О церковном вине

Sep 01, 2009 16:14


С весьма давних времён в Русской поместной Церкви в качестве церковного вина традиционно используется кагор. Кагор - название креплёного вина, даже семейства вин, хорошо известного в России своими качествами и в силу этого не нуждающегося в пространных описаниях. Между тем, на своей родине, в окрестностях французского города Каор (Cahors), кагор другой - это вино отнюдь не креплёное, но получающееся из виноградного сока способом естественного брожения, лёгкое вино.
Креплёный напиток получается путем подмешивания так называемого "спиритуса вини" (русифицированно: "спирт винный", буквально "винный дух") к вину естественному.
Попробуем проследить историю вопроса.
Когда Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери таинство Евхаристии, то сказал учениками пить всем вино из чаши. И налито было в чашу вино конечно не креплёное.
Способ получения креплёного алкоголем напитка был изобретён гораздо позднее, не раньше, чем был впервые получен сам алкоголь (al-cohol означает "полученный в ходе процесса, называемого возгонкой"). Это изобретение было сделано арабскими учеными приблизительно через семь столетий после того, как по земле ходил Христос, а уж смешивать получившуюся жидкость с вином придумали и того позже.
По-видимому, знакомство и соприкосновение христианского мира с винным спиртом случилось в нескольких местах. Тамплиеры, которые имели довольно плотные контакты с иудеями, проживавшими в Святой Земле, переняли у ученых раввинов приёмы и выгоды (сомнительные) разнообразного его применения. Так, иудеи научили рыцарей смачивать спиртом раны, особенно загниващие. В христианской традиции было омывать раны Святой водой, но последние отблески святости уже, как видно, покидали Западную Церковь, и прошедшая обряд освящения вода, которую считали святой, всё же протухала в сосудах в ходе длительных странствий, и смачивние ран такой водой только ускоряло гниение.
Раввины же показали способ и средство, давшее поразившее рыцарей результаты. (Они много чему их научили, о чём лучше помалкивать среди христиан). Храмовники охотно переняли, но иудеи не были открывателями и изобретателями, и, таким образом, лишь посредническим звеном между арабским и западно-европейским миром..
Известно также, что в Западной Европе алхимики, то есть чаще всего католические монахи, без лишней огласки ломавшие головы над премудростями иноверцев, тоже в своё время приложили руку к загадке о получении спирта. Для этого канала проникновения будет, вероятно, разумным предположить, что это веяние пришло, в частности, через мавританскую Испанию, мерез мавров и сосуществовавших с ними иудеев, через тодашнюю столицу колдовства Толедо. А также, разумеется, такие учения могли прийти через торговую столицу и перекрёсток культур средиземноморья Венецию
Сам же способ получения этого "винного духа", т.наз. "перегонка", наводит на мысль, что выдумать подвергнуть такой манипуляции хороший и добрый плод лозы мог человек, обладавший весьма изощрённым и извращенным складом ума. Нельзя исключить, что первые, кому удалось получить эту горючую, жгучую, мутящую рассудок, отравляющую жидкость, просто-напросто вызывали некоего духа, вольно или невольно. Само название "спиритус", то есть "дух", может подсказать такую догадку.
А если принять во внимание, что принятые объяснения, что этот спирт якобы в ходит в состав вина виноградного, опираются в той или иной мере на атомистическую концепцию, то тогда, если следовать святоотеческому учению, такие объяснения крайне сомнительны и недостоверны для христианина, поскольку Святые Отцы Церкви отрицали существование атомов.
Таким образом, имеются некоторые небеспочвенные основания предположить, что этот "спиритус вини", "винный дух", он же "спирт" - это ни что иное, как продукт чародейских манипуляций с вином, а по существу результат призывания демона.
Кому и по каким причинам пришло в голову добавлять спирт в вино? - дело, вероятно, в том, что после широкого вхождения спирта в европейский обиход общепринятым стало убеждение, что спирт вообще препятсвует всяческим гнилостным процессам. Отсюда один шаг до предположения, что добавление спирта может воспрепятствовать скисанию вина. Если для жителей винодельческих областей в таком скисании не было ничего особенно трагичного, то для моряков это было не так. А поскольку в своё время в Европе настала пора дальних морских странствий, то это с неизбежностью вызвало потребность в способах длительного сохранения пищевых припасов, включая разумеется и вино. И, хотя в библейском духе эта проблема решается совсем по-другому (твёрдая пища ли, вино ли - любая провизия может сохраняться свежей сколь угодно долго безо всяких специальных ухищрений, и не воссмердит, была бы только воля Божья на это, см. об этом в кн. Исх. гл. 16), всё же, апостасия брала своё, и предпочли более действенные, как они считали, средства.
Вернёмся теперь на Русь. Восточные славяне были не искушены ни в христианском учении, ни в виноделии. Учители, византийцы, взяли на себя заботу о поставках вина в северную страну, и из-за самой длительности пути из мест традиционного виноделия столкнулись с многочисленными случаями, когда даже самое лучшее вино доходило сюда уже скисшим. Спустя многие годы и века сведущие люди подсказали, что вино креплёное, то есть смешанное со спиртом, не в пример лучше переносит длительные путешествия. Наконец, царь Пётр I, смолоду много кутивший с иностранцами, испробовавший пьянящие напитки в великом множестве, учредивший развратные "всепьянейшие ассамблеи" и сам в них принимавший самое деятельное участие, завёл здесь производство креплёных вин. Он же, около трёх столетий назад, вынудил Церковь принять многие новшества, среди которых было и новомодное европейское креплёное питие. И так на Руси возникла и укоренилась новация (нам известная уже как традиция) употребления в церкви вина креплёного - чего не было и не могло быть ни на Тайной Вечери, ни у Апостолов, ни в первые века христианства.

