Лет 25 или 28 тому назад прочитал я, по настоянию одного своего друга, книгу Е.Л.Фейнберга "Кибернетика. Логика. Искусство". Книга эта весьма известна в своей аудитории, тогда это была нетолстая, страниц на 150, брошюра в серии "Кибернетика", впоследствии многие идеи этого издания были развиты в другой книге, более объёмистой и под несколько другим назваием ("Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке", её я не читал) . К слову, примерно в это время, или чуть позже, я довольно много сиживал, точнее сказать: ротозейничал, на внутреннем семинаре, который вёл Евгений Львович. Книга эта оказалась этапной для меня, впрочем не только для меня, ну и о личности автора, ныне покойного, о его доброжелательно-заинтересованной манере вести собрание, у меня самые добрые воспоминания, впрочем меня он вряд ли запомнил.
В книге разбирается соотношение логического и интуитивного, аналитического и синтетического в современной науке и, в частности, особо подчёркивается роль вдохновения, как акта синтетического характера, в котором непосредственно и целостно усматривается очередная научная истина. Приводится и обосновывается вывод о том, что единственно необходимая задача искусства, оправдывающая его существование и не заменимая ничем другим - это учить вдохновению. Восприятие искусства подразумевает сотворчество с художником, а поскольку искусство вдохновенно, то такое сотворчество учит вдохновению. Без вдохновения, без акта непосредственного усмотрения, синтетически собирающего ранее разрозненные фрагменты в единую картину способом, дотоле неведомым, нет современной науки, от неё остаётся только накопление, коллекционирование, протоколирование фактов. Таким мне запомнися основной вывод книги. Насколько бесспорны обоснования, и насколько реальна и прослежена связь между фактом испытания такого научного вдохновения имяреком и степенью вовлечённости в "высокое вдохновенное искусство" этого имярека - это вопрос к автору книги.
Попробуем рассмотреть вкратце, что это за штука: вдохновение, которое делает эту науку наукой. Это необычное и редкое состояние, настолько же редкое, насколько редки т.наз "гении", знакомые с этим состоянием и воспользовавшиеся им. Это посещение, "нисхождение" духа, который приходит неизвестно откуда, и даёт, вкладывает в голову этого гения фрагмент картины мироздания, целостный до известной степени, снабженный никем ранее не увиденными упорядочивающими связями, претендующими на объяснительную и предсказательную силу. Каковые связи затем излагает, формулирует, тем или иным способом, удостоившийся такого посещения. В книге не рассматривается вопрос об источнике, просто констатируется, что оно бывает и ему можно, по логике этой книги, научиться, испытав потрясение в ходе акта сотворчества с художником, испытавшем его ранее и отразившим потрясение в своём произведении.
Если рассмотреть эту конструкцию с христианской позиции, то должен быть задан вопрос об источнике такого духа. Ответ чрезвычайно прост: если художник. или исследователь не обращался в своём творчестве к Богу Истинному, то получил он этого духа не от Бога. "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Ин. 14, 6)
Итак, имеется большое подозрение, что "гении" этих наук - это люди, получившие духа не от Бога. т.е. от демона. Разумеется Бог, по милости Своей, попускает такое далеко не всякий раз, как кто-то обнаруживает греховное желание, поддавшись мимолетному соблазну или минутной слабости. Вероятно, надо думать, что Бог, читающий в сердцах, может попустить подобное лишь тому, кто внутренне готов и предрасположен очень далеко пойти по пути гибельному, и готов добиваться этого, а если не этого, так и худшего. Такому иногда даётся стать первопроходцем, вызвавшим демона с данными свойствами впервые, или, вероятно, впервые на памяти ближайших поколений, может быть впервые после долгого перерыва, соответствующего историческому циклу. В подлинных, не приукрашенных, жизнеописаниях этих людей, особенно произросших на христианской почве, надо уметь найти историю о том, как, почему, при стечении каких обстоятельств они пришли к отвержению страха Божьего и решились искушать Бога, призывая демона. Поучительны истории о том. как потенции, скрытые в унаследованных от лучших времён христианства духовных энергиях, были использованы в целях, противных Господу, а прообразы героев этих рассказов могут быть найдены в библейском повествовании, начиная от Каина. "... невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (Лк. 17, 1).
