Обычно принято считать, что русская печь является исконным устройством, пришедшим к нам из глубины христианских веков Руси. Между тем, в обстоятельнейшем "Восточно-славянском этнографическом сборнике" (Е.Э. Бломквист et. al., 1956) читаем, что вплоть до начала 20-го века на Русском Севере продолжалась практика строительства для жилья т.наз "курных изб" - и это при том, что на Севере было принято более требовательно относиться и к размеру бревенчатого дома, и к тщательности его отделки, и к чистоте содержания. То есть это сложно объяснить желанием затратить поменьше труда и строительного материала. Из этого же исследования выясняем, что печь русская является позднейшим изобретением, постепенно вытеснявшим из обихода печь курную, на Юге России раньше, на Севере - позже. Также, в этом же издании отмечаются некоторые преимущества отопления курной печью, по сравнению с русской, а именно: она требует гораздо меньше дров, и отапливаемый так дом сохраняется и служит дольше и лучше. К тому же, у печи русской есть существеннейший недостаток: при её использовании весьма нередко угорают, чего не бывает, когда топят "по-черному".
Традиционно, Север был более привержен устоям средневековой старины, более консервативен и менее затронут поветриями обновлений и переустройств. Если принять во внимание скрупулезное, часто даже трепетное отношение наших предков к религиозному символизму, то можно попытаться сделать предположения о мотивациях, которыми они руководствовались, когда отдавали предпочтение менее совершенному, с обывательской точки зрения, курному способу.
В иллюстрации Гюстава Доре (есть издания синодального перевода Библии с его иллюстрациями) к четвёртой главе кн. "Бытие", к эпизоду жертвоприношения Авеля и Каина (
http://bibliadore.com/grav/28) можно обратить внимание, что дым от Авелева жертвенного костра поднимается к небу, а от костра Каина - стелется по земле. Хотя это неканоничные изображения, всё же возникает вопрос, "а почему, на каких основаниях художник решил употребить именно такой символизм при изображении неугодности Богу Каиновой жертвы?"
Попытки разысканий обоснований безусловно канонических к удовлетворительным результатам не привели. Тем не менее, существует множество указаний, что в ветхозаветной традиции жертвоприношений прообразовательных восходящий прямо к небу дым от жертвенного огня интерпретируется как добрый знак от Бога о том, что данная жертва приятна Ему. По всей видимости, Г. Доре опирался на подобные источники. Собственно, такая интерпретация поведения дыма характерна не только для Ветхой Церкви: в религиях языческой античности интерпретация та же самая. Надо думать, что жрецы языческих религий, когда устраивали свои жертвенники на возвышенностях естественных или специально устроенных, имели в виду как раз приблизить к небу и небожителям свои жертвенные костры и подвести дымы от них поближе к тем, кому они посвящены. (В Священном Писании Ветхого Завета неоднократно упоминаются языческие "жертвы и курения на высотах".) Если так, то устраивание нарочитых высот можно рассматривать как простейшее средство принудительной доставки дыма к небесам.
Если рассматривать топочную трубу, дымоход с позиции символизма, то его предназначение ровно такое же - принудительно тянуть дым наверх, к небу, и в этом отношении данное древнее изобретение является разновидностью упомянутых "высот".
Множество сохранившихся от старины зданий церквей Божиих, и не меньшее количество изображений храмов древности свидетельствуют нам о церковной зодческой традиции - традиции, в которой не было места дымоходным трубам, как впрочем и отоплению храмов вообще. Даже когда в поздние времена, в XVIII-XIX вв. стали делать при храмах и в храмах отопительные печи, соединённые с весьма изощрёнными системами каналов для распределения тёплого воздуха по всему помещению храма, всё равно оголовки дымоходов на кровлях церквей устраивать избегали. И только в 20-м веке от р.Х., там, где у нас кое-где сохранялись действующие храмы, начали устраивать в них печи с выведенными на крышу трубами, неприкрыто торчащими. Впрочем, в самые последние десятилетия прослеживается, что стараются избавиться от этих украшений, видимо считая их сомнительными и неуместными, и вновь задуманные храмы возводятся свободными от этих деталей почти как правило.
Как видно из приведённой в Св.Писании человеческой истории, потребность в жертвоприношении была присуща уже самым первым людям: человек был создан таким, и проявилось это уже вскоре после изгнания из Эдема.
