В своём поучении «О девстве» свт. Иоанн Златоуст пишет:
14... Какой брак, скажи мне, породил Адама, какия болезни чадородия произвели Еву? Ты ничего не можешь сказать на это. Для чего же напрасно боишься и опасаешься, как бы с прекращением брака не прекратился и род человеческий? Тмы тем ангелов служат Богу и тысячи тысяч архангелов предстоят Ему (Дан, VII, 10), и ни один из них не произошел по преемству, от родов, болезней чадородия и зачатия. Таким образом Бог тем более мог бы без брака создать людей, как создал Он и первых, от которых произошли все люди.
15. И теперь не сила брака умножает род наш, но слово Господне, сказанное в начале: раститеся и множитеся, и наполняйте землю (Быт. I, 28). Помог ли, скажи мне, брак Аврааму в деторождении? Не после ли столь многих лет брачнаго состояния он сказал: Господи, что ми даси? Аз же отпущаюся безчаден (Быт. XV, 2)? Посему, как тогда в омертвелых телах Авраама и Сарры Бог устроил источник и корень столь многих тысяч людей, так и в начале, если бы Адам и Ева, повинуясь заповедям Его, удержались от наслаждения древом (познания добра и зла), не оказалось бы недостатка в способе, как размножить род человеческий.
Нисколько не ставя под сомнение всемогущество Отца Вседержителя, всё же следует заметить вот что. Можно обсуждать как воображаемые, так и немыслимые способы, «как размножить род человеческий», но есть в Священном Писании подсказка о том, какой именно способ избран Отцом раз и навсегда. Несмотря на то, что, в самом деле, ни один из Ангелов не произошёл от родов, есть всё же Тот, Который, будучи превыше Ангелов, единственный исполнил в точности все Божественные предустановления - в том числе и на этот счёт. Иисус Христос, Сын возлюбленный Отца небесного, был рождён Матерью из Её чрева, и, следовательно, именно этот единственный способ является надлежащим для всех остальных детей во все времена. Отклонив соблазн первородного греха, выдержав испытание этим соблазном, Божественный Младенец появился на свет Божий, нимало не причинив Своей возлюбленной Матери болезней чадородия - в отличие от остальных людей, которые появляются на свет уже согрешив против Бога в утробе, подобно прародителям, согрешившим в Эдеме.
Что касается Адама, первого человека во плоти: его Отцом истинным, как и всех людей, является Бог. Кто его мать? Ответ на этот вопрос несложно получить, рассмотрев: наша мать плотская - это та, то начало, откуда берётся плоть, прах для создания нашей плоти. Подобно этому, хоть матери человеческой у первого человека Адама не было, всё же, если плоть его была взята непосредственно из праха земли, то, следовательно, именно земля, создание Божье, является «прообразовательной матерью» для него и для всех последующих людей : в нашей древней народной традиции даже принято говорить, чувствуя эту прообразовательную связь, «мать - сыра земля». Подтверждение этому взгляду находим в евангельском повествовании, где сказано, что Иисус, Второй Адам появился на свет и из чрева Матери, и в то же время из пещеры земляной. Вероятно, не стоит вводить новую традицию и называть творческий акт Бога, в результате которого появился первый сын Адам, «прообразовательным браком» с «прообразовательной матерью - землёй», но, тем не менее, такие прообразовательные черты можно усмотреть, при желании.
Рожденный без всякого греха, Младенец Иисус - и это само собой разумеется - не повредил девства Своей Матери. Таким образом, именно так, безупречно и беспорочно, был воплощён замысел Бога о размножении - как это делается, и что это возможно, было показано Божественным Младенцем. Насколько трудно воплотившемуся держаться от соблазна плоти даже в течение урочного времени, насколько велик и силён этот соблазн, мы можем судить по тому, что такая мучительная борьба с искушением до победы над последним была допущена Богом один-единственный раз за всю продолжительность времён, прошлых и будущих. За этим искушением стоит никто иной, как сам сатана, самый сильный из аггелов, сильнее нет, только Бог сильнее, поэтому только Бог и может его победить. Чтобы выстоять эту брань, нужно быть младенцем не иначе, как Божественным. И если первый человек, Адам, будучи изначально непорочен настолько, насколько может позволить земля, от создания хорошая весьма, был, гипотетически, в состоянии противостоять этому соблазну, то для нас остальных, детей тлена и многих грехов, такой победы и представить себе нельзя. Плоть же Марии Богоматери, несмотря на то, что отнюдь не свободна была от первородного греха, оказалась настолько хороша, настолько подвластна и согласна Божьей воле («се, Раба Господня»), что позволила Ему выстоять и появиться на свет непорочным.