Вслед за таким научным открытием, то есть состоявшимся призванием демона, ученики и последователи гения, удостоверившись и уверовав, через объяснения, пояснения и эмпирический опыт первооткрывателя, в реальность этого действующего начала, расширяют и благоустраивают поле его деятельности с тем, чтобы были наилучшие условия для проявления его действия. За ними идут рядовые учёные нижнего звена, задача которых, научившись и приспособив к использованию, готовить передачу этих демонических учений, объяснений и устройств в народный обиход. Исследователи этого уровня не столько "вызывают", они, можно сказать, "удерживают" демона, вызванного ранее из преисподней и адаптированного. Разумеется в ходе этой деятельности зачастую бывают вызываемы более мелкие демоны из семейства, впрочем бывает и так, что и не мелкие. Ключевым моментом в этой экспансии является кажущаяся несокрушимой вера в этих демонов, вера, в которой недостаток понимания с лихвой компенсируется нежеланием слушать и слышать какую бы то ни было критику. Само собой разумеется, что очень мало тех, кто, особенно в исторически христианском мире, назовёт эти действующие начала своими именами, демонами. Вера должна быть подкреплена хоть сколько-нибудь правдоподобным логическим объяснением - это надо для её принятия в ученой касте. А в качестве общеупотребительного, "народного" критерия верности предмета этой веры служит, обыкновенно, её общепринятость. Так, присоединяющий электроприбор к разъёму электропитания обыкновенно знает, чего он хочет от прибора, при том, что имеет, скорее всего, в лучшем случае лишь самое приблизительное представление о том, как объясняется его работа в учебнике и тем более особенности практической конструкции "в металле". Массовый пользователь вполне удовлетворяется тем, что "так делают все, у всех получается, следовательно, это верно". Хотя, по здравому размышлению, эта всеобщая успешность применения объясняется всеобщностью практики общения с данным демоном.
Возникает вопрос, а перестанет ли действовать этот демон, если в какой-то момент люди, поняв его нечистую природу, разочаруются в нём и скажут себе: отныне не желаем его призывать? Есть ли "обратный ход"? Ответ таков: поскольку на самом деле это служение демона это соблазнительная иллюзия, и не демон служит людям, но люди идут в услужение, рабство к демону, то свою власть над людьми он по одной только просьбе, или пожеланию, или требованию, разумеется, не отдаст. Как бы сильно ни было раскаяние людей и их желание сбросить с себя его иго. За решение этого вопроса должна быть заплачена цена, причём это цена освобождения людей из плена сатаны, предводителя аггелов, а не просто какого-то мелкого беса. Как знаем, эта Цена заплачена без малого две тысячи лет назад, нам же только надо решиться на принятие этой Цены невероятно высокой и Жертвы невыразимо тяжкой. Как знаем, грехи отпускаются Причащением Жертвы, демоны не могут устоять перед Силой этой Жертвы, и только так, и только для причастных, демоны изгоняются и теряют власть.
То есть, если предположить, что некоторое сообщество, может быть даже народ, раскаявшись и причастившись Жертвы, будет освобожден от, скажем, демона электричества, то в этом народе, даже если проникший недруг попытается запустить какие-то электрические устройства, то своего привычного нам сегодня действия они в среде этого народа не возымеют. Например колёса генераторов будут крутиться силой падающей воды, но присоединённая к проводам лампочка гореть не будет. Более того, поскольку, как знаем, демоны действуют не иначе, как по попущению Божьему, то во власти Вседержителя удержать, не пустить и обессилить демона даже и в других ситуациях и по другим причинам, о которых мы можем только гадать. Звучит это невероятно, тем не менее, схожая ситуация неоднократно случалась в человеческой истории.
