В США:
Я не буду здесь рассказывать о моей учёбе в NYU, я расскажу лишь об одном неприятном инциденте,
произошедшем во время моей американской учёбы и послужившем своего рода полезной
«прививкой» для будущей учёбы в СССР.
Дело было на лекции по экономике. Лектор, вещая о вреде марксизма, сказал, что Маркс
пропагандировал принцип «цель оправдывает средства». Я поднял руку и спросил, в каких же это произведениях Маркс этот принцип высказывал (прекрасно зная, что таких произведений нет). Лектор сначала смутился, а потом
спокойно сказал, что он мне это объяснит после лекции. Действительно, после лекции он меня подозвал и, убедившись, что народ разошёлся, тихо объяснил, что по существующей инструкции он обязан докладывать администрации о любых «антиамериканских» высказываниях со стороны студентов. Но он это не будет делать, однако просит меня больше не задавать подобных вопросов. Это было в 1956 году, т. е. в конце эпохи маккартизма,
и я к этому отнёсся серьёзно - больше таких вопросов не задавал.
В СССР:
К этому времени я вполне освоился с мехматской жизнью во всех её проявлениях, в частности научился хорошо сдавать экзамены по марксизмуленинизму. При этом я понимал, что по этим предметам совсем не трудно
получить высокую оценку - для этого достаточно демонстрировать свою покорность и уважение к преподавателю, партии и правительству и знать совсем небольшой набор сведений, связанных с данным предметом. Но мне
в силу характера и воспитания оказалось трудно играть в эту лицемерную игру, и, чтобы получить нужную мне оценку, мне приходилось выучивать и точно пересказывать большой объём материала. Такой пересказ я произносил нейтральным голосом, без пафоса и энтузиазма, но тщательно скрывал своё резко отрицательное отношение к предмету.
На госэкзамене по марксизму мне достались два билета, которые я хорошо знал, особенно второй - о философских воззрениях Ленина, изложенных в его книге «Материализм и эмпириокритицизм» - где он полемизировал... с моим дедом, В. М. Черновым. Я достаточно спокойно и подробно ответил по билету, мой ответ явно понравился «марксистке»-экзаменатору, и казалось, что она вот-вот поставит необходимую мне «пятёрку», но тут в экзамен вмешался профессор мехмата Л. А. Скорняков - его, как и других партийных математиков, партбюро мехмата направило на госэкзамен по марксизму, где он, в роли помощника экзаменатора, должен был следить за тем, чтобы сильных студентов (по математике) не «зарезали» экзаменаторы по марксизму. Однако Скорняков повёл себя прямо противоположным образом: он стал меня подробно расспрашивать о числовых параметрах тогдашнего двадцатилетнего плана развития СССР (например, сколько киловатт энергии будет вырабатываться ежегодно в конце двадцатилетнего срока); на них я отвечал не очень уверенно, и Скорняков явно высказал экзаменаторше своё резко отрицательное мнение о моих
ответах. В результате я получил «четвёрку», которая должна была мне
закрыть путь в аспирантуру.
Я не знаю, почему Скорняков меня таким образом зарезал, было ли
прямое задание от партбюро или других инстанций не пропустить этого
сомнительного Сосинского в аспирантуру, или какая-то личная неприязнь,
в тот момент меня это не интересовало - я сильно переживал по поводу
результата и его возможных последствий для моей дальнейшей жизни.
Хочу отметить, что поведение Скорнякова было совершенно нехарактерно
для других партийных математиков-экзаменаторов: пару лет спустя Женя
Гайдуков, ученик Арнольда, мне рассказал, как А. А. Марков заставил
экзаменатора по марксизму поставить ему «пятёрку» на госэкзамене, хотя
ответ его был на самом деле очень слабым.
-----------------
Взято из А. Б. Сосинский "Золотая эра мехмата (1957-1967) глазами приезжего".
https://dev.mccme.ru/~merzon/mirror/mp22_sossinsky.pdf