Творцом сказано человеку: "прах ты и в прах возвратишься" (полностью: "в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься", Быт. 3, 19).
Так оно, за, может быть, редчайшим исключением, и бывает: Даже сожженный развеянный по ветру прах всё равно падает на землю, где и находит покой. Даже в племенах, где был обычай хоронить умерших на вершинах деревьев, это всё равно неуклонно исполняется: деревья, состарившись, непременно падают и сгнивают, вместе со своей ношей.
Это сказано человеку, как Венцу Творения. Но то же самое мы наблюдаем и в животном мире: прах животных перегнивает, истлевает, давая тук земли, травы по осени ложатся на землю, чтобы из их перегнивших останков на следующий год выросла новая трава на пропитание зверью...
Если б так не было, этим носящимся, или столбом стоящим, прахом был бы наполнен и воздух, и вода, и не видно было бы за ним лика земли прекрасного, обновляющего красоту, и вод чистых и благотворных, напояющих землю и всю тварь.
Так и яблоко с яблони, не быв сорвано, падает на землю, чтоб доставить сюда семя яблоневое, которое произрастёт на смену старой яблоне, чтобы дать корм если не человеку мимо прошедшему, то зверю, и обратиться потом в перегной, в прах земли.
Поэтому, возвращение праха в землю - это благо от Бога Всеблагого. А если кто считает, что земля притягивает яблоко с той же силой, чти и яблоко - землю, что это богоустановленный "закон всемирного тяготения всего ко всему"... у языческих народов и не такие чудеса в голове бывают, не говоря о еретиках. Жаль, что христиане это перенимают.
* * *
В дискуссиях встречаются утверждения, например, "есть такой чин естества - сила тяжести", "тяжесть относится к непосредственно наблюдаемым явлениям, в связи с чем нет никакой необходимости её откуда-то брать [словесную формулировку этого чина естества], кроме как из повседневного опыта", "если тела имеют тяжесть, то значит таковыми их сотворил Бог", и т.п.
Слово "тяжесть" в синодальном переводе Св. Писания употребляется многократно. На языке, на котором Моисей записывал Пятикнижие, оригинал звучит как "масса", отсюда же эта лексическая единица вошла в европейские языки. - Впрочем, вероятно, не будет ошибкой предположить, что это слово, в древней форме, бытовало во многих древних языках, когда они были близки, не только в семитических, но и иафетических, праиндоевропейских. Слово "масса" в Библии имеет смысл "бремя", "тяжесть", "тягота", "груз". В ветхозаветном еврейском народе доходило до того, что в традицию вошло называть словом "масса" наставления Божии, даваемые через Пророков - народ воспринимал их именно как тягостную обузу и бремя (ср. со словами Христа "бремя Мое легко", Мф. 11, 30; об этом особо говорится также в кн. прор. Иеремии, гл. 23, 33-40). Дальнейшие языковые штудии позволяют выявить целый букет смысловых оттенков для "тяжести"-"массы", но понимания тяжести как независимого от человека атрибута плотных предметов, тем более атрибута от Бога, в этом разнообразии не усматривается, это позднейшая интерпретация, появившаяся в христианском мире в Новое время, от деятелей т.наз. "рационалистических" наук. Во всяком случае, того смысла, который вкладывает в термин "масса" современная дисциплина "физика" и смежные дисциплины, не прослеживается, поскольку этот контекст появился исторически гораздо позже. По смыслу, "естественнонаучное" понимание тяжести это смысловая трансформация, когда "бремя", "тяжесть", изначально характеризующие отношение человека к вещам и обстоятельствам, лишаются человеческого измерения и объявляются существующими сами по себе. По этим апостасийным наукам, "масса" объявляется характеристикой предмета (для такого предмета применяется термин "тело", опять же, с искаженным смыслом), а понимается при этом способность (никем никогда не виданная и не засвидетельствованная) тела бесконечно сохранять однажды приданное движение (при принципиально нереализуемых условиях, когда тело навек лишено какого бы то ни было взаимодействия с другими телами), а также, например, мера "силы", с которой это тело якобы "тянет" ко всем другим телам, по отдельности и вместе - при том, что этого "притягивания" одного к другому не видел, не мог наблюдать никто никогда в окружающем мироздании иначе, кроме разве как в специально сконфигурированной лабораторной реальности, то есть в чародейских опытах. Это при том, что "сила" и в библейском тексте, и традиционном обиходе это свойство человека, или животного, иногда этим словом обозначается например сила огня, но конечно никогда ничего похожего меру этого, несколькими человеками виданного, лже-притяжения.