Если бы Адам первый удержался и не поддался слабости плотского начала (т.е. Евы) и дьявольскому искушению, то и жена его Ева, подобно Пречистой Марии Деве, произвела бы из чрева своего потомство Адаму - и осталась бы девой, стала бы вновь девой. Таким образом, то чадородие, в результате которого появился Спаситель - отнюдь не препятствует девству и не приносит страданий рождающей. И если Божье благословение плодиться и размножаться получено человеком ещё в Эдеме, то, надо думать, исполняющий это благословение отнюдь не должен был изгоняться из Эдема за исполнение. Итак, если б не соблазнились плодом запретного дерева Адам и Ева, то они сами и их потомки плодились бы и размножались в Эдеме, сохраняя и непорочность перед Богом, и сохраняя, через возобновление, телесное девство, вновь-девство. Чудесное, неболезненное прохождение новорождаемого родовыми путями, и вновь-девство. Впрочем, это не более чем предположение, которое нам уже никогда не проверить, ибо прародители нарушили первый Завет.
Это рассмотрено долженствования рождения, появления на свет человека из лона материнского. Подобным же образом рассмотрим вопрос касательно зачатия, предшествующего рождению.
Душу человеческую человек сам сотворить не может, не умеет, не в состоянии - это делает Отец истинный. Сотворив, вдыхает её в нас. Зародыш же человеческий, вместилище, куда Отец истинный вдыхает душу, получается, как знаем, в результате плотского соития. Было ли предусмотрено в Эдеме соитие мужчины и женщины, или зародыш, по замыслу неискажённому, помещался в лоно материнское каким-то иным способом, помимо брака мужчины и женщины? По моему мнению, всеблагость Бога Отца состоит также и в том, что Он допустил Своих детей к сотворению следующих поколений, даровал свободу детям Своим и в этом. Великая, невообразимая милость в том, что позволил детям и это творчество. Сотворив первых Сам, поднял их, в Своей благости, до такой вершины богоподобия, что человек унаследовал у Бога подобную же способность - творить других людей. Вот какова любовь Бога к детям, вот какова степень доверия Бога детям, вытекающая из этой любви, вот до какой степени подобны мы Богу. Причём, устроил Он это так, чтобы творчество плотской любви, в результате которого и появляется зародыш в лоне материнском, было делом лёгким и приятным для двоих - и притом невозбранным. Человек, творя с женой новую жизнь, не должен специально заботиться и ломать голову о том, чтобы изобретать какой-то замысел в голове своей и стараться точно ему следовать: главное, чтобы была хотя бы искра любви. И тогда плод любви будет подобен и родителям, и, как заповедано, Отцу.
Обратно, если бы Бог, по предположению свт. Иоанна, прибег к другому способу создания новых и новых людей и размножения их, помимо брака человеческого, то это означало бы, что Бог не доверяет человеку создавать плоти этих новых людей. То есть такая любовь не обладает такой же полнотой: любовь не совершенная, не божественная. Впрочем, существует много воззрений предположительного толка, что и душа человеческая образуется в зародыше не от Бога, а как бы сама по себе. В таких воззрениях Богу, по прихоти людей, отказано в прерогативе считаться и быть Отцом, и, таким образом, нить любви, связующая Отца и детей, разорвана.
Итак, невозбранным брак был и в самом первом Завете, Адамовом, подтверждено это в Авраамовом, и в Моисеевом, таким же он остаётся и в Завете Новом, Христовом. И если эти предположения верны (а о том не мне судить), то брак телесный и рождение человека из лона материнского являются единственным изначально Богом установленным способом плодиться и размножаться.
Для полноты картины остаётся выдать предположение, отчего в течение пребывания прародителей в Эдеме всё же не состоялось между ними брака. О том, сколько времени они там были до изгнания, даже о характере течения времени в Эдеме мы может только догадываться. Не исключено, например, что запретное дерево и его плод настолько приковали к себе всё их внимание, что они, «ходя вокруг него кругами», даже не успели понаблюдать за тем, как размножаются животные, какие у них брачные игры, и что после таких брачных игр получается потомство, во исполнение благословения Божьего. - Это в том гипотетическом случае, если они были оставлены, после сотворения, в неведении относительно образа брачных отношений. Со случаями подобной упрямой тяги к дурному мы встречаемся и в последующем библейском повествовании. Может быть, прародителям времени не хватило на доброе.
