У нас есть самиздатовский вариант текста и приглаженный вариант, изданный Н. М. Новиковым. Мне кажется, что в самиздатовском варианте, при всех его очевидных языковых недостатках, есть одно преимущество - в нем лучше виден автор. Поэтому я, пожалуй, параллельно приведу обе редакции, они обе прекрасны по-своему.
В самиздатовском варианте поправил пунктуацию и в некоторых местах исправил явные на мой взгляд ошибки. Кроме того, мне кажется, что в тексте проглядывает некий ритмический рисунок, поэтому я слегка переформатировал текст так, как он мне читается.
Действенная суть ИМ.
Действенное содержание Иисусовой молитвы двояко: просьба Бога о помиловании и предание себя в волю Божию. Просьба о помиловании выражена явно, а вторая часть, т.е. предание себя в волю Божию, не выражена в ИМ явно, но неявно подразумевается. Признавая себя грешным и призывая Господа Иисуса, молящийся тем самым предает себя в Его волю, если только он действительно осознает то, что произносит. Таким образом, по своему содержанию ИМ идентична гефсиманской молитве Спасителя.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«Отче мой! если возможно, да минует меня чаша сия,
впрочем не я как хочу, но как Ты».
Сие есть действенная суть молитвы Иисусовы:
"Господи, помилуй мя"
и
"буди Господи воля святая Твоя".
Предисловие
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. Две выраженные здесь мысли - «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» - составляют сущность молитвы Иисусовой
Действие ИМ.
ИМ выражает действенную суть покаяния. Делатель ИМ будет самой это молитвой научен идти по пути покаяния и исполнять то, что требуется на этом пути, именно: отсекать хотения своей воли и предпочитать Бога твари, искренне смириться и познать себя таким, какой ты есть на самом деле, и поэтому не надеяться на себя, познать, что все доброе принадлежит Богу и научиться прославлять Его за это и отдавать Богу то, что Его.
Плоды.
Таким образом, пройдя по этому пути, делатель ИМ приблизится к Богу и примирится с Ним, от чего приобретет и любовь к ближнему, и в конце соединится с Богом как со своим Женихом. И тогда эта молитва из инструмента покаяния станет беседой души с Богом.
Прежде всего нужно знать,
что молитва Иисусова
есть действенная суть покаяния,
указанная Христом Господом.
Она научает делателя своего
отсекати воли своея хотения,
любити Бога больше твари,
смирятися преискренне
истинне познати себе,
не надеятися на ся всячески
и все и вся добрая Богу принадлежащая
Богу отдавати,
и за добрая Богу славу творити.
Молитва Иисусова к Богу приближает,
за примирение с Ним
к ближнему любовь истинную зарождает и возращает,
душу преискренне соединяет Господеви - Жениху своему
и бывает между Господом и душею словом беседным.
Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.
Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее - Господом и становится беседой между Господом и душой.
Стадии.
Иисусова молитва есть упражнение (по-гречески - аскеза) ума. Душа делателя молитвы по мере его духовного возрастания изменяется, в разных духовных возрастах ей требуются и различные упражнения. Бог же устроил так, что под одной внешней формой может скрываться различное содержание. Таким образом при сохранении формы, т.е. тех же слов молитвы, содержание упражнений постепенно изменяется соответственно мере исцеления и духовного возрастания человека.
Иисусова молитва имеет свои степени, соответствующие духовным возрастам делателя. В целом Отцы выделяли три больших этапа пути подвижника: делание-созерцание-богословие (или ведение Святой Троицы или обожение): Через делание заповедей ум отрешает страсти. Через зримых духовные созерцания - страстные о вещах помыслы. Через незримых ведение - незримых созерцания. Эти же - через ведение Святой Троицы.
Διὰ μὲν τῆς ἐργασίας τῶν ἐντολῶν τὰ πάθη ὁ νοῦς ἀποδύεται· διὰ δὲ τῆς τῶν ὁρατῶν πνευματικῆς θεωρίας, τὰ ἐμπαθῆ τῶν πραγμάτων νοήματα· διὰ δὲ τῆς τῶν ἀοράτων γνώσεως, τὴν τῶν ὁρατῶν θεωρίαν· ταύτην δέ, διὰ τῆς γνώσεως τῆς ἁγίας Τριάδος.
(преп. Максим Исповедник, О любви, 1, 94)
Следуя этому святоотеческому делению и Антоний Г-М распределяет стадии ИМ по этим трем этапам, фокусируясь преимущественно на первом из них - этапе делания.