В кострах и устройствах для сжигания, устраиваемых человеком с как будто различными целями, огнём пожираются вещи и предметы, сообразнык с этими целями, отбираемые для этих целей. Так, если говорить об отоплении, то в топки обогревательных печей подаётся не что-нибудь, а особо отбираемые виды топлива, как уголь, продукты перегонки нефти, горючий газ. То есть вещи, имеющие весьма немалую ценность в глазах современного нам общества. И, таким образом, эти ценности приносятся в жертву, в оплату, чтобы получить благо, в данном случае благо тепла. Топливо, подавамое в тепловые машины равномерными малыми порциями, призвано ублажать демона, приводящего машину в движение, то есть жертвуется и посвящается этому демону. Свечи воска чистого, возжигаемые в храме Божием, это наша жертва символическая Богу в наше воспоминание о Жертве Крестной, впрочем последние в десятилетия воск часто заменяют коптящим и зловонным нефтяным парафином. Также, часто мы сжигаем мусор, то есть всякого рода нечистые остатки от прежней жизни, чтобы очистить место обитания. Это своего рода всесожжение, которое мы стараемся сжечь дотла. Даже обычный весенний пал, как будто всесожжение перед возрождением новой жизни в природе - напоминание нам о грозном обетовании, данном Самим Богом вочеловечившимся.
Проследив, в таком духе, обычаи и мотивации, по которым человек возжигает и поддерживает в разнообразных ситуациях горение огня, мы приходим к догадке, что в каждом рукотворном огне присутствуют черты огня жертвенного. Тем более, что подробное предписание, как приносить жертву, как устраивать жертвенник с огнём и как с ним обращаться, как вкушать мясо жертвенное, дано Самим Богом в Ветхом Завете. Также, если говорить об огне в печах поварских, то в новозаветную эпоху, когда человеку было явлено особое сакральное значение хлеба, его приготовление приобрело осознанные черты священнодействия, а устройство печи для его выпечки потребовало соблюдения не столько опрятности, но прежде всего чистоты перед Богом.
Если в православной традиции и картине мира рассматривался с такой позиции огонь, разводимый в жилище, например для обогрева, то разумеется уделялось надлежащее внимание устройству места для огня. В простом традиционном очаге нетрудно увидеть черты ветхозаветного жертвенника, причём, если с дарованием Завета Нового нужда в жертвах ветхозаветных иссякла, то сам такой домашний очаг с поддерживаемым в нём огнём остаётся у христиан в воспоминание о Церкви Ветхой, о великих её праведниках и пророках, о трудном пути прежнего Израиля. И полученые от Бога при Моисее пророке правила устройства жертвенника становятся Отеческими наставлениями, как лучше устроить очаг: природные камни, не растресканные от ударов тесла, земля, решетка (Исх. 20, 34-26, там же, 27, 4). Для вечернего чтения Библии или Четий Миней в кругу семьи и возлюбленных друзей, что может быть лучше, как собраться у камелька, у потрескивающих дров.
Если этот дом обрел милость перед Богом, то Богу, разумеется, не трудно направить туда Ангела Cвоего, того самого, что был, как предполагаю, у Авелева жертвенника. И во власти этого Ангела направить дым от пламени, прямиком в назначенное отверствие в крыше или стене, такое, как устраивалось в северных курных домах. А если дым, дотоле послушно уходивший в отверстие, начинает расползаться и плавать по дому, оседая копотью на стенах и потолке - возникает повод задуматься, почему этот Ангел был отозван со своего служения в этом доме. Ну а в какие-то времена, когда любовь к Богу, остывая, подёргивается пеплом забвения, тогда, махнув рукой на поиски причин в себе, начинают строить печи, камины с трубами, даже с высоченными, чтобы насильственной тягой вытянуть дым. Итак появление печных и топочных труб, как разновидности высот, показывает отпадение общества от Христа Бога.
Что же касается количества дров, необходимого для поддержания тепла, из чего исходить, чтобы обеспечивать тепло в доме в течение холодного времени года? Моё мнение таково, сколько ни сжигай дров, без милости Бога Всемогущего, без такого Ангела - тепла домашнего не будет, а будет промозгло зимой и жарко летом в этом доме. Если послал Господь Ангела прохлады к отрокам Данииловым в печь нестерпимо раскаленную, чтоб спасти их от жара, то точно так же Он в силах послать Ангела согревающего к верным христианам, даже и в том случае, если те, оказавшись в зимней стуже, не смогли или не успели соорудить очаг, набрать дров и развести огонь. Итак дров нужно столько, чтобы разместить их на очаге, а что касается запасания их большими поленницами: "не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы." (Мф. 6, 34).