И даже если первый человек, согрешив, как бы родился из Эдема, заставив при этом страдать всю землю и всю тварь, то последующие люди, разверзающие ложесна, тем более заставляют страдать мать болезнями чадородия, и о каком возобновлённом девстве тут можно говорить? Это имеет то следствие, что каждый (впрочем это нельзя отнести к «кесарятам») человек появляется на свет, уже имея опыт: преступление против Божественной заповеди немедленно приводят к страданию и болезням самого близкого, самого любимого человека. То есть, первый грех любого послеадамова человека, первородный, лично совершённый и незабываемый грех, непременно, по Замыслу, имеет воспитательное значение, которое накладывает на человека печать, независимо от приобретенных впоследствии убеждений и взглядов. Печать эта разнообразно проявляется в повседневном поведении, во взаимоотношении с противоположным полом, в создаваемых культурных и мировоззренческих системах.
Запреты же на вольности, кодексы правил и ограничений в отношениях полов появляются именно потому, что самая большая телесная радость, данная от Бога, предназначена не для развлечения (развлечений других довольно), а для создания нового человека. - А раз так, это дело требует исключить легкомыслие. Необходимо исполнять многие правила, отклонения от которых чревато самыми печальными последствиями для этого нового зачинаемого человека. Очень большая часть Священного Писания посвящена именно семейным правилам и историческим примерам, относящимся к взаимоотношениям мужчин и женщин. Причины, из которых следуют эти правила, не всегда нам понятны, иногда последние могут казаться неоправданно жесткими - но всё же, любя Отца, и Сына, мы должны помнить, что ограничения даны во благо нам, и что для нас же лучше, если мы будем их исполнять. Так же, как субботний запрет оказывается в Новом Завете направленным на наше благо, «суббота для человека, а не человек для субботы».
Возвращаясь к теме, поднятой в рассуждениях Святителя о девстве: Как может молодой человек узнать о себе, подходит ли ему монашеский образ жизни с его обетом безбрачия? Ведь не редки отроки и юноши, грезящие с младых ногтей о монашеских подвигах, но не всегда отдающие себе отчёт, по молодости, о возможной силе плотских искушений. Иисус Христос говорит об этом: «... есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф., 19, 12). Для последних из перечисленных Христом сохранение девства естественно, но как не ошибиться в себе? - Есть в Ветхом Завете (который раскрывается в Новом), такие слова: « Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера» (Лев. 15, 16, см. т-же Втор. 23, 10, где к омовению дополняется требование покинуть стан до вечера). Скопцы, не испытывающие излияния семени, изначально свободны от этого вида нечистоты. Остальные же должны поразмышлять, почему это названо нечистотой перед Богом - ветхозаветное требование покинуть общество на целый день направлено было, очевидно, к способствованию такому размышлению о причинах случившегося и о путях недопущения такого в дальнейшем. - Ибо кому же хочется ходить нечистым перед Богом и изгнанником перед людьми? Итогом таких размышлений должно стать, по всей видимости, заключение, что, раз семя просится наружу, значит, организм достаточно созрел и способен его вырабатывать и, если это семя предназначено для оплодотворения женщины, то ближайший и чистый способ предотвратить эту регулярную нечистоту - это предпринять шаги к установлению надлежащих отношений с существом женского пола. То есть настала пора деятельно приниматься за поиски невесты и нацеливаться на вступление в брак, чему общество, извлекшее урок из Завета прообразовательного, должно всячески способствовать, как оно традиционно принято и в укладе новозаветном. Ну а если такой нечистоте подвергся женатый мужчина, то это означает, например, что супруги уклоняются друг от друга, что тоже против Завета.
Итак неразумно, скоропалительно данный обет безбрачия может оказаться не тождественным чистому девству перед Богом: бывает телесное девство и нечистое.