Имеются некоторые, впрочем умозрительные, основания утверждать, что свойство это "тяжесть", именно тяжесть для человека, появляется ПОСЛЕ изгнания из Эдема. И, таким образом, тяжесть - нельзя этого исключить, как раз из числа тех уставов естества, что были извращёны как следствие грехопадения.
Для человека в Эдеме не было никакой тяжести, и опыт тяжести там не мог быть приобретён. В Эдеме не было "пота лица", Адам мог перемещать горы только силой своей веры. Ходить по воде силой веры мог, как Серафим говорит? - значит и горы двигать мог, этой же силой. А это не связано с телесным, мышечным напряжением, которое и даёт опыт тяжести и который (опыт) позволяет говорить, что, например, этот предмет тяжелее того. То есть, двигал горы (мог двигать) не потея, не напрягаясь, не изнуряясь, ибо ему, сотворенному по образу и подобию Бога, всё было по силам, все тела и все тяжести, и ничто не могло его отяготить, ни большая гора, ни маленькое яблочко. (Я это могу объяснить только тем, что Адаму там были даны в подчинение Ангелы Божьи, но был также допущен туда и единственный аггел искуситель.) А если нет такого опыта, то тяжесть телесная получается неощутимой, как бы недоступной опыту, тем более сравнение таких тяжестей, и человеку нет причин и оснований выдумывать такой устав до того, как придётся напрягаться в поте, приобретая этот опыт после грехопадения. Тяжесть для человека, пот лица, обременительность появляются, по слову Божьему, только после и в результате грехопадения, после того, как проклята была земля и первоначальные уставы от Бога были извращены и, следовательно, этот устав (тяжести) не может быть уставом от Бога.
К слову, обетование о возвращении в землю и в прах, о падении в землю ("в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься", Быт, 3, 19) было дано только после грехопадения.
Итак формулировка этого устава (о тяжести) это выдумка, опирающаяся разве что на некий "повседневный опыт" людей, чья приверженность Богу и Церкви как минимум под вопросом, ибо люди Церкви не анонимны. Кто и когда удостоверил, что у людей, имеющих такой опыт и апеллирующих к нему, вынуто бревно из глаза? В противном случае их опыт может быть с равным успехом отнесён к этому бревну, это повседневный опыт рассмотрения одного и того же бревна, ну или идентичных бревен миллионами людей.
Но Баальбекские мегалитические развалины, именно невероятно огромные каменные блоки, лежащие в его основании, феномен строительства из них - заставляют меня думать, что и для последующих ранних людей после изгнания тяжесть была совсем другой.
Предположение таково, что основания тамошних храмов, сложенные из циклопических тысячетонных блоков - это на самом деле сохранившиеся жертвенники, сооруженные Каином и Авелем. То есть места в своём роде святые. Почему там и пытались впоследствии, уже в послепотопные времена, строить храмовые комплексы. Обращает на себя внимание, что на гравюре Г. Доре жертвенники Авеля и Каина изображены как компактные возвышения с небольшими, можно сказать экономными, охапками хвороста и дров.
Схема рассуждения примерно такая же, как в случае Каабы. В исламе, Кааба - это жертвенник (один из жертвенников, надо думать) Авраама (Ибрахима в арабской транскрипции), причём построенный на основании жертвенника праотца Адама, сооруженного после изгнания, в глубоко допотопные времена. Откуда у Магомета эти сведения - вопрос другой. Место с исключительно древней историей, но предание о его святости было пронесено сквозь века, и Магомет был разумеется близко знаком как с легендами этих мест, родных для него, так и с преданиями иудеев, которых было тогда весьма много там и с которыми он, как известно, общался на религиозные темы.
