольскую и пророческую заповедь, а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, - как скоро усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением.
Иоанн Златоуст, Беседа 11 на псалом 41Но наперед нужно сказать, для чего псалмопение введено в нашу жизнь и почему сами пророчества преимущественно произносятся с пением. Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими. Кормилицы, нося их на руках, и ходя взад и вперед, напевают им какие-нибудь детские песни и тем погружают в сон глаза их. Часто и путешественники, в жаркий полдень, погоняя вьючных животных, продолжают путь с пением, и этими песнями облегчают тягость путешествия. И не только путешественники, но и земледельцы, выжимая виноградный сок, собирая или очищая виноград, или делая что-нибудь другое, часто также поют. И мореплаватели, работая веслами, делают тоже. Даже и женщины, когда прядут и спутавшуюся пряжу расправляют гребнем, иногда каждая порознь, а иногда все вместе поют какую-нибудь песню. Все же, и женщины, и путешественники, и земледельцы, и мореплаватели, делают это для того, чтобы пением облегчить трудность работы, так как душа, при звуках стройной песни, легче может переносить скуку и труд. Поэтому, так как душа наша имеет склонность к этому роду наслаждения, то дабы злые духи введением развратных песен не испортили всего, Бог для ограждения от них установил псалмы, от которых бывает и удовольствие и вместе польза. От мирских песен может произойти вред, погибель, и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение, и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни. А что действительно поющие их с разумением призывают на себя благодать Духа, о том, послушай, как говорит Павел: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом...; далее указывает и способ исполнения Духом: поя, говорит, и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18, 19). Что значит: «в сердцах ваших»? Значит: с разумением, не так, чтобы уста произносили слова, а душа блуждала где-то по внешним предметам, но чтобы душа внимала тому, что произносит язык.
...
К псалмопению пусть присоединится и молитва, чтобы вместе с душою нам освятить и сам дом.
...
Даже, хотя бы ты не разумел силы слов, приучай по крайней мере уста произносить их. И язык освящается этими словами, когда они произносятся с усердием. Если мы приобретем себе такой навык, то уже ни по воле, ни по лености никогда не оставим этого прекрасного занятия, потому что навык будет побуждать нас даже помимо воли каждый день совершать это прекрасное служение. При таком песнопении, будет ли кто стар или молод, или с грубым голосом, или совершенно незнаком с стройностью пения, в том не будет никакой вины. Здесь требуется целомудренная душа, бодрый ум, сердце сокрушенное, помысл твердый, совесть чистая. Если с этими качествами ты вступишь в святой хор Божий, то можешь стать на ряду с самим Давидом. Здесь не нужно ни псалтири, ни натянутых струн, ни смычка, ни искусства, и никаких орудий; но, если захочешь, можешь сделать самого себя псалтирью, умертвив члены плотские и настроив свое тело согласно с душою. Когда плоть не будет желать «противного духу» (Гал.5:17), не будет повиноваться его велениям и приводить их в исполнение на этом прекрасном и дивном пути, тогда ты составишь духовную мелодию. Здесь не требуется искусство, приобретаемое долговременным упражнением, а нужна только твердая решимость, и мы в самое короткое время приобретем опытность. Для этого не требуется ни особенное место, ни особенное время, но на всяком месте и во всякое время можно петь мысленно. Ходишь ли на торжище, находишься ли в путешествии, сидишь ли в обществе друзей, везде можно возбудить душу, можно взывать и молча. Так взывал Моисей, и Бог услышал. Ремесленник ли ты? Сидя в мастерской и занимаясь работою, ты можешь петь. Воин ли ты, или заседаешь в суде? Можешь делать тоже самое.
...
Можно петь и без голоса, когда душа внутри издает звуки, потому что мы поем не для людей, но для Бога, Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души. Об этом свидетельствует и Павел, когда говорит: «также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим.8:26, 27). Так он говорит не в том смысле, будто Дух воздыхает, но в том, что духовные мужи, обладающее дарованиями Духа молясь о ближних и вознося прошения, делают это с сокрушением сердца и с воздыханиями. Тоже будем делать и мы, и каждый день станем обращаться к Богу с псалмопением и молитвами.
Святитель Иоанн Златоуст здесь на самом-то деле говорит нам о тех же образцах возрастания и о той же последовательности перехода от псалмопению к внутренней молитве, какие другие Отцы открывают нам, наставляя в Иисусовой молитве: о переходе от словесной Иисусовой молитвы к умной и далее.
Важность псалмопения, как начального этапа молитвы sensu stricto была очевидна с самой древности. Многие из первых монахов ежедневно прочитывать всю Псалтырь. Мы не имеем столько ревности, но и мы на нашем богослужении ежедневно прочитываем 12 избранных псалмов на часах в составе суточного круга и всю Псалтырь в течение седмицы на "кафизмах", читаем Псалтырь над усопшими и т.п.
Второе правило Седьмого Вселенского Собора обязывает священников, а наипаче возводимых в епископы знать Псалтырь.
Поскольку мы при псалмопении обещаем Богу: Уставам Твоим поучусь, не забуду слов Твоих (Пс. 118:16), то всем христианам спасительно соблюдать это, а в особенности - облеченным в священническое достоинство. Поэтому мы определяем: всякий, кто будет возведен в епископский сан, непременно должен знать Псалтирь, чтобы смог и весь свой клир поучать из нее. Митрополит же должен тщательно испытывать поставляемого, может ли он ревностно, а не поверхностно изучать священные правила, святое Евангелие, книгу божественного Апостола и все Божественное Писание, а также жить по божественным заповедям и учить вверенный ему народ.(
Правило 2 Седьмого Вселенского Собора)
"Знать" можно понимать как помнить наизусть или как помнить почти наизусть, хорошо ориентироваться, понимать смысл и уметь истолковать, толкователи скорее придерживаются второго понимания.
Вальсамон, толкуя это правило, пишет, что Псалтирь должен знать всякий, а прочие Писания - Евангелие, Апостол, Ветхий Завет ревностно изучать обязан тот, кто поставлен учить народ - т.е. епископ, от ревностных мирян же этого не требуется, им необходимо лишь знание одной Псалтири.
Знание псалтири, как необходимо требуемое, потребовано и святыми отцами без снисхождения от долженствующих принять хиротонию; а обладание прочими божественными знаниями не потребовано, потому что не обязательно посвящать себя таковым чтениям и для тех, которые не удостоились еще учительского звания, а особенно в то время, когда христиане осуждены были на скитальческую жизнь. Почему бы, говорили они, призываемый к хиротонии может быть от других житейских занятий и как этим, так и тесными обстоятельствами православных извиняемый не мог быть допущен до хиротонии, если и не имеет точных познаний в божественном Писании? Посему, говорит, если он готов к этому и обещает с усердием приложить тщание к чтению его, может быть удостоен хиротонии; потому что по освобождении от заботы об остальном и по восприятии учительского достоинства, он по необходимости не посрамит своего обещания, но пребудет при нем и только при нем, и легко овладеет ведением божественного Писания.
Некоторые ссылки:
Василий Великий,
Беседы на Псалмы. Беседа на первую часть первого псалма.Иоанн Златоуст,
Беседа 11 на псалом 41 Нил Синайский,
О псалмопении и молитве - выдержки из
Писем Евергетин,
О псалмопении и молитве и порядке их совершения Игнатий Брянчанинов,
Сокровищница духовной мудрости. Псалмопение. Азбука веры,
ПсалмопениеСебастиан Брок,
Псалмопение и молитва у Исаака СиринаЛука Дизингер, Псалмопение в писаниях Евагрия Понтийского