Примечание. Данная трактовка этих мест из книг «Левит» и «Второзаконие» отличается от разъяснения, данного блаж. Феофилактом. Он считает, что проявление такой нечистоты является следствием супружеских излишеств, и прямо говорит, что этот труд очищения налагался для того именно, «чтобы препятствовать частому общению». Может быть, он опирался в этом мнении на предрассудки касательно супружеского общения, циркулирующие в безбрачной монашеской среде. На самом деле, поллюциям указанные лёгкие труды очищения (уединение и омовение) нимало не препятствуют и отнюдь их не предотвращают, а вместе с нечастым или прекратившимся супружеским общением, так и просто, провоцируют.
Если проявлять в таком самоограничении неразумную ревность, лишая жену плотского общения, то это будет недалеко от скрываемого развода, а разводящийся, как говорит Спаситель, даёт повод жене прелюбодействовать. Не в полном согласии это мнение Архиепископа (о препятствовании частому общению) и с Апостолом (1Кор. 7, 5).
Таким образом, это ветхозаветное предустановление предстаёт перед нами не как запретительная или ограничительная мера (Бог Отец любящий не устанавливает запретов ради запретов, «суббота для человека», а не наоборот), но как ненавязчивое побуждение ко вступлению в брак - для тех, кто показывает признаки телесной готовности к браку, и к надлежаще усердному выполнению супружеских обязанностей - для женатых мужчин. И, соответственно, наличие таких поллюций у отрока или юноши уже само по себе должно являться указанием, что незачем ему задумываться, «а не таков ли я скопец, о которых говорил Христос». - Нет, совершенно не скопец. Хотя нельзя исключить случаев, впрочем вероятно весьма не частых, когда молодой человек, услышав и приняв Благую Весть, так возлюбит Иисуса Христа, что, поглощённый этой высшей любовью, забывает и помыслом, и плотью о женщинах и девах, и даже отказывается от уготованной ему невесты и брачного ложа, как ап. Симон Кананит. И в этом смысле Иоанн Златоуст прав, ставя такую любовь к Богу с присущим ей подобным незапятнанным девством, превыше любви плотской.
К тому же, чадородие это одно из немногих видов деятельности, где присутствие Бога Отца Вседержителя среди людей является человечеству явно ежеминутно и ежечасно. Если в других трудах, например, в предметных, человеку предоставлена большая свобода, вплоть до того, что может вообще не обращаться к Богу и притом получать ощутимые плоды и награды не от Бога, то в делании детей без Бога обойтись невозможно. Именно Он создаёт и вдыхает душу в зародыш, именно Он позволяет, или не позволяет, по ведомым Ему причинам, образоваться зародышу из соединения крови матери и семени отца плотского. И если люди, искушая Бога, как-то научились, через попущение, образовывать зародыш обходными путями, через черный ход, то с созданием души новой сохраняется ровно та же ситуация, что была и от сотворения: это прерогатива исключительно Божья, а не человеческая. Поэтому давать человеку детей или нет - это вопрос отнюдь не т.наз. «планирования семьи» человеками. (Планирование за Бога иллюзорно вообще.) Бог Отец истинный лучше нас ведает (поскольку видит неизмеримо дальше, до самого предела времён), нужно ли нам, чтобы в результате данного соития родился ребёнок, или не нужно, причём руководствуется при этом соображениями нашего же блага, которое мы так редко понимаем. Итак если довериться Отцу, Который ведает это лучше нас, то нам и не нужно заботиться, иметь ли супружеские отношения теперь и сейчас, и иметь ли в какой-либо извращённой форме, исключающей зачатие, вроде Онана. Как говорит Апостол, уклоняться друг от друга не должно, разве что на время, по согласию, для упражнения в посте и молитве. А в остальное время супруги призваны быть вместе, и могут предаваться любви беззаботно без дальних мыслей, или в радостном предвкушении возможного дара от Бога Всеблагого. А уж на усмотрение Бога, доставить ли им помощь, радость и даже спасение, в виде новой младенческой жизни, пусть и нежданной-негаданной, и незапланированной. И, вероятно, не стоит лишать Бога этой прерогативы, выдумав себе в супружестве дополнительные постнические и обетные ограничения - ведь они могут идти вразрез с Божественным Провидением. Правил и ограничений вполне достаточно тех, что даны от Бога, хватило бы понимания и тщания исполнить их.
ERRATUM. Внесены исправления: ошибочно употреблённый термин "приснодевство" (т.е. "вечное девство") заменён на "вновь-девство" (соответственно, "возобновлённое девство"). 16 авг. 2012
(это продолжение текста "О заповеди "не прелюбодействуй")