Как же решается эта проблема в новозаветном духе? Как быть христианам, если в их местах лоза не возделывается, не плодоносит, не растёт? Или если приходится бежать, не взяв второй рубахи, вообще не взяв никаких вещей, не исключая сосудов или бурдюков с вином? Несложно представитть себе множество ситуаций, в которые могут попасть христиане, христианские общины, когда вина нет, и неоткуда взять. При том, что живое христианство немыслимо без литургии, без Евхаристии, без вина.
В учении Господа Иисуса Христа и на этот вопрос есть ответ.
Когда на брачном пире в Кане Галилейской случилось, что недоставало вина, то в вино, причём самое лучшее, была обращена Христом простая вода (Ин. 2, 1-11). Ну а поскольку вода есть везде, где селится или останавливается человек, то и вино, точно так же, может быть получено из воды, подобным же чудесным образом. Понятно, что такие чудеса делаются силой и милостью Бога, ну а христианам обетовано: " все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21, 22). Вопрос, таким образом, только в вере, а уж наличие и силу веры видит Бог.
Даже если нет источников воды, то пример Моисея, Сергия Радонежского и многих других Святых и праведников (также и Агари) говорит, что способность чувствовать ток воды под землёй и открывать источники вполне может быть дарована человеку. И, таким образом, вино, необходимое для евхаристической трапезы, может быть даровано и даже в самых стеснённых обстоятельствах. Также и хлеб, см. например у Матфея евангелиста, 7, 9-11.
Конечно, это нисколько не отменяет эдемского обетования возделывать землю в поте лица и ухаживать за садами, так что при более располагающих условиях не грех для христианина и вырастить лозу, и сделать точило для ягод. Тем более что Предание говорит о многих случаях, когда Святым удавалось вырастить южные плоды на холодном севере. Христианство, несущее народам Свет истинный, согревающее души, своим шествием по земле даже и климат делает ласковее.

* * *
Добавление к вину дыма от горения серы (называемого сейчас сернистым газом) это тоже дурная идея.
Сернистый газ добавляется теперь при разливе и укупорке вина в бутылки, и придумали это с той же целью, с какой раньше придумали добавлять спирт: чтоб хранилось подольше при хранении, в пути и на торжище, не скисая.
Даже самое поверхностное исследование показывает, что сера, тем более горящая сера (жупел) и в библейском повествовании, и в христианской традиции упоминается почти исключительно как атрибут вечной погибели, преисподней, вместилище, предуготованное для грешников, и т.п. В озере горящем серном до поры будет содержаться древний змей, сатана.
Негоже использовать в церковном священнодействии вино, окуренное серным дымом.
Previous post Next post
Up