Молитва должна иметь должное твердое и надежное основание, иначе она скоро рассеется и прекратится. Основанием же молитвы, да и всей духовной жизни, является то, что называется в Писании и у Отцов хождением пред Богом или предстоянием лицу Божию или хранением памяти Божией.
Это все указания на определенное внутреннее состояние человека или его внутренний уклад. Молитва это - дело ума, соответствующее состояние ума называется предстоянием Богу или памятью Божией. Человек может предстоять Богу или хранить память Божию не обязательно занимаясь умной молитвой, но заниматься умной молитвой без того, чтобы предстоять Богу бесполезно. Ходить пред Богом - значит постоянно предстоять Богу и делать все свои дела перед лицом Божиим.
Именно в хождении пред Богом заключалась праведность ветхозаветных праведников.
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт.5:20-22)
Слушайте это и мужи и жены, поучитесь добродетели праведника, и не думайте, будто брак препятствует угождать Богу. Божественное Писание для того и указало на это неоднократно, сказав, что (Енох) родил Мафусала и тогда угодил (Богу), и опять повторив тоже самое: «и угоди, по еже родити ему», для того, чтобы не подумал кто, будто брак, препятствует благоугождать Богу. Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание (детей), ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу. Вот и он (Енох), будучи одной с нами природы и (живя тогда), когда еще не дан был закон, не поучало Писание, и ничто другое не руководило к любомудрию, сам собою и по своему произволению так благоугодил (Богу), что доселе еще жив и не вкусил смерти. Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых. Но так как (брак) не только не препятствует нам в богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно побуждая ладью плыть в пристань, то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду. А что слова мои справедливы, доказывает этот праведник. «По еже родити, - говорит Писание, - Мафусала, угоди Енох Богу»; притом, он подвизался в добродетели не малое число лет, но, как говорит Писание, двести лет. И так как после преступления первозданного нашелся человек, который взошел на самую высоту добродетели, и своим благоугождением Богу вознаградил за грех прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие благого Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. «И угоди, - говорит Писание, - Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог». (свт. Иоанн Златоуст)
Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. (Быт.6, 8-9)
"И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне" (3Цар.3,6)
О чем и сам Давид сказал: "Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся." (Пс. 15:8).
"И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! " (3Цар.17,1)
Что значит "ходить перед Богом"?
Делать любое дело перед лицом Божиим, т.е. постоянно держать в памяти, что ты находишь перед Богом и делать все зная, что Бог смотрит на тебя сейчас и здесь. Чувствуешь себя как будто ты всегда находишься перед Богом, поэтому не делаешь того, что Бог не одобряет и, наоборот, делаешь то, что Бог одобряет, т.е. стремишься познать волю Божию и исполнить ее, и тогда уже не течение несет тебя, но ты сам движешься куда пожелаешь, т.к. внутри у тебя есть ориентир и цель и источник сил и питание, и при любом удобном случае постоянно обращаешься к Богу и беседуешь с Ним; обращение же, если ты правильно ощущаешь свое реальное состояние, будет: Господи помилуй мя грешного - т.е. покаяние или благодарение за благодеяния, которые Бог ежесекундно оказывает нам, но мы осознаем это только по мере очищения, или просьба о помощи или славословие - как выражение восхищения и изумления души.
Хождение перед Богом - это более универсальная стратегия спасения, нежели чем молитва, молитва - лишь составная ее часть: ходящий перед лицом Божиим с необходимостью молится, равно как и молящийся необходимо предстоит перед Богом, но молиться не всегда возможно, а предстоять лицу Божию - всегда.
Особенно, для живущего в миру и не имеющего иногда возможности уделять достаточно времени молитве, следует больше внимания уделить тому, чтобы пытаться всегда "ходить перед Богом", а молитва и все остальное подтянется само. Попытавшись начать так "ходить", начнешь и оступаться и очень быстро почувствуешь нужду в поддержке. Ходящий по камням в горах довольно быстро осознает необходимость посоха, и таким посохом в деле спасения является словесная молитва, которая войдя в привычку поддержит когда мысль рассеивается и ум забывает о Боге и поможет подняться когда увлекаешься чем-то не тем.
Преп. Симеон Новый Богослов (
см.) входом в умное делание полагает хранение сердца и борьбу со страстями, за которым должно следовать усиление псалмопения, т.е. упражнение в словесной молитве, и только за тем - собственно умное делание. И вот это вот хранение сердца, которое есть начало и основание всего пути ко спасению - это и есть хождение перед Богом, его первая ступень. А высшая ступень - это постоянное, непрерывающееся предстояние лицу Божию, иначе называемое непрестанной молитвой.