Так вот, Баальбек стоит у подножия хребта Антиливан, на восточном склоне плодородной долины ("поля") Бекаа, а в четвёртой главе кн. "Бытие" Каин и Авель направились после жертвоприношений в поле, где Каин и убил Брата. Любопытно, что с этими же местами связана легенда о ещё одной кровавой драме: здесь был растерзан вепрем Адонис. Грот, где он умер и откуда истекает река Адонис (ныне р. Ибрахим) находится в паре десятков километров от Баальбека. Адонаи означает на языке, современном первым книгам Библии, просто: "господин", то есть, вполне может быть, что "Адонис" это не имя, а почтительное обращение.
Возникает вопрос, не послужило ли реальное событие: убийство Авеля, основой для мифа и культа Адониса, оформившегося в знакомом нам виде через тысячелетия? Память о нём была пронесена, надо думать, через вселенский Потоп семьёй Ноя, в его семейном предании. Не стоит ли за мифическим Адонисом второй сын Адама, Авель?
Итак, если рукотворные мегалитические возвышения в основании Баальбекского храмового комплекса - это ни что иное, как жертвенники Каина и Авеля, то волей-неволей приходится привлечь предположение, что они имели власть двигать горы или, как в Баальбеке, циклопические глыбы, отделённые от скальных обнажений. Причём, по сообщениям путешественников, создаётся впечатление, что размеры этих плит вообще не играли никакого значения для строителей основания Баальбека: нужен блок поменьше - делали поменьше, нужен громадный - делали громадный. То есть они ещё знать не знали, и предположить не могли, что есть, якобы, такой устав естества "тяжесть - свойство тел", и что, тем более "тела наделены этим свойством от Бога". Не было им (строителям основания Баальбека) тяжело перемещать эти камни, не приходилось им преодолевать такого "чина естества".
Но о возможности перемещать тяжести, хотя бы и горы, для человека совершенно определённого говорит Христос Бог в Евангелиях, и условием этого является наличие веры, хотя бы с горчичное зерно. Была ли вера в Бога истинного, Бога Священного Писания у Авеля и Каина? - Вопрос излишний, ведь, по библейскому свидетельству, они строили жертвенники и приносили жертвы Богу и свободно разговаривали с Ним, как друг с другом. (Умели они и повелевать зверями, как их родители: Адонис, по мифу, принял смерть не от руки человеческой; для Каина же, реально существовавшего, непосредственным орудием убийства мог служить подвернувшийся поблизости кабан, которого он мог натравить на брата своей завистливой волей).
Предположение, что степень обременительности человеческого бытия связана с совершенными грехами, их тяжестью, может подвести нас к выводу, что для древних людей послеадамовых, не знакомых со всеми теми разновидностями соблазнов, появившимися в человеческой истории лишь позднее (и с которыми так хорошо знакомы мы), и не запятнанных ими этими поздними грехами, - для них и тяжесть предметов "на подъём", была для них гораздо легче. Легче до поры, во всяком случае. Впрочем, гораздо раньше о том, почему настала тягостная жизнь для Каина, прямо говорит Св. Писание: "И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно..." (Быт. 4, 10-13).
Так или иначе, безотносительно к гипотезе о строителях основания Баальбека, это установление, устав тяжести жизни, даже усугубленный по сравнению с уставом для согрешившего Адама, был определён для Каина от Бога, но было это, как видим, отнюдь не от Сотворения. О "силе тяжести" как об неизменяемом атрибуте предметов и тел, неодушевлённых и неодушевленных, раз и насегда приписанном Богом от Сотворения, говорить не приходится.
Upd 6 мая 2014:
В доступных в интернете путеводителях по Ливану и Сирии упоминается следующее:
1. Имеется местное предание, впрочем не единственное на эту тему, что мегалитическое основание Баальбекского комплекса заложено Каином. Те же предания отрицают, что комплекс построен римлянами.
2. Непосредственно к Дамаску, который от Баальбека недалеко, с запада примыкает гора Касьюн, в которой имеются пещеры. С одной стороны, местное предание говорит, что в одной из пещер жило Адамово семейство, вместе с Каином и Авелем, и также одна из пещер называется "пещера первой крови" и связывается как раз с убийством Авеля (моё же предположение состоит в том, что Авель был лишен жизни на другой стороне долины Бекаа)
3. К западу от Дамаска, километрах в пятидесяти, расположена мечеть, впрочем позднесредневековой постройки, именуемая по-арабски "Наби Хабиль", то есть "могила Авеля".