Так, известно, впрочем знание это до известной степени предположительно, многие древние племена, народы и государства практиковали т.наз. симпатическую магию. Сегодня принято считать, что это было голым обманом и оболваниванием со стороны магов. Это мнение основано на том, что сегодня не удаётся воспроизвести должных результатов этих магических действий. На самом же деле, причина в том, что верующих в эту разновидность магии просто нет сейчас, в современных научных школах нет специалистов, умеющих вызывать демонов этого типа и характеризующихся таким-то действием. Современная картина мира, которой были научены эти специалисты, прямо отрицает наличие связей, которые были основой основ той, прежней, древней картины, и таким образом, имеется активное неверие в демонов соответствующих конфигураций, даже запрет оных. Ну а без веры демона вызвать нельзя, и результата его действия получить тоже нельзя. Плюс к тому, есть определённые трудности в реконструкции той относительно связной картины мироздания, которой руководствовались древние. Дело в том, что картина эта, все её варианты, заведомо ошибочны. Истинный путь один, ошибок же много, они разнообразны и для полной реконструкции надо воспроизвести весь этот набор и последовательность ошибок в точности. Что представить себе трудно, а сделать ещё труднее.
Точно так же, разумеется если мы не накануне прекращения времени, и истории человеческой будет позволено продолжиться, чудеса современной античности, как то же электричество, химия, тепловые машины и мн.др, не будут в точности воспроизведены в следующем историческом цикле. Современные апостасийные и языческие ученые предполагают, что их действие основано на незыблемых законах природы , но на самом деле оно результат действия заблуждений, причём существующая система этих заблуждений это результат подгонки с целью собрать их в какое-то подобие гармонии. С одной стороны, подгонка эта головоломна и изощренна, С другой, это не отменяет хаотичности смешения, даже "каши" из предрассудков..
Ситуация здесь та же, что с нашей неспособностью воспроизвести легендарные чудеса чародеев Древнего Египта и, шире, античности. Это при том, что определённое сходство и родство образов и подходов прослеживается, на что обращал внимание ещё крупнейший ученый чародей 20-го века В.Гайзенберг.
Даже те, кто довольно сильно желали бы воспроизвести античные чудеса, не могут представить себе конфигурации, образа вызываемого демона, которого уже "пользовали". Ну а Вседержитель не попускает тому проявиться. Причиной тому может быть, например, то, что это означало бы возвращение точно на тот круг истории, который уже прожили другие люди гораздо раньше, этакая ловушка, петлевой лабиринт, в котором люди вольно или невольно должны были совершать ровно те же поступки и грехи, которые уже совершили другие.
Итак чародейство состоит в призывании демонов и создании условий для проявления их действий. Но, поскольку понятие чародейства у'же понятия греха "вообще", то это не демоны "вообще", ибо разнообразие духов злобы велико, и вслед за ним таково же и разнообразие грехов, но именно того разряда, который действует и привязан к той области, в которой производят свои исследования ученые естествоиспытатели, и к тем объектам, которые те изучают и создают, приняв за исходный пункт какие-то ложные положения.
Таким образом, получение вдохновения ученым исследователем - это разновидность мистического опыта, а насколько этот опыт в каждом отдельном случае связан с вдохновенным искуством - это вопрос открытый. Может быть и не связан. Разумеется, заведомо не исключены случаи, когда именно произведения искусства способствуют и даже учат искушению.
И вот так получается, что люди, понятия не имеющие о гениальности, о вызывании духов, никогда бы не решившиеся вызвать какого-то неведомого демона, идут по проторенной другими дорожке. Оказываясь в положении соблазнённых малых сих, они по своему легкомыслию или невежеству, оказываются в услужении у демонов, вызванных когда-то кем-то другим, "первооткрывателями", и так целые народы оказываются причастными к чародейству.