На деятельном этапе молитва последовательно будет:
1. словесной
2. умной
3. умно-сердечной-деятельной
4. умно-сердечной самодвижной
На этапе созерцания:
5. чистой
6. истинно-созерцательной
На этапе обожения:
7. зрительной
На стадиях 1-3 внутренний наш человек еще остается ветхим, который не предал еще себя всецело в волю Божию. На этих стадиях происходит постепенное продвижение извне внутрь себя: делатель молитвы, действуя извне, сперва только повторяя слова молитвы, потом постепенно привлекая к словам молитвы внимание ума и стремления сердца, пытается достучаться до своего сердца, пробудить его и направить к Богу. Рубеж этой ветхой деятельности - всецелое предание в волю Божию, после чего молитва становится самодвижной. И далее, на 4 стадии, следуя воле Божией и постоянно получая помощь от Бога, подвижник завершает дело очищения сердца от страстей и греха, в результате чего его молитва становится чистой и непарительной.
На стадиях этапа созерцания происходит очищение ума от помыслов о вещах зримых и незримых, после чего подвижник возводится Богом к ведению Его, как об этом сказано у преп. Максима (выше). Нас же, главным образом интересуют первые 4 стадии этапа делания.
Сие великое делание молитвы Иисусовы,
т.е. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго или грешную,
действуется начен от словенства к Богу
- словеснаго ея делания, бывающаго в период деятельности человека,
простирается созерцательностью
на делание жизни целомудрия духовнаго истинне,
устроив его в обителях многих жительствовати,
да безпредельно прославляют Бога
сердцами духовно-истинных целомудрых умов;
достойнейших же,
реченных в откровении «не осквернившихся с женами»,
проводит и устраивает жити в истинно духовном девстве
и бывает им зрительною Истинною - Разумною - Разум Сущих.
Молитва по мере упражнения в ней
слова,
ума
и сердца
и Духа Божия,
имеет соответственное наименование, бывает:
словесная,
умная,
умно-сердечная, деятельная;
(сии три вида молитвы, бывают в ветхой деятельности человека, т.е. до всецелой преданности в волю Божию),
именуется:
умно-сердечная, самодвижная - движимая Духом Святым;
чистая, она же - непарительная,
бывающая по очищении сердца от страстей и греха;
истинно-созерцательная,
доводящая все добродетели, будучи всем им матерь,
до совершенства истинно-духовнаго целомудрия;
достойнейших же устраивает действовати во благодати соединительной,
соединяя все добродетели, пришедшия в совершенство целомудрых,
во едино, еже есть любовь - Бог,
и душу,
по мере ея приближения чрез уразумения ко Господу,
соединяет Господеви и Жениху ея Небесному Истинному во един дух.
Человек тогда молится молитвою истинно-зрительною разумною,
зря разумея тайны и премудрость Божию великую разумом Божиим,
соединившись с Господом,
и прославляет человек Троицу Святую, Бога
действенно - сердцем своим, своим духовным существом,
стяжа Бога обитати в сердце его,
а с Богом и весь лик добродетелей всяких
и всяко по Божии соединившимся в единой любви - Боге.
Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, те, которые не осквернились с женами, достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели - молитвы зрительной.
Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божия, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божию. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар - молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божии и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.
Отцы часто использовали житейские образы, чтобы донести до нас суть, происходящего в духовном мире. И Иисусова молитва представляется многими образами: как жезл или как якорь или как стена и т.п. Если же выбрать один главный образ, это - меч. На всем нашем пути при попытках исправить себя мы будем встречать активное противодействие духов злобы. И Иисусова молитва будет служить нам не только неким упражнением ума, т.е. уздой, которой мы ведем себя, свой ум к Богу, но и действенным оружием в брани против духов злобы - духовным мечом, которым мы поражаем врагов.
В стяжении всего сего молитва бывает неотложным духовным оружием ума,
т.к. брань духовная ведется
с духами тьмы, действующими чрез страсти,
и с самими страстями,
и плоть и мир, как свойственные земли, влекут во своя си.
Молитва,
являясь мечем духовным,
все упомянутое полчище зла посекает
и приводит в полное бездействие,
и даже самого естества,
где нужно и когда имеется потребность,
подобие изменяет,
и показует безсилие злобы пред силою и могуществом Божиим,
и научает право разумети немощь человеческую в борьбе со злом,
и очищающемуся уму,
немощному в себе самом,
силою же Божией подкрепляемому,
проводит душу
во всех искушениях не уязвимою язвою смертоносною,
славя Бога, Всемогущего Творца, с славословием всепобедоносной
и творится молитва Богу девственне Духом Святым.
На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва - меч духовный - все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божиим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога - Всемогущего Творца.